Воспитательная система в начальной школе.
методическая разработка на тему

Иконникова Любовь Михайловна

Человек не воспитывается по частям, он создаётся систематически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_ne_vospityvaetsya_po_chastyam.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Педагог Иконникова Л.М.  МБУООШ №7г.о. Тольятти.

Воспитательная система в начальной школе.

«Человек не воспитывается по частям, он создаётся систематически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных»

                                                                             А.С.Макаренко.

       По Гегелю изначально, воспитание – это  преобразование души. На Руси воспитание всегда было первично. Оно составляло суть, сердцевину образования личности. Современная педагогика наследует главное – дар воспитывать человеческие души. Сегодня наше государство первостепенным приоритетом в образовании определяет воспитание. Органами государственной власти ведётся активная работа по созданию нормативной и методической базы воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Это различные документы, в том числе и «Минимальный, объём социальных услуг по воспитанию

 в образовательных учреждениях общего типа».

       В этом документе отмечается, что воспитание личности в новом тысячелетии должно основываться на гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободе и ответственности, ценности природы, социума, личности. В этой связи основная задача школы состоит в обеспечении условий формирования всесторонней личности.

      Выполняя государственный заказ, в настоящее время разрабатываются и внедряются в практику различные воспитательные технологии. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания.

      В начальной школе актуальность воспитательной системы заключается в непрерывном обновлении психологических и педагогических знаний, совершенствовании педагогического мастерства.   В процессе практической деятельности учитель начальных классов решает задачи обучения, развития и, конечно особого внимания заслуживают воспитательные задачи.

      Воспитательная система классов, в которых я преподаю, начинает формироваться тогда, когда дети приходят в 1 класс. Воспитание первоклассника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса.   Ребёнок, приступая к систематическому обучению в школе, вступает в новые социальные отношения. Главный, системообразующий фактор первоклассников – учебная, игровая и коллективная деятельность.  

      Учебная деятельность создаёт условия для решения умственных и нравственных задач, формируя при этом систему отношений к окружающему миру. Коллективная деятельность носит личностно – ориентированный и творческий характер.

     К. Д. Ушинский писал, что если педагог хочет воспитать ребёнка во всех отношениях, он должен, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях.

     На родительском собрании в первом классе  интерактивным методом среди родителей и анкетирования среди детей я предлагаю обозначить и ранжировать наиболее актуальные проблемы, только что пришедших в школу ребят. Изучение этих проблем – путь к своевременному разрешению их.

   Наиболее актуальными проблемами класса чаще всего родители называют следующие:

  •  низкий уровень навыков и умений в чтении, счёте, речи;
  • низкая школьная познавательная мотивация;
  • неумение управлять вниманием;
  • высокая тревожность детей;
  • у многих учащихся слабое здоровье;
  • не сформированы ценностные ориентиры: жизнь, образ жизни, доброта;
  • низкая осведомлённость об окружающем мире, о жизни в классном коллективе;
  • нет осознания социальных ролей и собственной индивидуальности;
  • недостаточное развитие умений общаться и сотрудничать.

          Эти проблемы и являются основой воспитательной системы класса.

  Совместно с родителями  принимается решение о принятии и адаптации программы   «Я расту…» - программы деятельности педагога по созданию воспитывающей среды (авторы Е.И. Тихомирова и В.Н. Чучкалова).

          Анализ предложенной программы показал, что именно она может стать ориентиром в организации целенаправленной работы по воспитанию среды и созданию той,  предполагаемой модели ученика, которая воплотится в наших детях.

        Главным целевым ориентиром по созданию нашей воспитательной системы в классе становится: создать среду, в которой оказались первоклассники – воспитывающей.  

       Путь к достижению целевых ориентиров предполагает:

  • открытость;
  • привлекательность будущего дела;
  • активная деятельность;
  • обратная связь.

       В результате всей подготовительной работы нами определеляются цели и задачи воспитательной системы в классе.

       Цель: комплексная подготовка растущего человека к жизнедеятельности в социальной сфере.

  Для достижения поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • создание воспитательной среды в классе и семье;
  • формирование у учащихся психологической потребности и готовности работать над собой;
  •  создание условий для повышения уровня школьной и познавательной мотиваций;
  • создание условий для нравственного воспитания личности ребенка;
  •  вовлечение детей в творческую деятельность, социальную практику и целенаправленный досуг;
  • создание комфортных условий для развития личности при взаимодействии с семьей и внешкольными организациями;
  • работать над созданием здоровье сберегающих технологий.

         Программа «Я расту…» имеет три блока и строится с учётом возрастной психологической особенности детей этого возраста, а именно на ортодоксальности неопытного ученика который стремительно входит в жизнь. Незнающий законов этой жизни, он напрямую исполняет то, что ему предлагается. Подражательность, как природная особенность в этот период, способствует принятию социально заданого.

       Третий блок этой программы – «Мироощущение». Он - основа освоения нашими первоклассниками социопространства.

      Мироощущение – это младший школьный возраст. «Я – человек!»  «Я – личность!»  Это ощущение себя, как социально-значимой личности: мальчик, девочка, сын, дочь. Это ощущение себя как необходимого, любимого, ценного.

      Для общения с детьми и их просвещение, для вывода воспитанников на осмысление жизни разработан план проведения классных часов интересного общения (ЧИО), которые проводятся с учащимися с первого по четвёртый класс по принципу концентричности.

   При проведении ЧИО задачи учителя:

  • помогать осваивать новые социальные роли;
  • имеющуюся социальную среду перевести в воспитывающую;
  • развивать и поддерживать желание учится, и знать;
  • подготовить выпускника начальной школы  к переходу от «мира ощущения» к «миропониманию».

   Задачи ученика:

  • приобретать и осваивать новые социальные роли;
  • воспитывать в себе желание как можно выше подняться по «Лестнице жизни».

   Очень важно, чтобы в результате наших совместных действий ребёнок ощущал свою значимость и в школе, и дома, и среди сверстников.

    Формы работы при проведении ЧИО разнообразные, но главное игра.

     Символом ЧИО в блоке «Мироощущение» стала «Лестница жизни». Это своеобразные ступени успеха каждая ступень – новая тема, каждая ступень - это шаг вперёд к желаемой цели, к новым знаниям. Через желание знать о себе, развивать интерес к знаниям вообще.  

                                                                                                   

      Учащиеся приносят в класс самодельного Буратино, оживляют его «мысленно» и начинают учить жить только что появившегося на свет человечка. Они учат его сидеть, есть, ходить, спать и так далее. Разыгрывая различные ситуации с Буратино, ученики с первых шагов в игровой форме осваивают социальные роли, правила этикета, нормы поведения в школе, дома, на улице, т.е. решают ту задачу, которая была перед ними поставлена.

      Учитель, ученик и родители в начальной школе делают первые шаги навстречу друг другу по сплочению классного коллектива и их нравственного воспитания.

      Для вовлечения ребят в активную классную деятельность, для зарождения самоуправления в классе, мы  принимаем совместное решение – провести распределение классных обязанностей между учащимися не в принудительной, а в игровой форме.

   Разрабатываем совместный творческий проект учителя родителей и учащихся класса. В результате совместных усилий в классе у нас появилась сказочная карта. Г.«Доброград» на острове «Детство» .

       Эмблемой города учащиеся выбрали «Дорогу Добра», по которой они пойдут по жизни в этом волшебном городе есть всё: волшебный магазин «Дорогих подарков» (волшебные слова), «Волшебный сад» на деревьях которого распускаются листочки нашего настроения и пожеланий и так далее.

     По интересам учащиеся разделились на творческие группы. Каждая группа выбрала себе эмблему.    Ребята собирали все: «Волшебные» слова,  стихи, рассказы, разыгрывали сценки, используя разные ситуации, следили за порядком в классе, за соблюдением гигиенических правил, вместе с родителями готовили выступления, конкурсы.      

          Практическая значимость проекта состоит в том, что он с первых шагов обучения сплотил коллективным делом не только учащихся, но и родителей. Он помог ученикам лучше адаптироваться в школьной жизни, получить первый опыт осознания социальной роли и собственной индивидуальности.

    В первом классе мы начинаем работать с ещё неорганизованной группой детей, которая должна безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Коллективные, творческие дела всегда способствуют формированию классного коллектива.

   «Изучаем, сохраняем, действуем!» - это девиз познавательной игры – путешествия «Волгарята», с которой мои ученики знакомятся в первом классе. Программа «Волгарята», разработанная авторским коллективом педагогов г.о. Тольятти, опробована  в воспитательной системе моего класса.  

       

Цель и задачи игры «Волгарята» отвечают интересам воспитательной системы нашего класса – развитие познавательных и творческих способностей.

      Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание это в первую очередь прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственном обществе».

     «Волгарята» - это длительная игра, рассчитанная на четыре года для учащихся начальной школы.    Процесс изучения нашего края как раз и способствует нравственному развитию ребёнка, помогает продолжать организовывать в нашем классе коллективно творческую деятельность.

       Игра развивает и сохраняет интерес ребёнка к совместной работе среди своих сверстников и сотрудничество со взрослыми. Вступление в это объединение носило добровольный характер. Основным мотивом, побудившим детей к вступлению в это объединение – увлекательное и интересное дело.

    Целью игры является развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству.

Для достижения цели поставлены задачи - организовать коллективно - творческую деятельность младших школьников, приобщить ребёнка к общечеловеческим ценностям.

    В игре «Волгарята» - своя символика. В нашем классе разноцветные ленточки по годам обучения.

    Игра начинается с рассказа - легенды о таинственном кладе, который находится в Жигулёвских горах. Клад доступен только тому, кто может выдержать все испытания, ведущие к нему, и получит семь ключей и три клубка. Основное направление игры краеведение.

   На протяжении четырёх лет обучения дети изучают: свою семью, улицу, школу, свой дом, двор, район, город, край, занимаются туризмом,  изучают вопросы безопасности. При выборе форм и содержания мероприятия учитываются интересы, фантазий детей.

   Здесь отраженны направления в деятельности детского объединения «Волгарята» на  четыре учебных года.

      В игре учащиеся объединяются в малые группы и выполняют задания на каждой ступени, как индивидуально, так и совместно. Родители тоже становятся игроками – оказывают помощь детям в выполнении того или иного задания. Так что эта игра является связующим звеном в цепи «учитель – ученик – родители». Она предполагает разные формы её проведения по годам. Это и театрализованные представления, игры, экскурсии

 по улицам города, в парк, заочные путешествия по Жигулёвским горам и реке Волге. Ребята учат стихи о Волге, г. Тольятти, Жигулёвских горах.    

    За активное участие в творческой деятельности ребята класса неоднократно награждались грамотами.

   Детское объединение «Волгарята» сотрудничает с организациями дополнительного образования.

    Я как классный руководитель привлекаю учеников класса к сотрудничеству со всеми учреждениями дополнительного образования. С каждым годом количество учащихся,

посещающих разные кружки, становится всё больше.

    При определении содержания воспитательной системы класса и способов её построения учёными установлено, что она проходит несколько стадий:

  • зарождение
  • становление
  • период зрелости
  • преобразование.

    Четвёртый класс, завершающая стадия начального образования и последняя стадия ее построения.    Главная цель воспитательной системы класса нами определяется ещё в первом классе (Комплексная подготовка растущего человека к жизнедеятельности в социальной сфере).

   На первом собрании в 4 классе, я предлагаю родителям предоставить предполагаемую «модель» выпускника 4 класса. Учащимся я предлагаю назвать правила, по которым они хотели бы жить в классе.

   Родители называют следующие качества личности, которые они хотели бы видеть в своих детях:

  • креативность
  • толерантность
  • образованность
  • обязательность
  • приверженность к здоровому образу жизни
  •  коммуникативность
  •  умение ставить цели и достигать их
  • способность сопереживать
  • творчество

   Учащиеся предлагают свои правила:

  •  «Хотим все знать, и все уметь, и во всем везде успеть»,  
  • «Делу время – потехе час!»,  
  • «В здоровом теле – здоровый дух!»,
  • « Во всем как хотите, чтобы с вами поступали, с вами, так поступайте сами»,
  • «Идем дорогою добра!»,

« Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

      Таким образом, определение качеств, которые необходимо развивать у учащихся, приводит  к пониманию задач, которые предстоит нам решать совместно – учитель, ученик, родитель.

Задачи учителя:

       а) социальные задачи:

  • защита ребёнка, помощь во включение в систему социальных связей;
  • взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья;
  • способствовать формированию положительного образа «Я»
  • создание условий, обеспечивающих реализацию возможностей личностного роста школьников и творческого потенциала;
  • способствовать формированию мотивационных отношений.

        б) диагностические задачи:

  • изучение личностных качеств учащихся с целью правильной организации систем воспитания.

         в) профессиональные задачи:

  • планирование работы с учащимися;
  • выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания;
  • контроль и рефлексия

  Задачи учащихся:

  • освоить программный материал начальной школы по предметам и стремится повышать уровень своих знаний;
  • уметь находить, принимать и обобщать нужную информацию;
  • уметь использовать знания на практике и применять их в нестандартных ситуациях;
  • уметь рационально организовывать свой труд, овладеть разными способами контроля и самоконтроля;
  • развивать креотивность, толерантность;
  • уметь воспринимать себя в этом мире «Я - действующий».

Задачи родителей:

  • способствовать усвоению программного материала;
  • способствовать социализации личности;
  • продолжать формирование основ морального, физического и трудового воспитания детей;
  • способствовать реализации классного проекта «Семейное чтение».

   В четвёртом классе приоритетным видом деятельности становится учебно-познавательная работа.  Ориентиром в организации целенаправленной работы по созданию воспитывающей среды продолжает быть программа «Я расту..», рассчитанная на 4 года обучения.

    Цель программы в четвертом классе  – та же.

    Задачи учителя:

  • способствовать овладению способами самоорганизации;
  • способствовать формированию стремления к достижению результата и умения адекватно оценивать свои успехи и неудачи;
  • сотрудничество: семья, школа, дополнительное образование, сверстники и другие взрослые;
  • способствовать развитию интереса к собственному образу «Я – сегодня»;
  • способствовать интенсивному развитию творческого потенциала.

     Задачи ученика:

  • пройти «Лестницу социальных приобретений»;
  • подняться на самую высокую ступень «Миропонимания» –  ступень, которая ведёт к познанию себя, друзей, к пониманию успехов и неудач.

   Задачи родителей:

  • помогать своим детям успешно продвигаться вверх по «Лестнице социальных приобретений»;
  • способствовать развитию активности и творческого потенциала своих детей.

     В 4классе учащиеся заканчивают своё восхождение по «Лестнице социальных приобретений». Именно на этих уроках ЧИО они получают чувство уверенности в своих силах, опыт адекватного общения, навыки этикета. Дорогу «Добра» выбрали они ещё

 в первом классе и уверенно продолжают по ней шагать.

             Формы проведения ЧИО на протяжении четырех лет различны. Это уроки взаимопонимания (круглые столы), этикета (практические занятия), уроки прощения и благодарения, прикосновения души к душе (уроки волшебных слов), уроки  памяти, дружбы, сотрудничества и урок отчёт: «Моя жизнь» (портфолио выпускника 4 класса).

     Никто не будет спорить «Я» ребёнка формируется в семье. Именно семья закладывает духовно нравственный потенциал человека, который впоследствии становится основой нравственности в школе.

      Привитие нравственной культуры – одно из основных направлений в современной России. В четвёртом классе уроки общения по теме: «Моя семья» - это уроки добра,  это уроки любви к ближнему.  Я уверенна, что такие часы и дети, и родители запомнят на всю жизнь.

      Заключительный урок по программе «Я расту…» в конце учебного года «Я и Мир». Это своеобразный урок – отчёт. Ребята в течение четырех лет  готовятся к нему, собирают портфолио своих достижений. «Кто я?», « Чего достиг в мире?», « С каким багажом вступаю

в новую жизнь?»  Всё это им ещё предстоит осмыслить и понять.

     Воспитание духовной культуры открывает для младших школьников большие возможности всестороннего гармонического развития.     В плане, который мы составяем вместе с учащимися в начале учебного года в соответствии с задачами на  учебный год, запланированы разные мероприятия этого направления. Это  медиауроки «Уроки добра»

о И. Кронштадском и О.С. Радонежском. Письма Д.С. Лихачёва «О воспитании»  – основа для проведения воспитательных бесед. Воспитание доброты, вряд ли можно свести к каким - либо отдельным педагогическим средствам. Воспитание души должно пронизывать собою весь воспитательный процесс.

      С первого дня обучения в классе действует самоуправление.  Актив класса совместно с творческими группами планируют и проводят классные часы на различные темы, готовят поздравления именинникам, являясь консультантами, помогают учителю в организации внеклассного чтения.

    В классе работает родительский комитет. Сотрудничество педагогов, детей и родителей помогает в организации целенаправленного досуга и вовлечении их в творческую деятельность. Ученики выступают перед родителями на родительских собраниях праздниках.

    Наш класс многонациональный работу по формированию толерантности я начинаю с первого родительского собрания, на которое вместе с родителями приглашаю и детей. Здесь представители каждой семьи знакомят нас с членами своей семьи. Ребята на праздниках читают стихи, поют песни на родном языке, рассказывают о семейных и национальных традициях. Такие встречи воспитывают в детях чувство уверенности в себе, чувство уважения себя и других. Между учащимися хорошие отношения, они уважительно относятся друг к другу.

    С первого класса перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья, так как именно при выполнении этой задачи может быть достигнуто высокое качество образования. Отсутствие физических нагрузок отрицательно сказывается на здоровье детей. В течение четырёх лет я решаю эту проблему, руководствуясь принципом: «Здоровье через образование». Знание здоровьесберегающих технологий  - главная составляющая часть воспитательной системы. Это подвижные игры в школе, взаимодействие с родителями в выходные дни, использование приёма – режим меняющихся поз, проведение уроков в режиме движения наглядного материала, детское хоровое пение (является мощным средством балансировки нервной системы и психики).

Для бесед по профилактике заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, о влиянии на организм вредных привычек я приглашаю на классные часы школьного врача. Два раза в год в школе проходят смотры физической подготовленности. Учащиеся активно посещают спортивную школу «Акробат», кружок по спортивному ориентированию «Абрис», участвуют в школьных и городских соревнованиях. Многие ребята на протяжении четырёх лет добиваются спортивных успехов.

    Большое внимание я уделяю в классе соблюдению гигиенических правил и правильному питанию 90% учащихся охвачены горячим питанием, 100% - завтраками. В классе проходят театрализованные представления на темы питания и гигиены, участвуют в акциях, посвященных здоровому образу жизни.

     Будущие выпускники успешно осваивают программный материал, повышают свой уровень знаний. Ежегодно они участвуют в школьных олимпиадах и городских интеллектуальных конкурсах «Твои возможности»,  «Эрудит России», «Русский медвежонок», «Кенгуру» и других.

      Повышение качества знаний учащихся, в частности развитие навыков чтения, мы решаем через создание клубов совместного чтения.     Если в первом классе у нас был клуб «Бабушкины сказки», во втором классе «Мои любимые сказки», в третьем классе «Как хорошо уметь читать», в этом году у нас клуб «Семейное чтение». Примером работы этого клуба может служить ЧИО по теме «Общее счастье», когда задание получают и дети, и родители. В классе за «круглым столом учащиеся анализируют прочитанный дома текст, размышляют, высказывают свою точку зрения и родителей. Они стараются найти ответ на вопрос – почему мнение взрослых не всегда совпадает с их собственным.

     Цель созданного клуба: объединить детей и родителей в общее дело, а это взаимопонимание, передача опыта старшего поколения детям, это условие для выработки единых нравственных критериев.

     В правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» подчёркивается, что система образования признана обеспечить воспитание патриотов России. Патриотизм – это сложное психологическое явление. Но именно у детей младшего школьного возраста есть большие возможности для развития у детей этого чувства.       Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, школе, первому учителю, малой Родине, сохранения памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.  Мы помним эти даты, посещаем памятные места, возлагаем цветы, проводим конкурсы рисунков, оформляем стенды: «Они ковали победу в тылу», «Они сражались за Родину». Изучаем историю своей страны, семьи.

     Программа «Волгарята», являясь частью патриотического воспитания, продолжает «жить» и в четвёртом классе. Игры, экскурсии, уроки – презентации – это формы работы нашей воспитательной системы в этом направлении. Беседы, уроки, экскурсии учат любить мир, быть патриотами своей страны. Внеклассные мероприятия, например, по теме «Удивительный мир растений»,  вызывает у детей огромный интерес, желание еще больше узнать об этом действительно удивительном мире растений.

     Та воспитательная система, которая  создается  тогда, когда дети приходят в школу - призвана решать актуальные проблемы. Она помогает мне в этом. К четвертому году обучения я  добиваюсь определённых результатов в развитии творческого потенциала учащихся. С первого класса ребята всё активнее включаются в дополнительное образование. Они полны энергии и творчества.    100%  учащихся класса занято в различных кружках, спортивных секциях, объединениях.  Занимаясь в учреждениях дополнительного  образования, многие ребята добиваются больших успехов.

       Мои ученики – это звёздочки, разные по размеру и цвету. Они  загораются то очень ярко, то бледнеют и вновь вспыхивают ещё ярче.

   Они разные! Но они есть! Все они упорно трудятся над своим будущим. Какое оно это будущее? У каждого оно своё. Это вопрос времени, но мы все трудимся сегодня, сейчас. Очень хочется, чтобы будущее наших детей было счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья»

Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья» на 2011-2015 уч.год.        Цели и задачи:Пр...

Воспитательная система в начальной школе

Организация "Солнечная страна"со своим гимном, эмблемой, у каждого города свои знаки отличия (галстук,девиз,название) Здесь всё урезала.Вся презентация у меня на страничке в про школе.ру...

воспитательная система в начальной школе ( из опыта)

В презентации представлена воспитательная система , цели , задачи , структура, формы и т. д. В презентации показано обобщение по воспитательной работе в начальной школе, анализ работы за несколько лет...

Воспитательная система для начальной школы.

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспи...

Воспитательная система класса начальной школы "Мы - рядом, мы - вместе"

Авторская разработанная воспитательная система в рамках ФГОС для реализации в начальной школе ( с 1 по 4 класс)...

Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе.

Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе . Показано как это реализуется через уроки ритмики в начальной шко...