Библиотерапия - социально - культурная реабилитационная технология.
консультация по теме

Башаркина Оксана Валерьевна

Краткое описание технологии и список художественной литературы для домашнего чтения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_bibl.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Консультация для родителей

«БИБЛИОТЕРАПИЯ- СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ »

Составитель: воспитатель

Башаркина О.В.

Игрим

2014г

Библиотерапия  - социально-культурная реабилитационная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.

Библиотерапия означает преднамеренное использование литературных произведений для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека. Термин библиотерапия состоит из двух составляющих: «библио»- книга, «терапия» - лечение, что дословно означает «лечение книгой» или «книголечение» В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова.

Реабилитационный эффект - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи), формирование логического мышления при пересказе.

Анализ научных исследований показал, что под термином «библиотерапия» понимается подготовка маленьких читателей к социализации, осознанию себя частью данного общества, формированию нравственного облика человека, приобщение к мировым культурным ценностям, воспитания у ребенка навыков борьбы со стрессами, депрессиями и т. д.

Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

Требования к библиотечному занятию:

- непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

- эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

- осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;

- словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.

Краткая характеристика.

Вид деятельности

Чтение, пересказ, обсуждение, сочинение

Форма деятельности

Индивидуальная, групповая

Реабилитационная направленность

Развитие интеллекта, логического мышления, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций

Преобладающие методы

Диалог, рассказ, иллюстративность, игра, информативность

Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный

Характер

деятельности

Стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоциональное восприятие, анализ, умозаключение, познавательный

Режим, условия

Время проведения - произвольное. Периодичность - по желанию и самочувствию. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место - сидя в помещении или на воздухе.

Используемый

инвентарь

Книги, записи чтецов, музыкальных фрагментов, магнитофон, иллюстрации

Элементы

инноваций

Соотнесение с другими жанрами социальнокультурной

деятельности, универсальность использования.

Возрастные

границы

Для всех возрастных групп

Характер

нарушений

Для всех типов нарушений

 

Важную роль в процессе реабилитации играет семья, т.к. это наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель,  может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.

Список художественной литературы, рекомендуемой для

 домашнего чтения.

«Ребенок в семье»

Автор, название

Жанр

Проблема

1.

В. Головкин «Мой добрый папа»

повесть

Проницательность и справедливость «детского взгляда» на истинную ценность характера отца.

2.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

рассказ

Всепрощающая родительская доброта и родительская любовь – тайная опора в жизни детей.

3.

Р. Погодин «Славка»

повесть

4.

В. Головкин «Четыре цвета»

рассказ

Столкновение двух взглядов на вещи: взрослого – обыденного, приземистого и детского – творчески преобразующего.

5.

П. Молитвин «Звезды на асфальте»

рассказ

Понимание – основа для доверия (детское воровство)

6.

В. Крапивин «Колыбельная для брата»

повесть

Тяжесть, переживаний ребенка, которому родители не доверяют.

7.

Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная шляпа»

повесть

Преодоление границ возраста. Дружба родителей и детей – это значит быть равным

8.

Л. Матвеева «Герой любовник из 5-а»

рассказ

9.

З. Журавлева «Ожидание»

повесть

10.

Л. Матвеева «Дарю тебе велосипед»

повесть

11.

Э. Успенский «Про Веру и Анфису»

повесть

Совместная игра рождает единство интересов детей и взрослых; становится воспитательным приемом.

12.

З. Журавлева «Кувырок через голову»

повесть

13.

В. Голявкин «Вот что интересно»

повесть

14.

В. Крапивин «Та сторона, где ветер»

повесть

Общее с детьми занятие и заботы могут перерасти в настоящие дела.

15.

С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек семейный»

рассказ

16.

О. Григорьев «Ваза»

стих

Проблема двойного стандарта оценки поступков – для детей и для взрослых.

17.

Л. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова»

повесть

Многократно повторяемые нравоучения воспринимаются ребенком как пустой звук.

18.

В. Машков «Как я был вундеркиндом»

повесть

Как важно выслушать ребенка, независимо от занятости родителей.

19.

И. Пивоварова «Дневник Люси Синицыной»

повесть

20.

В. Ендрякова «Весенние перевертыши»

повесть

Беседы родителей с ребенком в трудные для него минуты.

21.

В. Панов «Сережа»

повесть

Ремень – опасное средство воспитания.

22.

В. Киселев «Девочка и птицелет»

повесть

23.

Л. Давыдычев «Руки вверх! Или Враг №1»

рассказ

Откуда берутся детские капризы

24.

А. Алексин «Поздний ребенок»

повесть

25.

В. Машков «Как я был вундеркиндом»

повесть

Детские таланты и взрослые амбиции.

26.

Н. Федоров «По списку»

рассказ

27.

В. Железникова «Голубая Катя»

рассказ

Отношения между братьями и сестрами

28.

В. Голявкин «Что на лице написано»

повесть

Ссоры и конфликты в семье

«Ребенок в школе»

1.

А. Раскин «Как папа пошел в школу»

Рассказ

Ожидания первоклассника, его волнения и переживания.

2.

М. Кононов «Счастливый Мурашкин»

Повесть

3.

Л. Матвеева «Мы в пятом классе»

Повесть

Проблема отчуждения ребенка от своего коллектива.

4.

И. Пивоварова «Селиверстов не парень, а золото»

Рассказ

5.

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

Повесть

Что мешает хорошо учиться?

6.

В. Медведев «Баранкин, будь человеком»

Повесть

7.

А. Алексин «В стране вечных каникул»

Повесть

8.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Повесть

Правильная организация времени – залог хорошей учебы.

9.

С. Вольф «Отойди от моей лошади»

Рассказ

«Взрослые» нормативы школьного образования, требуют от ученика преждевременного взросления.

10.

В. Драгунский «Сражение у чистой реки»

Рассказ

11.

Ю. Томин «Борька, я и невидимка»

Повесть

Непонимание  между учителем и учеником, которое может привести к конфликтам.

12.

С. Иванов «Отстающая Лавренева»

Рассказ

13.

Ю. Коваль «Недопесок»

Повесть

«Отношение ребенка с друзьями»

1.

В. Козлов «Президент каменного острова»

повесть

Как найти друга?

2.

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

сказка

3.

В. Орлов «Кто кого»

стих

Как сберечь друга?

4

С. Иванов «Лето я провел хорошо»

рассказ

О верности и предательстве.

5.

Р. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

повесть

Первая любовь. Как тут быть?

6.

А. Барто «Первая любовь»

Стих

7.

В. Драгунский  «Девочка на шаре»

Рассказ

8.

Н. Федоров «На Аптекарском острове»

Повесть

9.

В. Крапивин «Мушкетер и фея»

Повесть

«Ребенок наедине с собой»

Г. Галахова «Невозможный Кукушкин»

Повесть

Разные формы проявления детской лжи, от вдохновенного фантазирования до подлого обмана. Имеют разные причины.

Б. Алзаров «Девятое царство»

Повесть

В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

Рассказ

С.Прокофьева «На старом чердаке»

Повесть

В. Железников «Солнечный снег»

Повесть

О том, как трудно сказать правду.

Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»

Повесть

Т. Поликорпова «От весны до осени»

Повесть

Детские страхи бывают разные, как с ними жить.

А. Раскин «Как папа был маленьким»

Повесть

Р. Погодин «Васька»

Повесть

Что значит быть сильным? В чем проявляется истинная сила и на что она должна быть направлена.

Б. Алмазов «Считаю до трех»

Повесть

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

повесть

В чем истинная красота человека?

Н. Хмелик «Десант из 4 «А»

Повесть

Доброму сердцу нужны умелые руки.

В. Крапивин «Звездный час Сережи Каховского»

Рассказ

Осознание себя членом общества начинается когда человек готов защищать свои права и уважать права других.

А. Усачев «Приключения Маленького человечка»

Повесть

В. Крапивин «Дети Синего фламинго»

Повесть

ЛИТЕРАТУРА:

Библиотерапия: задачи, подходы, методы: Сб. статей / Сост.О.Л.Кабачек. — М.: БМЦ,  2001.— 128 с.

Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.— М.:Шк. библиотека, 2002 — 230 с.

Дрешер Ю. Кого и как лечит книга // Библиотека. — 1999. — No3.—С.68-70

Кабачек О.Л. О библиотерапии как она есть // Школьная библиотека. — 2000. — No 3. — С.43-46; No 6. — С.14-18

Карпова И. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе.— 1997.— No1.— С.40-42.

Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение — основа все+

стороннего развития личности подростка. — Тюмень: Вектор Бук,

2002.— С. 97-106.

Харьюзова Л.Н. Компенсаторное или оптимистическое чтение подростков // Чтение — основа всестороннего развития личности подростка. — Тюмень: Вектор Бук, 2002. — С. 94-97

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения детей 9-10 летнего возраста в социально-культурном событии.

Актуальность исследования связана с увеличением пространства свободы современного человека.Разрушаются традиции,стереотипы,меняются нормы поведения.Культура поведения современного человека становится ...

Научно-методическая работа "Социально-культурная деятельность как средство адаптации первоклассников в условиях современной школы

Психолого-педагогические аспекты адаптации первоклассников. А так же рекомендации и программа успешной адаптации....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА АГИТБРИГАДА «ШКОЛЬНЫЙ ДРЕСС-КОД»

Это мероприятие можно использовать во время месячника толерантности....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...

Социально-культурная адаптация детей школы-интернат

ИЗМЕНЕНИЯ ,ПРОИЗОШЕДШИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ ,ОКАЗАЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ,ЧТО ПОТРЕБОВАЛО ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Социально-культурная адаптация детей школы-интернат

ИЗМЕНЕНИЯ ,ПРОИЗОШЕДШИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ ,ОКАЗАЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ,ЧТО ПОТРЕБОВАЛО ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...