Урок ОБЖ в 1 «Б» классе по теме "Как вести себя с незнакомыми людьми" Учитель Волкова Елена Константиновна
Цели: - Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
- Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми.
- Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Оборудование: рисунки учащихся на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами для работы в парах и группа, плакаты по теме урока на доске Описание этапов урока 1. Организация начала урока. 2. Работа по освоению нового материала. 2.1. Вступительная беседа учителя с классом. Примерное содержание беседы: «В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека. Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…) Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы. Объясните значения этих слов) Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными. Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)». 2.2. Работа в парах. Прочитайте предложенные тексты. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. 1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит: – Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону. Мальчик отвечает: – Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером. – Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит. 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит: – Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран? Девочка отвечает: – Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17. – У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку. 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит: – Я почтальон и принёс вам письмо. Мальчик отвечает: – Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей. – Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо. 2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее). Учитель: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос: – Какое настроение вызывает у вас эта история? Автор: «Ноль, один, два, три, четыре! Дима был один в квартире. Тишина со всех сторон. Вдруг проснулся телефон. Зазвенел, заголосил, Трубку снять скорей просил. В трубке – голос незнакомый: Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома? Если дома – позови! Своё имя назови» Дима: «Папы с мамой дома нет!» Автор: Дима произнёс в ответ. Дима: «А зовут меня – Димон!» Автор: Засмеялся в телефон. Незнакомец попрощался, Передать привет просил, Дима трубку положил И опять один остался. Час прошёл, потом второй... В дверь звонок: Грабитель: «Димон, открой!» Автор: Прибегает Дима к двери: Дима: «Кто там?» Грабитель: «Папа!» Дима: «Нет, не верю: Папа мой в командировке Вы меня надули ловко: Я узнал вас: вы звонили, Обмануть меня решили? Но не всё смогли узнать. Дверь не стану открывать!» Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий, Ничего, подыщем ключик – Больно ты, Димон, крутой! Не мальчишка – Буратино! Может рядом есть Мальвина? Так, держись – достану вас: Я – ужасный Карабас!» Автор: Но находчивый Димон Вспомнил тут про телефон. Крикнул громко и сердито Из-за двери он бандиту: Дима: «Можешь не стараться В дверь напрасно прорываться: Хоть в квартире я один, Знаю цифру 01, А ещё 02, 03! Оглянись-ка, посмотри – Ждут тебя ударные Быстрые пожарные! Если хватит вдруг удар, Ждёт со «скорой» санитар! А захочешь смыться, – Ждёт тебя милиция!» Автор: Телефон быть другом может: Если надо, он поможет!» Вопросы по содержанию: - Какие ошибки совершил Дима?
- В чём проявилась его находчивость?
- Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.
2.4. Работа в парах. Задание школьникам: выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуации, изложенной в стихотворении. Список пословиц: - «По секрету всему свету».
- «Держи язык за зубами».
- «Мир не без добрых людей».
- «Ошибка – не вина, учит людей разуму».
- «Страх – плохой советчик».
- «Кто много болтает – беду на себя накликает».
(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»). 3. Работа над закреплением нового материала. 3.1 Игра «Закончи стихотворение» Не пускайте дядю в дом, Если дядя незнаком! И не открывайте тёте, Если мама на работе, Ведь преступник, он хитёр, Притворится, что… (монтёр) Или даже скажет он, Что пришёл к вам… (почтальон) Он покажет вам пакет (А под мышкой пистолет). Или он надел халат, А под ним штук пять… (гранат) А за ним спешит «старушка», У неё в авоське… (пушка). В жизни всякое бывает С тем, кто двери… (открывает). Чтоб тебя не обокрали, Не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, Закрывай покрепче… (дверь)! 3.2. Работа в группах: Соберите пословицу. верь запирай не всякому дверь покрепче (Ответ: «Не всякому верь – запирай покрепче дверь») Задание детям: какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…). Учитель: А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона) Учитель: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице. – Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали) – Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми) 3.3. Работа с классом. Обсуждение ситуаций. Учитель: Представьте такую ситуацию: Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек. – Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу. Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану». Учитель: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным? Учитель: Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит: – Хочешь покататься на машине? Учитель: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…) 4. Итог урока: – Что нового вы сегодня узнали на уроке? – Что надо делать, если вы одни дома? – Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице? - Домашнее задание: Создать памятку с правилами поведения дома и на улице
|