Внеклассное мероприятие "Всех на свете дороже доброта"
классный час (4 класс) на тему

Внеклассный час по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»

Воскресенского муниципального района

Московской области

_____________________________________________________________________________

140250, Московская обл., Воскресенский район, д.Цибино, ул.Школьная, д.27-а,

т. 8 (496)44-51-247,

e-mail: cibino37@mail.ru сайт: http://150vosscibino.edusite.ru

Внеклассное мероприятие в 4 классе

" Всех на свете дороже доброта..."

 

Подготовила и провела Панкова Т.И.,

классный руководитель 4 класса

2014 год

  Цели и задачи:

- обратить внимание на то, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

-формировать в сознании детей понятие «доброта»;

-развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

-расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

-пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;

Предварительная подготовка: подборка материалов из газет, книг о добрых поступках, пословицы о добре, изготовление цветов из цветной бумаги, рисунки на тему « Доброта спасет мир», дерево добра с записками о совершении доброго дела, заучивание стихотворений о добре и добрых делах, приглашение учеников 3 класса.

Оборудование:  презентация к внеклассному мероприятию, бумажная кукла, заготовка лица-солнышка,  дерево «доброты».

Ход внеклассного мероприятия:

Учитель: Совсем скоро вы перейдете из начальной школы в среднюю, станете взрослыми учениками. И мне бы очень хотелось, чтобы вы оставались такими же дружными, любили друг друга, заботились, чтобы чужая беда не оставляла вас равнодушными. Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить и поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Лиза:     Качество это серьезное,

               Главное, важное.

              То, что значит оно,

              Очень нужно для каждого.

              В нем забота и ласка,

               Тепло и любовь.

               В нем стремленье

               На помощь прийти вновь и вновь.

Настя:  Это качество в сердце у многих живет

               И о боли других  позабыть не дает.

               И оно поважнее, чем лица красота.

               Это качество - наших сердец  ДОБРОТА.                

- А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

  Песня « Доброта». Показ слайдов.

Учитель:  Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?

(Ответы на вопросы)

Учитель:  Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»

Выступление группы «исследователей». Показ слайдов.

Первая группа: Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.  

 У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Влад:  Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: «Доброта - вещь  удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от  одиночества, душевных ран и непрошеных обид».  

Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

Света: Добрым быть совсем, совсем не просто:

            Не зависит доброта от роста,  

            Не зависит доброта от цвета.

            Доброта - не пряник, не конфета.

            Только надо, надо добрым быть

            И в беде друг друга не забыть.

            И завертится Земля быстрей,

            Если будем мы, с тобой добрей.

Учитель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.

Слава: Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:

А-аз                Ж-живёте      

Б-буки            3 - земля      

В-веди           Л-люди      

Г - глагол      М - мыслите    

Д - добро      П - покой  

Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Виолетта:  А как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»  

                    Поговорим об этом подробнее.

Милана:  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда бы не разрешила. Познакомьтесь, это Соня (кукла, вырезанная из бумаги), мы сделали ее вместе с мамой. Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будет говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

 (Дети называют обидные слова, Милана загибает края куклы)

Милана:   Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

-  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

Милана: Ребята, а сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. 

Женя:  Утешить можно им, помочь

              Развеселить, совет дать снова

              Но ты запомни лишь одно

              Всегда должно быть добрым слово.

Влад:   Ах, как нам добрые слова нужны!

             Не раз мы в этом убеждались сами,

             А может не слова - дела важны?

               Дела - делами, а слова - словами.

Никита: Они живут у каждого из нас,

                На дне души до времени хранимы,

                Чтоб их произнести в тот самый час,

                 Когда они другим необходимы.

Учитель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах. Мартина: Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...». Нельзя сказать, что этот человечек приятный для окружающих. Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.

(Дети на доске рисуют доброе лицо)

Никита:  А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя сигнальные карточки. Красный цвет будет обозначать ответ «да», синий - «нет».

Можно ли назвать добрым человека, который:

•   делает что-то полезное для людей;

•   делает домашнее задание за кого-то;

•   ждёт, когда его позовут на помощь;

•   переводит старушку через дорогу;

•   накормит бездомного котёнка;

•   заберёт обратно подаренную вещь;

 Учитель:   Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.

 Вы знаете, я очень счастлива, что наш класс умеет дружить. Я давно заметила, что вы умеете сострадать независимо от того, кем является ученик, вы научились переживать, если соседу по классу плохо. Вы умеете открыто улыбаться и радоваться, когда товарищ получает хорошую отметку.

Постарайтесь забыть про слово «обида». Обида для человека является отрицательным фактором. Обида как мешочек на шее, который постоянно наполняется по мере возникновения обид. Этот мешочек отягощает и человеку становится трудно передвигаться. Давайте теперь нарисуем свою обиду, а затем, отпустив ее, разорвем бумагу.

И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».

 Света:      Каждый знает этот мир

                  Словно кто-то разделил:

                  На хорошее, плохое –

                  В нас живут вот эти двое.

   Ваня:    Они борются годами

                  В сказках, фильмах и в нас с вами.

                  Каждый вправе выбирать

                  Кому в этом помогать.

Леша:       Если хочешь в мире тёмном

                 Обижать людей с порога,

                 Драться, хмурить свои брови

                 В царство зла тебе дорога.

Мартина:  Ну, а если ты улыбкой

                 И хорошим делом тоже

                 Помогаешь всем на свете,

                 То добро всегда поможет.

Все вместе, взявшись за руки:      

                 Помни истину простую:

                 Что от зла добра не ждут.

                  Только добрые поступки

                  И к тебе добром придут!

Мила: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.

  Катя:     Опомнись, вздрогни, человек!

                 Перед природой ты в долгу,

                 И славен будет пусть твой век

                 Травой душистой на лугу.

Милана:  Твори добро, чтобы любя,

                 Добро тебя нашло.

                 Зла не верши, чтоб и тебя

                 Не погубило зло.

Арсений:  Словами, мыслями, делами

                 Твори добро, борись со злом.

                 Всегда, везде, где только сможешь,

                 А главное - в себе самом.

Саша:  Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом. Своё дерево доброты мы уже сделали и хотим подарить его всем ребятам.

Выступающие дарят классу «Дерево доброты»

Учитель:   Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления - «Добро вокруг нас».

Выступление третьей творческой группы

Настя: Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная. Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого. Но - пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.

Давайте поиграем в игру «Щепка»: Нам надо представить себя берегами реки. Ребята, давайте построимся в две шеренги - вы берега реки.

Правила игры:

водящий не должен открывать глаза;

наличие полной тишины;

каждый, стоящий в шеренге, обязательно должен дотронуться до водящего.

Ход игры: группа выстраиваются в две шеренги. Выбирается водящий по желанию. Он закрывает глаза и превращается в щепку. "Плывет" вдоль двух берегов. Задача участников дотрагиваться до "щепки", помочь ей доплыть до конца. Так, пока все желающие не поучаствуют.

Света: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот что у нас получилось.  

Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть еще ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.  А сейчас становитесь в круг, сплетем паутину добра.

Вспомните, кто из вас и какое добро сделал своему товарищу. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.

Женя: Всегда приятно находиться в обществе таких добрых людей. Помните составленные нами правила  доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым (всем раздаются написанные на листах правила):  

•   Делись последним с другом.  

•   Помогай людям

•   Защищай слабого

•   Не завидуй

•   Прощай ошибки другим. 

Лиза: Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна. Сейчас на отпечатках своих ножек, нарисованных на листках бумаги, вы напишете добрые дела, которые сделали кому-то. Образуем тропу доброты.

Слава: Попробуй не наступить, а уступить.

            Не захватить, а отдать.

            Не кулак показать, а протянуть ладонь.

            Не спрятаться, а поделиться.

            Не кричать, а выслушивать.

            Не разорвать, а склеить.

Виолетта:  Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

Ситуация 1.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.

Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Леша: Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя? Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? Какой бы вы совет ему дали?

Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.

Учитель:  Ребята, вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания? Кто её автор?

Как девочка Женя использовала лепестки? На что она потратила последний лепесток?   (Чтобы мальчик Женя был здоров)

Давайте посмотрим этот отрывок.

Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик»  

Учитель:  Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)  

А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? Может надо помнить о товарищах по классу, и неважно, хорошо он учится или нет, послушный или шалопай. Всегда надо оставаться людьми. Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить?

Настя:  Вот сегодня в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты распустится ещё один цветок. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?  

Учитель:  Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств). Скоро в 5-ый класс!

Подойдите, пожалуйста, ко мне, сложите свои ладошки вместе. Видите, какая большая получилась ладонь. Ее трудно победить. Мне бы очень хотелось, чтобы вы до 11-ого класса были, как одно целое, всегда приходили на помощь друг другу.

 Слава:     Будьте добры, это я говорю по секрету.

                   Будьте добры - и не ждите за это конфету.

                   Будьте добры - без игры и во время игры,

                   Если сумеете, будьте добры.

Дима:        Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

                   Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

                   И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,

                   Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Катя:         Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,

                   Делай доброе дело ради счастья людей.

                   Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

                    Делай доброе дело - тем живём на Земле.

Света: 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично.

Настя:  Вот сегодня в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». Мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты распустятся  цветы.  Я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?  

Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди. Радостно, потому что вы повзрослели, стали умнее, многому научились.

Будет трудно – крепитесь!

Будет больно – не плачьте!

Будет ветер – не гнитесь!

Глаз в ладони не прячьте!

Если грозы – смотрите!

Если слёзы – сотрите!

Если страшно – держитесь!

Помните – жизнь – это жизнь.

Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, детки, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь. И еще, помните ребята, что рядом с вами есть люди, на которых всегда можно положиться в трудную минуту: Это, прежде всего ваши родители, друзья, и мы - ваши учителя! Всего Вам доброго, идите по жизни с высоко поднятой головой, и пусть у вас все получится.

Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Классный руководитель                                                    Панкова Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по теме " Урок доброты ".

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся. Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово челове...

Внеклассное мероприятие Мой путь к доброте

Цель даного мероприятия - формирование этических норм поведения в обществе, общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся....

Классный час "Всех на свете дороже доброта"

Открытый классный час, в ходе которого три творческие группы защищают мини- проекты по темам: "Что такое доброта?", "Добро и зло", "Добро вокруг нас".Данное мероприятие расширяет знания детей о доброт...

Презентация "Всех на свете дороже доброта"

Презентация к классному часу "Всех на свете дороже доброта"...

Презентация к классному часу "Всех на свете дороже доброта"

Я провела открытый классный час "Всех на свете дороже доброта"...