Библиотерапия - социально - культурная реабилитационная технология.
консультация по теме
Краткое описание технологии и список художественной литературы для домашнего чтения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_bibl.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями
Консультация для родителей
«БИБЛИОТЕРАПИЯ- СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ »
Составитель: воспитатель
Башаркина О.В.
Игрим
2014г
Библиотерапия - социально-культурная реабилитационная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.
Библиотерапия означает преднамеренное использование литературных произведений для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека. Термин библиотерапия состоит из двух составляющих: «библио»- книга, «терапия» - лечение, что дословно означает «лечение книгой» или «книголечение» В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова.
Реабилитационный эффект - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи), формирование логического мышления при пересказе.
Анализ научных исследований показал, что под термином «библиотерапия» понимается подготовка маленьких читателей к социализации, осознанию себя частью данного общества, формированию нравственного облика человека, приобщение к мировым культурным ценностям, воспитания у ребенка навыков борьбы со стрессами, депрессиями и т. д.
Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.
Требования к библиотечному занятию:
- непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;
- эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
- осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;
- словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.
Краткая характеристика.
Вид деятельности | Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение |
Форма деятельности | Индивидуальная, групповая |
Реабилитационная направленность | Развитие интеллекта, логического мышления, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций |
Преобладающие методы | Диалог, рассказ, иллюстративность, игра, информативность |
Уровень применения | Универсальный, предметный, локальный |
Характер деятельности | Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоциональное восприятие, анализ, умозаключение, познавательный |
Режим, условия | Время проведения - произвольное. Периодичность - по желанию и самочувствию. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место - сидя в помещении или на воздухе. |
Используемый инвентарь | Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов, магнитофон, иллюстрации |
Элементы инноваций | Соотнесение с другими жанрами социальнокультурной деятельности, универсальность использования. |
Возрастные границы | Для всех возрастных групп |
Характер нарушений | Для всех типов нарушений |
Важную роль в процессе реабилитации играет семья, т.к. это наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель, может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.
Список художественной литературы, рекомендуемой для
домашнего чтения.
«Ребенок в семье»
№ | Автор, название | Жанр | Проблема |
1. | В. Головкин «Мой добрый папа» | повесть | Проницательность и справедливость «детского взгляда» на истинную ценность характера отца. |
2. | В. Астафьев «Конь с розовой гривой» | рассказ | Всепрощающая родительская доброта и родительская любовь – тайная опора в жизни детей. |
3. | Р. Погодин «Славка» | повесть | |
4. | В. Головкин «Четыре цвета» | рассказ | Столкновение двух взглядов на вещи: взрослого – обыденного, приземистого и детского – творчески преобразующего. |
5. | П. Молитвин «Звезды на асфальте» | рассказ | Понимание – основа для доверия (детское воровство) |
6. | В. Крапивин «Колыбельная для брата» | повесть | Тяжесть, переживаний ребенка, которому родители не доверяют. |
7. | Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная шляпа» | повесть | Преодоление границ возраста. Дружба родителей и детей – это значит быть равным |
8. | Л. Матвеева «Герой любовник из 5-а» | рассказ | |
9. | З. Журавлева «Ожидание» | повесть | |
10. | Л. Матвеева «Дарю тебе велосипед» | повесть | |
11. | Э. Успенский «Про Веру и Анфису» | повесть | Совместная игра рождает единство интересов детей и взрослых; становится воспитательным приемом. |
12. | З. Журавлева «Кувырок через голову» | повесть | |
13. | В. Голявкин «Вот что интересно» | повесть | |
14. | В. Крапивин «Та сторона, где ветер» | повесть | Общее с детьми занятие и заботы могут перерасти в настоящие дела. |
15. | С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек семейный» | рассказ | |
16. | О. Григорьев «Ваза» | стих | Проблема двойного стандарта оценки поступков – для детей и для взрослых. |
17. | Л. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова» | повесть | Многократно повторяемые нравоучения воспринимаются ребенком как пустой звук. |
18. | В. Машков «Как я был вундеркиндом» | повесть | Как важно выслушать ребенка, независимо от занятости родителей. |
19. | И. Пивоварова «Дневник Люси Синицыной» | повесть | |
20. | В. Ендрякова «Весенние перевертыши» | повесть | Беседы родителей с ребенком в трудные для него минуты. |
21. | В. Панов «Сережа» | повесть | Ремень – опасное средство воспитания. |
22. | В. Киселев «Девочка и птицелет» | повесть | |
23. | Л. Давыдычев «Руки вверх! Или Враг №1» | рассказ | Откуда берутся детские капризы |
24. | А. Алексин «Поздний ребенок» | повесть | |
25. | В. Машков «Как я был вундеркиндом» | повесть | Детские таланты и взрослые амбиции. |
26. | Н. Федоров «По списку» | рассказ | |
27. | В. Железникова «Голубая Катя» | рассказ | Отношения между братьями и сестрами |
28. | В. Голявкин «Что на лице написано» | повесть | Ссоры и конфликты в семье |
«Ребенок в школе»
1. | А. Раскин «Как папа пошел в школу» | Рассказ | Ожидания первоклассника, его волнения и переживания. |
2. | М. Кононов «Счастливый Мурашкин» | Повесть | |
3. | Л. Матвеева «Мы в пятом классе» | Повесть | Проблема отчуждения ребенка от своего коллектива. |
4. | И. Пивоварова «Селиверстов не парень, а золото» | Рассказ | |
5. | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | Повесть | Что мешает хорошо учиться? |
6. | В. Медведев «Баранкин, будь человеком» | Повесть | |
7. | А. Алексин «В стране вечных каникул» | Повесть | |
8. | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | Повесть | Правильная организация времени – залог хорошей учебы. |
9. | С. Вольф «Отойди от моей лошади» | Рассказ | «Взрослые» нормативы школьного образования, требуют от ученика преждевременного взросления. |
10. | В. Драгунский «Сражение у чистой реки» | Рассказ | |
11. | Ю. Томин «Борька, я и невидимка» | Повесть | Непонимание между учителем и учеником, которое может привести к конфликтам. |
12. | С. Иванов «Отстающая Лавренева» | Рассказ | |
13. | Ю. Коваль «Недопесок» | Повесть |
«Отношение ребенка с друзьями»
1. | В. Козлов «Президент каменного острова» | повесть | Как найти друга? |
2. | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | сказка | |
3. | В. Орлов «Кто кого» | стих | Как сберечь друга? |
4 | С. Иванов «Лето я провел хорошо» | рассказ | О верности и предательстве. |
5. | Р. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» | повесть | Первая любовь. Как тут быть? |
6. | А. Барто «Первая любовь» | Стих | |
7. | В. Драгунский «Девочка на шаре» | Рассказ | |
8. | Н. Федоров «На Аптекарском острове» | Повесть | |
9. | В. Крапивин «Мушкетер и фея» | Повесть |
«Ребенок наедине с собой»
Г. Галахова «Невозможный Кукушкин» | Повесть | Разные формы проявления детской лжи, от вдохновенного фантазирования до подлого обмана. Имеют разные причины. | |
Б. Алзаров «Девятое царство» | Повесть | ||
В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» | Рассказ | ||
С.Прокофьева «На старом чердаке» | Повесть | ||
В. Железников «Солнечный снег» | Повесть | О том, как трудно сказать правду. | |
Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана» | Повесть | ||
Т. Поликорпова «От весны до осени» | Повесть | Детские страхи бывают разные, как с ними жить. | |
А. Раскин «Как папа был маленьким» | Повесть | ||
Р. Погодин «Васька» | Повесть | Что значит быть сильным? В чем проявляется истинная сила и на что она должна быть направлена. | |
Б. Алмазов «Считаю до трех» | Повесть | ||
В. Губарев «Королевство кривых зеркал» | повесть | В чем истинная красота человека? | |
Н. Хмелик «Десант из 4 «А» | Повесть | Доброму сердцу нужны умелые руки. | |
В. Крапивин «Звездный час Сережи Каховского» | Рассказ | Осознание себя членом общества начинается когда человек готов защищать свои права и уважать права других. | |
А. Усачев «Приключения Маленького человечка» | Повесть | ||
В. Крапивин «Дети Синего фламинго» | Повесть |
Библиотерапия: задачи, подходы, методы: Сб. статей / Сост.О.Л.Кабачек. — М.: БМЦ, 2001.— 128 с.
Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.— М.:Шк. библиотека, 2002 — 230 с.
Дрешер Ю. Кого и как лечит книга // Библиотека. — 1999. — No3.—С.68-70
Кабачек О.Л. О библиотерапии как она есть // Школьная библиотека. — 2000. — No 3. — С.43-46; No 6. — С.14-18
Карпова И. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе.— 1997.— No1.— С.40-42.
Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение — основа все+
стороннего развития личности подростка. — Тюмень: Вектор Бук,
2002.— С. 97-106.
Харьюзова Л.Н. Компенсаторное или оптимистическое чтение подростков // Чтение — основа всестороннего развития личности подростка. — Тюмень: Вектор Бук, 2002. — С. 94-97
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры поведения детей 9-10 летнего возраста в социально-культурном событии.
Актуальность исследования связана с увеличением пространства свободы современного человека.Разрушаются традиции,стереотипы,меняются нормы поведения.Культура поведения современного человека становится ...
Научно-методическая работа "Социально-культурная деятельность как средство адаптации первоклассников в условиях современной школы
Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников. А так же рекомендации и программа успешной адаптации....
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения. ...
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА АГИТБРИГАДА «ШКОЛЬНЫЙ ДРЕСС-КОД»
Это мероприятие можно использовать во время месячника толерантности....
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения Обеспеч...
Социально-культурная адаптация детей школы-интернат
ИЗМЕНЕНИЯ ,ПРОИЗОШЕДШИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ ,ОКАЗАЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ,ЧТО ПОТРЕБОВАЛО ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Социально-культурная адаптация детей школы-интернат
ИЗМЕНЕНИЯ ,ПРОИЗОШЕДШИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ ,ОКАЗАЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ,ЧТО ПОТРЕБОВАЛО ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...