Программа социализации и воспитания "Здоровейка"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.docx | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»
кафедра психологии и педагогики
Программа социализации и воспитания
«ЗДОРОВЕЙКА»
Полготовила:
воспитатель гпд
МБОУ СОШ № 1 г.Чаплыгина
Просветова Елена Юрьевна
Липецк,2015
Пояснительная записка:
Проблема здоровья детей и нации в целом важна как никогда. Образовательная организация обязана создать такие условия для обучающихся,которые способствуют сохранению и укреплению здоровья,формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Здоровье включает в себя не только физиологический и психологический аспекты,но и социальный. ОО призвано вооружить ребенка необходимыми способами ведения здорового образа жизни,оградить от негативного социального окружения.
Многочисленные исследования ученых доказывают приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья. Формирование мотивации на ведение здорового образа жизни,организация культурной здоровьесбере-гающей практики ведет к становлению здоровье сберегающей компетентности.
Программа социализации и воспитания «Здоровейка» включает в себя личностные ориентиры и нормы поведения,обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья.Программа способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка,помогает достигать планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования,а так же программа направлена на преодоление школьных факторов риска: большие учебные нагрузки,трудности в усвоении школьной программы.школьные страхи,адаптация первоклассников.
Нормативно-правовой и документальной базой программы социализации и воспитания «Здоровейка» по формированию культуры здоровья являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе ( Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)
Цели программы «Здоровейка»:
1.формировать установки на ведение здорового образа жизни;
2.развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении своего здоровья;
3.обучать способам и приемам сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
Формирование представлений о факторах ,влияющих на здоровье; о правильном питании и режиме питания; о полезных продуктах и витаминах; об огранизации режима дня,учебы и отдаха; о двигательной активности.
Формирование навыков конструктивного общения.
Развитие потребности безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам о состоянии здоровья,роста и развития.
Обучение правилам личной гигиены,умению самостоятельно поддерживать свое здоровье.
Обучение простым упражнениям для сохранения зрения,дыхательной гимнастики,пальчиковой гимнастики.
Обучение простым навыкам эмоциональной разгрузки.
Программа социализации и воспитания «Здоровейка» предназначена для обучающихся 1-х классов.Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей и рассчитана на 1 час в неделю-33 часа в год. Программа построена на основе современных представлений о физическом и психическом развитии ребенка этого возраста (6-7 лет).
Программа состоит из 7 разделов:
1. «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
2.«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
3.«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
4.«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
5.«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
6.«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
7.«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
- Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
- Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы
Программа «Здоровейка» предусматривает достижение следующих результатов:
Знать: основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей ;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранение и укрепление здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков ;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Здоровейка»
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год.
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практи-ческие занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | праздник |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | Викторина |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | Игра - викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | Круглый стол |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 1 | 2 | Ролевая игра |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | Диагностика |
Итого: | 33 | 14 | 19 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель:
первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практи-ческие занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 1 | 2 | |
1.1 | Дорога к доброму здоровью | 1 | 1 | |||
1.2 | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 1 | 1 | |||
1.3 | В гостях у Мойдодыра Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 1 | |||
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | 1 | праздник | ||
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | ||
2.1 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 | 1 | |||
2.2 | Культура питания Приглашаем к чаю | 1 | 1 | |||
2.3 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) | 1 | 1 | |||
2.4 | Как и чем мы питаемся | 1 | ||||
2.5 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 | 1 | викторина | ||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | ||
3.1 | Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим | 1 | 1 | |||
3.2 | Полезные и вредные продукты. | 1 | 1 | |||
3.3 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» | 1 | 1 | |||
3.4 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 | 1 | |||
3.5 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | 1 | |||
3.6 | День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | 1 | 1 | |||
3.7 | В здоровом теле здоровый дух | 1 | 1 | виктори на | ||
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | ||
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | 1 | |||
4.2 | Зрение – это сила | 1 | 1 | |||
4.3 | Осанка – это красиво | 1 | 1 | |||
4.4 | Весёлые переменки | 1 | 1 | |||
4.5 | Здоровье и домашние задания | 1 | 1 | |||
4.6 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим | 1 | 1 | Игра- викторина | ||
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | ||
5.1 | “Хочу остаться здоровым”. | 1 | 1 | |||
5.2 | Вкусные и полезные вкусности | 1 | 1 | |||
5.3 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | 1 | 1 | |||
5.4 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | 1 | круглый стол | ||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 2 | 1 | ||
6.1 | Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 | 1 | день вежливос ти | ||
6.2 | Вредные и полезные привычки | 1 | 1 | |||
6.3 | “Я б в спасатели пошел” | 1 | 1 | Ролевая игра | ||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | ||
7.1 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | 1 | 1 | |||
7.2 | Первая доврачебная помощь | 1 | 1 | |||
7.3 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | 1 | 1 | |||
7.4 | Чему мы научились за год. | 1 | 1 | диагностика | ||
Итого: | 33 | 15 | 1 | 17 |
Содержание программы.
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1. Дорога к доброму здоровью
Тема 2 . Здоровье в порядке- спасибо зарядке
Тема 3. В гостях у Мойдодыра.Кукольный спектакль
К. Чуковский «Мойдодыр»
Тема 4 Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль-праздник)
Раздел 2. Питание и здоровье (5 ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Тема 1 Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю
Тема 3. Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)
Тема 4. Как и чем мы питаемся
Тема 5 Красный, жёлтый, зелёный (Текущий контроль знаний- викторина)
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках ( 7 ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема 1. Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
Тема 2. Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим.
Тема 3. Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек.»
Тема 5. Как обезопасить свою жизнь
Тема 6.День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
Тема 7. В здоровом теле здоровый дух Текущий контроль знаний(Викторина)
Раздел 4. Я в школе и дома (6 ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Тема 1. Мой внешний вид –залог здоровья .
Тема 2. Зрение – это сила
Тема 3. Осанка – это красиво
Тема 4. Весёлые переменки
Тема 5. Здоровье и домашние задания
Тема 6. Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим Текущий контроль знаний.
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов ( 4 ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Тема 1. Хочу остаться здоровым
Тема 2. Вкусные и полезные вкусности
Тема 3. День здоровья «Как хорошо здоровым быть»
Тема 4«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Текущий контроль знаний- круглый стол
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (3 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Тема 1.Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
Тема 2. Вредные и полезные привычки.
Тема 3.Я б в спасатели пошел” Текущий контроль знаний- ролевая игра
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» ( 4 ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Тема 1.Опасности летом (просмотр видео фильма)
Тема 2.Первая доврачебная помощь
Тема 3.Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
Тема 4.Чему мы научились за год. Итоговый контроль знаний- диагностика.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Список литературы
1.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2.Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5.Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
6.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
7.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
8.Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
9.Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
10.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
11.Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации и развития 1 класса
Планирование работы классного руководителя с ученическим коллективом и родителями первоклассников, соотверствующей требованиям ФГОС...
«Социальный проект как условие реализации программы социализации личности школьника в рамках ФГОС»
Я хочу рассказать о создании новой формы воспитательной работы - агитбригады. Это прежде всего пропаганда здорового образа жизни: правильного питания, правил поведения в школе, в столовой, ...
ПРОГРАММА социализации учащихся 3 класса "Познай себя"
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО...
Программа социализации во 2 классе.
План проведения тренинговых занятии для второго класса....
Рабочая программа социализации по внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1-4 класс
Рабочая программа социализации по внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1-4 класс...
программа социализации и воспитания
В соответствии с требованиями Концепции, ФГОС цель программы воспитания и социализации учащихся начальной школы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации ли...
Программа социализации и воспитания
Программа расчитана на 4 года обучения в начальной школе...