Воспитание патриотизма - работа творческая
статья (3 класс) на тему
Воспитание патриотизма - работа творческая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma-_rabota_tvorcheskaya_ot_kuznetsovoy_i.a.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма - работа творческая
Кузнецова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ МО «Кошехабльский район»
СОШ№9 с. Вольное
Воспитатели- учителя должны знать,
кого им нужно воспитывать или выучить,
знать не только тот педагогический материал,
который сидит или бегает под их руководством,
но и тот умственный и нравственный идеал,
к которому они обязаны приближать эти вверенные
им маленькие живые будущности.
В.О.Ключевский
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой
событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и
трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это
целенаправленная и систематическая деятельность школ, молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все
случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества учащихся; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание, а не растаскивание России, любовь к ней, а не безразличие или даже ненависть, защиту Родины как в мирное, так и в военное время, а не предательство.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в
значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и
мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся
необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
Гражданское патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность патриотического воспитания в школе.
Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось основополагающей целью. К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Поэтому, при составлении плана воспитательной работы на год учитываются все виды направлений деятельности, создаются условия, необходимые для их реализации. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе на протяжении последних лет строится по следующим направлениям:
Социальное:
- организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
- изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
- проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;
- организация совместных коллективных творческих дел;
- организация и проведение благотворительных акций;
- организация работы с родителями.
Политическое:
- изучение символики Росси, края, города, школы;
- оформление уголка символики;
- проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
- изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
- сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
- совершенствование системы классного и школьного самоуправления;
- организация встреч с выпускниками школы, с вдовами ветеранов ВОВ, ветеранами труда;
- организация шефства над вдовами ветеранов ВОВ и приравненным к ним категориям населения.
Экономическое:
- изучение предмета “Экономика”;
- организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;
- оформление выставок;
- разработка и защита авторских проектов;
- участие детей в общественно полезном труде;
- организация профориентационной работы с учащимися.
Нравственное:
- соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
- участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
- ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
- знакомство с различными видами искусств;
- изучение истории России, символики, геральдики;
- проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);
- проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
- оформление стендов: “Отличники”, “Наши выпускники – заслуженные люди села”;
- организация различных выставок;
- организация культурных мероприятий для творческой самореализации:
Структурные элементы системы патриотического воспитания:
патриотический «Растим патриота и гражданина»;
историко-краеведческий «Мой край родной»;
социальный «Я и моя семья»;
здоровьесберегающий «Здоровье – твое богатство»;
художественно-эстетический «Формирование духовно-нравственных ценностей».
Патриотический: «Растим патриота и гражданина»
- проведение фестивалей, акций в рамках проекта «Я - гражданин России»;
-памятные акции у обелисков погибшим в Великой Отечественной войне, локальных войнах;
-вахты Памяти;
-работа уголка боевой славы;
-проведение военно-спортивных мероприятий, в т.ч. соревнования «Школа безопасности», военно-спортивная игра «Зарница».
Отсутствие исторической памяти равносильно неуважению человека не только к своему прошлому, но и к настоящему, полной беззаботности в отношении будущего народа, человечества, природы, поэтому в школе проводятся «Уроки мужества» - размышления о том, как время – предвоенное и военное – отпечаталось в судьбах людей. Встречи с вдовами Великой Отечественной войны, тружениками тыла – это символ преемственности традиций от старшего поколения к молодости.
Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над вдовами ветеранами Великой Отечественной войны и труда. В течение двух лет проходит операция «Забота», которая предусматривает адресную помощь вдовам ветеранов, всем нуждающимся оказывается посильная помощь учащимися школы (уборка двора, жилья, помощь на приусадебном участке и др.). Ежегодно наши учащиеся ухаживают за могилами на сельском кладбище. К юбилею Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне большинство мероприятий были посвящены достойной встрече этой даты: уроки мужества с участием вдов ветеранов Великой Отечественной войны, изготовление праздничных открыток, выставки литературы военной тематики, участие в конкурсе рисунков «Поклонимся великим тем годам». Был проведен школьный конкурс сочинений «След войны в моей семье», смотр-конкурс строя и песни, школьная игра «Зарница», а также классные часы «Люди, на которых хотелось бы походить», «Никто не забыт, ничто не забыто». Важным направлением в военно-патриотической деятельности учащихся стал сбор материалов по истории родного села и своего учреждения.
Каждый классный руководитель ежегодно разрабатывает и проводит в течение учебного года ситуационные классные часы (адаптивная технология) по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.
Результаты проводимой работы очевидны:
- Отсутствие серьёзных правонарушений.
- Широкий охват детей дополнительным образованием.
- Вовлечение учащихся в различные внеклассные мероприятия.
- Отсутствие межличностных конфликтов внутри школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе"
В данной статье рассматривается особенности патриотического воспитания у младших школьников в урочное и внеурочное время....
Система работы Тынцовской НОШ по воспитанию патриотизма. Статья.
В настоящее время совершенно очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека со своими корнями. В соответствие с Концепцией духовно-нравственного развития и воспита...
Воспитание патриотизма в системе работы классного руководителя
«Ты должен посвятить Отечеству свой век,коль хочешь навсегда быть честный человек"Д.И. Фонвизин...
Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.
Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...
Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы
В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...
Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности
В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...
Материалы выступления на круглом столе учителей ОБЖ "ВОЕННО-ШЕФСКАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА БУДУЩЕГО ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА"
ВОЕННО-ШЕФСКАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМАБУДУЩЕГО ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА...