Формирование коммуникативной компетентности в работе с классом
статья (3 класс) по теме
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности в работе с классом
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.
Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.
Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. И наконец, коммуникативная компетенция обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон
Я убеждена, что формирование коммуникативной компетенции в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении вне урока, в неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий.
Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, праздники, тематические классные часы. Все мероприятия являются не только развивающими и воспитывающими, но и нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетенции Ежемесячно с первого класса один из классных часов обязательно посвящен правилам общения со сверстниками (в группе и вне ее), со взрослыми.
Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В своей работе по формированию коммуникативной компетенции я применяю элементы:
- здоровьесберегающих технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам его сохранения: (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, беседы по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: прогулки, экскурсии по деревне)
- Особое внимание в учебно-воспитательной работе уделяю организации игр. Игровые технологии использую при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями, День открытых дверей)
- Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Учитель и учащиеся, и родители совместно находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества. Неоценимую помощь в проведении мероприятий, оказывают родители, родительский комитет. Именно в сотрудничестве с родителями класса успешно проходят мероприятия.
- В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
- Метод проектов. Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей. Использование ИКТ учащимися - это один из способов самоутверждения в школьном коллективе. Можно обозначить круг мероприятий, где наш класс активно использует ИКТ. К такой деятельности относятся классные часы, сопровождаемые компьютерными презентациями, приготовленные самими учащимися: «Мой прадедушка», «Русская краса», «Моя родословная», «Моя малая родина». Для того, чтобы ребята видели результаты своего труда, родителям предложила оформлять “Портфолио” своего ребенка, совместно с детьми. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность. Достоинства ИКТ:
- Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
- Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
- Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
- Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
- Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
- Повышают качество педагогического труда.
- Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся мною решаются.
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности в работе с классом
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.
Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.
Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. И наконец, коммуникативная компетенция обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон
Я убеждена, что формирование коммуникативной компетенции в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении вне урока, в неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий.
Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, праздники, тематические классные часы. Все мероприятия являются не только развивающими и воспитывающими, но и нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетенции Ежемесячно с первого класса один из классных часов обязательно посвящен правилам общения со сверстниками (в группе и вне ее), со взрослыми.
Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. В своей работе по формированию коммуникативной компетенции я применяю элементы:
- здоровьесберегающих технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам его сохранения: (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, беседы по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: прогулки, экскурсии по деревне)
- Особое внимание в учебно-воспитательной работе уделяю организации игр. Игровые технологии использую при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями, День открытых дверей)
- Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Учитель и учащиеся, и родители совместно находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества. Неоценимую помощь в проведении мероприятий, оказывают родители, родительский комитет. Именно в сотрудничестве с родителями класса успешно проходят мероприятия.
- В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
- Метод проектов. Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей. Использование ИКТ учащимися - это один из способов самоутверждения в школьном коллективе. Можно обозначить круг мероприятий, где наш класс активно использует ИКТ. К такой деятельности относятся классные часы, сопровождаемые компьютерными презентациями, приготовленные самими учащимися: «Мой прадедушка», «Русская краса», «Моя родословная», «Моя малая родина». Для того, чтобы ребята видели результаты своего труда, родителям предложила оформлять “Портфолио” своего ребенка, совместно с детьми. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность. Достоинства ИКТ:
- Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
- Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
- Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
- Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
- Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
- Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
- Повышают качество педагогического труда.
- Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.
Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся мною решаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161396-1355119005.jpg)
Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/06/picture-17666-1425661413.jpg)
Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538231-1416942770.jpg)
Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»
На примере упражнений для первоклассников мы видим, что для возрастания уровня развития коммуникативных компетенций, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые зада...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-929970-1496780369.jpg)
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников. (из опыта работы)
На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок: от знаний, умений как предпосылок результативных действий в будущем к компетентности как ...