Конспект занятия по ОБЖ "Как вести себя с незнакомыми людьми"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Занятие по ОБЖ на тему "Как вести себя с незнакомыми людьми" для учащихся начальных классов. В конспекте отражены разнообразные формы работы, в том числе и практической напрвленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_konspekt_po_obzh_kak_vesti_sebya_s_neznakomymi_lyudmi.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Опасно чувствовать себя безопасно в опасности.
/Латинская пословица/
Пояснительная записка
В современном мире гармоничное развитие личности невозможно без изменения сложившегося мировоззрения человека и стиля его взаимоотношений с окружающей средой. Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться со школьного возраста и совершенствоваться на протяжении всей жизни.
Школа призвана помочь детям в осознании ими того, что главная ценность человека – его жизнь и здоровье, сформировать стремление и умение ценить и беречь их. Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет ее:
♦ в безопасном отношении к себе;
♦ в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
♦ в безопасном взаимодействии с окружающей средой.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и жизнерадостными, по мере сил заботятся о них и обеспечивают их безопасность. Однако, по мере взросления родители не могут быть с детьми постоянно. Ребенок растет, и ему нужно чувствовать свою индивидуальность и самостоятельность. Но он не всегда может понять, какие опасности сулит ему «взрослая» жизнь, особенно в наше криминогенное время. А ведь порой опасность подстерегает нас и дома, и в подъезде, и во дворе.
Как научить детей быть осторожными и быстро реагировать на экстремальную ситуацию? Не все родители обсуждают эту проблему с детьми, либо не знают, как правильно объяснить ребенку, как себя вести, не ущемляя его желания быть самостоятельным. Важно при этом, чтобы у ребенка не сложилось формальное отношение к собственной безопасности.
В традиционной образовательной практике, как правило, при рассмотрении вопросов ОБЖ первое место уделяют техногенной безопасности. Однако опасность для детей в значительной степени может исходить от других людей. Восполнению этого недостатка посвящено предлагаемое занятие.
Цель занятия: Отработка умения найти за короткое время оптимальный вариант поведения в экстремальной ситуации.
Задачи:
- формировать у воспитанников умение предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих;
- содействовать формированию в воспитанниках культуры безопасной жизнедеятельности, ключевых социально-коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях);
- предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми;
- способствовать развитию поведенческих компетенций: осторожности, внимания, смекалки;
- способствовать воспитанию у школьников ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Оборудование:
рисунки учащихся на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами для работы в парах и группах.
Условия эффективности:
- целенаправленное и систематическое обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности;
- восприятие воспитанниками основ культуры безопасности жизнедеятельности на творческом уровне;
- наличие у школьников опыта работы в группах.
Сфера применения:
Данное занятие может быть использовано также на классных часах и уроках ОБЖ в начальной школе.
Ожидаемые результаты:
Личностные УУД: воспитанники научатся понимать, что здоровье- главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь;
Регулятивные УУД: воспитанники научатся оценивать результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД: воспитанники научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные УУД : воспитанники научатся воспринимать другие мнения, формировать собственные мнения и позицию.
Ход занятия | УУД, формируемые у воспитанников на данном этапе | |
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о безопасности жизнедеятельности. Некоторые люди думают, что опасность - это как камень на дороге: шел, споткнулся, упал. Но не бывает так, чтобы опасность возникла сразу, из ничего. Опасных случаев зачастую могло бы и не происходить, если бы все люди знали главные правила безопасного поведения. Давайте вспомним эти правила: 1.Предвидеть опасность. 2.По возможности избегать ее. 3.При необходимости - действовать. Но знать правила - это полдела. Гораздо труднее научиться применять их в жизни. Каждый раз, оказавшись в сложном положении, вы должны будете сами решить, что делать. А для того, чтобы решение принимать правильно, Вам надо многое узнать - и о себе, и о вещах, и собственной квартире , и о других людях. Сейчас я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, о чем мы будем сегодня говорить. -Хочешь покататься на машине? Как тебя зовут? Пойдем, я покажу тебе щенка. (О встрече с незнакомыми людьми) -Правильно. Мы будем работать по теме: «Как нужно вести себя при встрече с незнакомым человеком» -А вы знаете, как надо вести себя с незнакомыми людьми? (Далее следуют разнообразные ответы детей) -Конечно, вежливо, уважительно. Это понятно. Но еще и правильно. | Коммуникативные УУД: -развивать умение слушать и понимать речь других. Личностные УУД: -формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. |
Актуализация знаний | Мы не раз уже с вами говорили, что в жизни встречаются не только хорошие люди, такие, как твои родители, учителя, которые работают и хотят всем добра. Есть еще и плохие. Они не хотят жить нормально. Их устраивает жить за счет других. Для этого они воруют, грабят, а иногда даже убивают. К несчастью, они не жалеют даже таких детей, как вы. Надо помнить, что не все люди хотят друг другу добра. Те, у кого на доброту к другим не хватает сердца и ума, могут встретиться и тебе, особенно в большом городе. Здесь, к сожалению, можно встретить и вора, и мошенника, и похитителя. -Как можно ещё назвать людей , у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, бандиты). -Объясните значения этих слов. -Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги. Игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными. - Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? ( Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им станет ясно, кто в квартире.) | Регулятивные УУД: -выделять и осознавать то, что уже усвоено. Познавательные УУД: -преобразовывать информацию из одной формы в другую; Познавательные УУД: -уметь сопоставлять и отбирать информацию, полученную из словарей; Коммуникативные УУД: -уметь высказывать свою точку зрения. |
Постановка проблемы | -Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые.) -Всегда ли приятная внешность обозначает и добрые намерения? -В каждой сказке есть злодеи. Давайте их вспомним. (Волк из «Красной Шапочки», Волк из сказки «Волк и семеро козлят», Карабас Барабас из сказки про Буратино и др.) -Как они выглядят? Вот только в отличие от сказок на обычной улице злодеи выглядят по-другому. Вору или обманщику очень важно быть как все. Иначе их будут узнавать и им не удастся ничего украсть и никого обмануть. Поэтому на улице они выглядят как обычные горожане. Что же делать? | Коммуникативные УУД: -высказывать свое предположение (версию) и прогнозировать предстоящую работу; Личностные УУД: -формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: -учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с воспитателем. |
«Открытие» новых знаний | -Во всем мире полицейские и милиционеры придумали памятку - специально для детей, - как правильно себя вести с любым незнакомым человеком. Коротко это называется Правилом пяти «НЕ»: 1.Не разговаривай с незнакомцем. 2.Не садись к незнакомцу в машину. 3.Не заходи с незнакомцем в лифт и подъезд. 4.Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты. 5.Не принимай от незнакомых людей подарки. -А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину? (Ответы детей) -Все равно скажи – Нет! И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать. -Твердо запомните одну простую вещь: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям. И еще одно: ни один нормальный взрослый не будет предлагать незнакомому ребенку пойти вместе с ним полакомиться мороженым, посмотреть видео, поиграть в компьютерную игру или покататься на машине. А вот ненормальный найдет тысячу разных причин. Даже не угадаешь, что придет в его ненормальную голову, чтобы заманить ребенка. Так что самое надежное - вообще не разговаривать с незнакомцем. -Где еще преступники могут поджидать своих жертв? (В подъезде, в лифте) -Встретить незнакомца вы можете не только на улице, но и в своем подъезде. Представьте: вы ждете лифт. В это время подходит незнакомый человек и встает рядом. Открылись двери лифта, человек зашел внутрь. А что делать тебе? -Не стесняйтесь сказать: «Я поеду на следующем!» -А если что-то случилось в подъезде, не стесняйтесь кричать. Лучше всего кричать не «бандиты» или «помогите» - тогда соседи могут и побояться открыть дверь, а «пожар» и «горим»! На этот крик двери откроются наверняка. -Прочитайте предложенные тексты. К предложенным в них ситуациям дано несколько вариантов действий. Обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. 1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит: – Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону. Мальчик отвечает: – Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером. – Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит. 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит: – Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран? Девочка отвечает: – Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17. – У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку. 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит: – Я почтальон и принёс вам письмо. Мальчик отвечает: – Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей. – Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (Сценка готовится заранее). - Просмотрите сценку и ответьте на вопрос: – Какое настроение вызывает у вас эта история? Автор: «Ноль, один, два, три, четыре! Дима был один в квартире. Тишина со всех сторон. Вдруг проснулся телефон. Зазвенел, заголосил, Трубку снять скорей просил. В трубке – голос незнакомый: Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома? Если дома – позови! Своё имя назови» Дима: «Папы с мамой дома нет!» Автор: Дима произнёс в ответ. Дима: «А зовут меня – Димон!» Автор: Засмеялся в телефон. Незнакомец попрощался, Передать привет просил, Дима трубку положил И опять один остался. Час прошёл, потом второй… В дверь звонок: Грабитель: «Димон, открой!» Автор: Прибегает Дима к двери: Дима: «Кто там?» Грабитель: «Папа!» Дима: «Нет, не верю: Папа мой в командировке Вы меня надули ловко: Я узнал вас: вы звонили, Обмануть меня решили? Но не всё смогли узнать. Дверь не стану открывать!» Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий, Ничего, подыщем ключик – Больно ты, Димон, крутой! Не мальчишка – Буратино! Может рядом есть Мальвина? Так, держись – достану вас: Я – ужасный Карабас!» Автор: Но находчивый Димон Вспомнил тут про телефон. Крикнул громко и сердито Из-за двери он бандиту: Дима: «Можешь не стараться В дверь напрасно прорываться: Хоть в квартире я один, Знаю цифру 01, А ещё 02, 03! Оглянись-ка, посмотри – Ждут тебя ударные Быстрые пожарные! Если хватит вдруг удар, Ждёт со «скорой» санитар! А захочешь смыться, – Ждёт тебя милиция!» Автор: Телефон быть другом может: Если надо, он поможет!» -Какие ошибки совершил Дима? - В чём проявилась его находчивость? -Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.
Работа в парах. - Выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуации, изложенной в стихотворении. Список пословиц: • «По секрету всему свету». • «Держи язык за зубами». • «Мир не без добрых людей». • «Ошибка – не вина, учит людей разуму». • «Страх – плохой советчик». • «Кто много болтает – беду на себя накликает». (К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»). | Познавательные УУД: -осознавать необходимость нового знания; -преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные УУД: -уметь высказывать свою точку зрения; -развивать умение слушать и понимать речь других; -уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы; -пытаться обосновать свою точку зрения, приводя аргументы; -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Личностные УУД: -развивать умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции. |
Повторение | -Чтобы опасная ситуация не возникла, какие правила надо соблюдать? - Что надо делать, если вы одни дома? - Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице? | Познавательные УУД: -уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде; |
Рефлексия | -Для чего нужно было сегодняшнее занятие? -Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем занятии? | Регулятивные УУД: - формировать умение оценивать усвоенный материал. Личностные УУД: -уметь определять степень успешности выполнения своей работы и работы всей группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 1 "Б" классе по теме "Как вести себя с незнакомыми людьми"
Презентация урока...
Внеклассное мероприятие. Тема: "Как вести себя с незнакомыми людьми"
Тема: "Как вести себя с незнакомыми людьми"Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношен...
урок по ОБЖ " Как вести себя с незнакомыми людьми"
Правила поведения с незнакомыми людьми...
Классный час "Как вести себя с незнакомыми людьми"
Классный час для учащихся начальной школы...
Развивающий час в группе продленного дня:"Как вести себя с незнакомыми людьми".
Развивающий час составлен в игровой форме со стихами, картинками, игровыми ситуациями....
"Как вести себя с незнакомыми людьми" памятка для детей
Памятка для детей по безопасному поведению на улице....