Воспитание патриотизма - работа творческая
статья (3 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Воспитание патриотизма - работа творческая

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма - работа творческая

Кузнецова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ МО «Кошехабльский район»

СОШ№9 с. Вольное

                                           Воспитатели- учителя должны знать,

                               кого им  нужно воспитывать или выучить,

                                        знать не только тот педагогический материал,

                                        который сидит или бегает под их руководством,

                                 но и тот умственный и нравственный идеал,

                                           к которому они обязаны приближать эти вверенные

            им маленькие живые будущности.

                                                                                                                В.О.Ключевский

                                                                               

   Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой

событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и

трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

   Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

  К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

   Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это

целенаправленная и систематическая деятельность школ, молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

  Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все

случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества учащихся; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

    На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание, а не растаскивание России, любовь к ней, а не безразличие или даже ненависть, защиту Родины как в мирное, так и в военное время, а не предательство.

 Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения -  Руси - России - Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

 Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в

значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и

мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся

необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

 Гражданское патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность патриотического воспитания в школе.

   Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось основополагающей целью. К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.                                                                Поэтому, при составлении плана воспитательной работы на год учитываются все виды направлений деятельности, создаются условия, необходимые для их реализации.                                                                                                                           Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе на протяжении последних лет  строится по следующим направлениям:

Социальное:

- организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

      - изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

- проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;

- организация совместных коллективных творческих дел;

- организация и проведение благотворительных акций;

- организация работы с родителями.

Политическое:

- изучение символики Росси, края, города, школы;

- оформление уголка символики;

- проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

- изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;

- сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;

- совершенствование системы классного и школьного самоуправления;

- организация встреч с выпускниками школы, с вдовами ветеранов ВОВ, ветеранами труда;

- организация шефства над вдовами  ветеранов  ВОВ и приравненным к ним категориям населения.

Экономическое:

- изучение предмета “Экономика”;

- организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;

- оформление выставок;

- разработка и защита авторских проектов;

- участие детей в общественно полезном труде;

- организация профориентационной работы с учащимися.

Нравственное:

- соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

- участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

- ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

- знакомство с различными видами искусств;

- изучение истории России, символики, геральдики;

- проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);

- проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

- оформление стендов: “Отличники”, “Наши выпускники – заслуженные люди села”;

- организация различных выставок;

- организация культурных мероприятий для творческой самореализации:

Структурные элементы системы патриотического воспитания:

патриотический «Растим патриота и гражданина»;

 историко-краеведческий «Мой край родной»;

социальный «Я и моя семья»;

здоровьесберегающий «Здоровье – твое богатство»;

художественно-эстетический «Формирование духовно-нравственных ценностей».

Патриотический: «Растим патриота и гражданина»

- проведение фестивалей, акций в рамках проекта «Я - гражданин России»;

-памятные акции у обелисков погибшим в Великой Отечественной войне, локальных войнах;

     -вахты Памяти;

-работа уголка боевой славы;

 -проведение военно-спортивных мероприятий, в т.ч. соревнования «Школа     безопасности», военно-спортивная игра «Зарница».

   Отсутствие исторической памяти равносильно неуважению человека не только к своему прошлому, но и к настоящему, полной беззаботности в отношении будущего народа, человечества, природы, поэтому  в школе  проводятся «Уроки мужества» - размышления о том, как время – предвоенное и военное – отпечаталось в судьбах людей. Встречи с вдовами Великой Отечественной войны, тружениками тыла – это символ преемственности традиций от старшего поколения к молодости.

Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над вдовами ветеранами Великой Отечественной войны и труда. В течение двух лет проходит операция «Забота», которая предусматривает адресную помощь вдовам ветеранов, всем нуждающимся  оказывается посильная помощь учащимися школы (уборка двора, жилья, помощь на приусадебном участке и др.). Ежегодно наши учащиеся ухаживают за могилами  на сельском кладбище. К юбилею Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне большинство мероприятий были посвящены достойной встрече этой даты: уроки мужества с участием вдов  ветеранов Великой Отечественной войны, изготовление праздничных открыток, выставки литературы военной тематики, участие в конкурсе рисунков «Поклонимся великим тем годам». Был проведен  школьный конкурс сочинений «След войны в моей семье», смотр-конкурс  строя и песни, школьная игра «Зарница»,  а также классные часы «Люди, на которых хотелось бы походить»,  «Никто не забыт, ничто не забыто». Важным направлением в военно-патриотической деятельности учащихся стал  сбор  материалов по истории родного села и своего учреждения. 

Каждый  классный  руководитель ежегодно  разрабатывает  и проводит в течение учебного года ситуационные классные часы (адаптивная технология) по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.

Результаты   проводимой работы очевидны:

  • Отсутствие серьёзных правонарушений.
  • Широкий охват детей дополнительным образованием.
  • Вовлечение учащихся в различные внеклассные мероприятия.
  • Отсутствие  межличностных конфликтов внутри школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

В данной статье рассматривается особенности патриотического воспитания у младших школьников в урочное и внеурочное время....

Система работы Тынцовской НОШ по воспитанию патриотизма. Статья.

В настоящее время совершенно очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека со своими корнями. В соответствие с Концепцией духовно-нравственного развития и воспита...

Воспитание патриотизма в системе работы классного руководителя

«Ты должен посвятить Отечеству свой век,коль хочешь навсегда быть честный человек"Д.И. Фонвизин...

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами внеклассной работы

В статье представлен опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию, диагностические материалы, методы работы, результативность...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...