Конспект занятия по ОБЖ "Как вести себя с незнакомыми людьми"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Занятие по ОБЖ на тему "Как вести себя с незнакомыми людьми" для учащихся начальных классов. В конспекте отражены разнообразные формы работы, в том числе и практической напрвленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опасно чувствовать себя безопасно в опасности.

 /Латинская пословица/

Пояснительная записка

В современном мире гармоничное развитие личности невозможно без изменения сложившегося мировоззрения человека и стиля его взаимоотношений с окружающей средой. Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться со школьного возраста и совершенствоваться на протяжении всей жизни.

 Школа призвана помочь детям в  осознании ими того, что главная ценность человека – его жизнь и здоровье, сформировать стремление  и умение ценить и беречь их. Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет ее:

 ♦ в безопасном отношении к себе;

 ♦ в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;

 ♦ в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

        Все родители хотят видеть своих детей здоровыми  и жизнерадостными,  по мере сил заботятся о них и обеспечивают их безопасность. Однако, по мере взросления родители не могут быть с детьми постоянно. Ребенок растет, и ему нужно чувствовать свою индивидуальность и самостоятельность. Но он не всегда может понять, какие опасности сулит ему «взрослая» жизнь, особенно в наше криминогенное время. А ведь порой опасность подстерегает нас и дома, и в подъезде, и  во дворе.

        Как научить детей быть осторожными и быстро реагировать на экстремальную ситуацию? Не все родители обсуждают эту проблему с детьми, либо не знают, как правильно объяснить ребенку, как себя вести, не ущемляя его желания быть самостоятельным. Важно при этом, чтобы у ребенка не сложилось  формальное отношение к собственной безопасности.

 В традиционной образовательной практике, как правило, при рассмотрении вопросов ОБЖ первое место уделяют техногенной безопасности. Однако опасность для детей в значительной степени может исходить от других людей. Восполнению этого недостатка посвящено предлагаемое занятие.

Цель занятия: Отработка умения найти за короткое время оптимальный вариант поведения в экстремальной ситуации.

        Задачи:

- формировать у воспитанников умение предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих;

- содействовать формированию в воспитанниках культуры безопасной жизнедеятельности, ключевых социально-коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях);

- предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми;

 - способствовать развитию поведенческих компетенций: осторожности, внимания, смекалки;

 - способствовать воспитанию у школьников ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

 Оборудование:

рисунки учащихся на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами для работы в парах и группах.

Условия эффективности:

 - целенаправленное и систематическое обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности;

 - восприятие воспитанниками основ культуры безопасности жизнедеятельности на творческом уровне;

 - наличие у школьников опыта работы в группах.

Сфера применения:

 Данное занятие может быть использовано также на классных  часах и уроках ОБЖ в начальной школе.

Ожидаемые результаты:

Личностные УУД: воспитанники научатся понимать, что здоровье- главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь;

Регулятивные УУД: воспитанники  научатся оценивать результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД: воспитанники научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Коммуникативные УУД : воспитанники научатся воспринимать другие мнения, формировать собственные мнения и позицию.

Этап занятия

Ход занятия

УУД,

формируемые у воспитанников на данном этапе

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о безопасности жизнедеятельности. Некоторые люди думают, что опасность - это как камень  на дороге: шел, споткнулся, упал. Но не бывает так, чтобы опасность возникла сразу, из ничего. Опасных случаев  зачастую могло бы и не происходить, если бы все люди знали главные правила безопасного поведения. Давайте вспомним эти правила:

1.Предвидеть опасность.

2.По возможности избегать ее.

3.При необходимости - действовать.

Но знать правила - это полдела. Гораздо труднее научиться применять их в жизни.

Каждый раз, оказавшись в сложном положении, вы должны будете сами решить, что делать. А для того, чтобы решение принимать правильно, Вам надо многое узнать - и о себе, и о вещах, и собственной квартире , и о других людях.

Сейчас я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, о чем мы будем сегодня говорить.

-Хочешь покататься на машине? Как тебя зовут? Пойдем, я покажу тебе щенка.

(О встрече с незнакомыми людьми)

-Правильно. Мы будем работать по теме: «Как нужно вести себя при встрече с незнакомым человеком»

-А вы знаете, как надо вести себя с незнакомыми людьми?

(Далее следуют разнообразные ответы детей)

-Конечно, вежливо, уважительно. Это понятно. Но еще и правильно.

Коммуникативные УУД:

-развивать умение слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

 -формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

Актуализация знаний

Мы не раз уже с вами говорили, что в жизни встречаются не только хорошие люди, такие, как твои родители, учителя, которые работают и хотят всем добра. Есть еще и плохие. Они не хотят жить нормально. Их устраивает жить за счет других. Для этого они воруют, грабят, а иногда даже убивают. К несчастью, они не жалеют даже таких детей, как вы. Надо помнить, что не все люди хотят друг другу добра. Те, у кого на доброту к другим не хватает сердца и ума, могут встретиться и тебе, особенно в большом городе. Здесь, к сожалению, можно встретить и вора, и мошенника, и похитителя.

-Как можно ещё назвать людей , у которых цели и действия преступны?

(Преступники, злоумышленники, бандиты).

-Объясните значения этих слов.

-Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги. Игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди.

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

- Как могут такие люди узнать, что вы одни дома?

( Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им станет ясно, кто в квартире.)

   Регулятивные УУД:

-выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Познавательные УУД:

-уметь сопоставлять и отбирать информацию, полученную из словарей;

Коммуникативные УУД:

-уметь высказывать свою точку зрения.

Постановка проблемы

-Какие взрослые могут быть опасными?

(Люди неприятной внешности, неприятно одетые.)

-Всегда ли приятная внешность обозначает и добрые намерения?

-В каждой сказке есть злодеи. Давайте их вспомним.

(Волк из «Красной Шапочки», Волк из сказки «Волк и семеро козлят», Карабас Барабас из сказки про Буратино и др.)

-Как они выглядят?

 Вот только в отличие от сказок на обычной улице  злодеи выглядят по-другому. Вору или обманщику очень важно быть как все. Иначе их будут узнавать и им не удастся ничего украсть и никого обмануть. Поэтому на улице они выглядят как обычные горожане. Что же делать?

Коммуникативные УУД:

-высказывать свое предположение (версию) и прогнозировать предстоящую работу;

Личностные УУД:

-формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

-учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с воспитателем.

«Открытие» новых знаний

-Во всем мире полицейские и милиционеры придумали памятку - специально для детей, - как правильно себя вести с любым незнакомым человеком.

Коротко это называется Правилом  пяти «НЕ»:

1.Не разговаривай с незнакомцем.

2.Не садись к незнакомцу в машину.

3.Не  заходи с незнакомцем в лифт и подъезд.

4.Не  задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

5.Не принимай от незнакомых людей подарки.

-А если незнакомец просто просит показать нужную улицу  или поднести сумку, проводить к магазину?

(Ответы детей)

-Все равно скажи – Нет! И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.

-Твердо запомните одну простую вещь: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям. И еще одно: ни один нормальный взрослый не будет предлагать незнакомому ребенку пойти вместе с ним полакомиться мороженым, посмотреть видео, поиграть в компьютерную игру или покататься на машине. А вот ненормальный найдет тысячу разных причин. Даже не угадаешь, что придет в его ненормальную голову, чтобы заманить ребенка. Так что самое надежное - вообще не разговаривать с незнакомцем.

-Где  еще преступники могут поджидать своих жертв?

(В подъезде, в лифте)

-Встретить незнакомца вы можете не только на улице, но и в своем подъезде. Представьте: вы ждете лифт. В это время подходит незнакомый человек и встает рядом. Открылись двери лифта, человек зашел внутрь. А что делать тебе?

-Не стесняйтесь сказать: «Я поеду на следующем!»

-А если что-то случилось в подъезде, не стесняйтесь кричать. Лучше всего кричать не «бандиты» или «помогите» - тогда соседи могут и побояться открыть дверь, а «пожар» и «горим»! На этот крик двери откроются наверняка.

-Прочитайте предложенные тексты. К предложенным в них ситуациям дано несколько вариантов действий. Обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ.

1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

 – Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

 Мальчик отвечает:

 – Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

 – Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

 – Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

 Девочка отвечает:

 – Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

 – У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

 – Я почтальон и принёс вам письмо.

 Мальчик отвечает:

 – Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

 – Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.

 Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима».

(Сценка готовится заранее).

- Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:

 – Какое настроение вызывает у вас эта история?

Автор: «Ноль, один, два, три, четыре!

 Дима был один в квартире.

 Тишина со всех сторон.

 Вдруг проснулся телефон.

 Зазвенел, заголосил,

 Трубку снять скорей просил.

 В трубке – голос незнакомый:

 Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?

 Если дома – позови!

 Своё имя назови»

 Дима: «Папы с мамой дома нет!»

 Автор: Дима произнёс в ответ.

 Дима: «А зовут меня – Димон!»

 Автор: Засмеялся в телефон.

 Незнакомец попрощался,

 Передать привет просил,

 Дима трубку положил

 И опять один остался.

 Час прошёл, потом второй…

 В дверь звонок:

 Грабитель: «Димон, открой!»

 Автор: Прибегает Дима к двери:

 Дима: «Кто там?»

 Грабитель: «Папа!»

 Дима: «Нет, не верю:

 Папа мой в командировке

 Вы меня надули ловко:

 Я узнал вас: вы звонили,

 Обмануть меня решили?

 Но не всё смогли узнать.

 Дверь не стану открывать!»

 Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,

 Ничего, подыщем ключик –

 Больно ты, Димон, крутой!

 Не мальчишка – Буратино!

 Может рядом есть Мальвина?

 Так, держись – достану вас:

 Я – ужасный Карабас!»

 Автор: Но находчивый Димон

 Вспомнил тут про телефон.

 Крикнул громко и сердито

 Из-за двери он бандиту:

 Дима: «Можешь не стараться

 В дверь напрасно прорываться:

 Хоть в квартире я один,

 Знаю цифру 01,

 А ещё 02, 03!

 Оглянись-ка, посмотри –

 Ждут тебя ударные

 Быстрые пожарные!

 Если хватит вдруг удар,

 Ждёт со «скорой» санитар!

 А захочешь смыться, –

 Ждёт тебя милиция!»

 Автор: Телефон быть другом может:

 Если надо, он поможет!»

-Какие ошибки совершил Дима?

- В чём проявилась его находчивость?

-Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.

 

Работа в парах.

- Выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуации, изложенной в стихотворении.

Список пословиц:

 • «По секрету всему свету».

 • «Держи язык за зубами».

 • «Мир не без добрых людей».

 • «Ошибка – не вина, учит людей разуму».

 • «Страх – плохой советчик».

 • «Кто много болтает – беду на себя накликает».

 (К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»).

Познавательные УУД:

-осознавать необходимость нового знания;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД:

-уметь высказывать свою точку зрения;

-развивать умение слушать и понимать речь других;

-уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-пытаться обосновать свою точку зрения, приводя аргументы;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками.

Личностные УУД:

-развивать умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Повторение

-Чтобы опасная ситуация не возникла, какие правила надо соблюдать?

- Что надо делать, если вы одни дома?

- Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?

Познавательные УУД:

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде;

Рефлексия

-Для чего нужно было сегодняшнее занятие?

-Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Регулятивные УУД:

- формировать умение оценивать усвоенный материал.

Личностные УУД:

-уметь определять степень успешности выполнения своей работы и работы всей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема: "Как вести себя с незнакомыми людьми"

Тема:  "Как вести себя с незнакомыми людьми"Цели: Содействовать формированию у детей  навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных  компетенций (ответственного отношен...

урок по ОБЖ " Как вести себя с незнакомыми людьми"

Правила поведения с незнакомыми людьми...

Классный час "Как вести себя с незнакомыми людьми"

Классный час для учащихся начальной школы...

Развивающий час в группе продленного дня:"Как вести себя с незнакомыми людьми".

Развивающий час составлен в игровой форме со стихами, картинками, игровыми ситуациями....

"Как вести себя с незнакомыми людьми" памятка для детей

Памятка для детей по безопасному поведению на улице....