С ЛЮБОВЬЮ К ПУШКИНУ
проект (2 класс) на тему
Проект и презентация ко дню памяти А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_lyubovyu_k_pushkinu_proekt.doc | 85 КБ |
s_lyubovyu_k_pushkinu.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 252 Санк-Петербурга
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ
«С любовью к Пушкину»
ВЫПОЛНИЛИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ 2Б КЛАССА
РУКОВОДИТЕЛЬ: Устинова Т.Ф.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «С любовью к Пушкину»
Учебные предметы: литературное чтение, внеклассное чтение, внеклассные мероприятия.
Участники: группа обучающихся 2 Б класса.
Руководитель: Устинова Т.Ф.
Тип проекта: краткосрочный.
Краткое содержание проекта: группа учащихся 2Б класса занимается исследовательской деятельностью на основе сбора материала о жизни и творчестве поэта.
Вопросы учебной темы:
Детство Пушкина. Родословная.
Лицейские годы Пушкина.
Творчество поэта. Сказки.
Содержание проекта: грамотность, доступность, логичность; соответствие вопросам учебной темы, творческий подход.
Дидактические цели и задачи проекта:
научить учащихся проводить исследования в области литературы (соответственно их возраста);
научить учащихся оформлять собранную информацию;
научить планировать и реализовывать проектную деятельность, работая в группе;
формирование исследовательских навыков учащихся;
научить выделять главное из собранной информации и оформлять работу в форме презентации.
Использованная литература: библиотеки, мультимедийные приложения
Результаты работы: коллективное создание обучающимися в процессе творческой деятельности книги «С любовью к Пушкину». Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
Этап 1. Предпроектная подготовка.
В ходе исследовательской работы над изучением жизни и творчества А.С.Пушкина, (уроки литературного и внеклассного чтения) мы познакомились с еще неизвестными фактами биографии поэта.
И тут у ребят возникла мысль – создать свою книгу о Пушкине, взяв за основу информацию из разных источников.
Этап 2. Планирование.
Для работы по созданию книги «С любовью К Пушкину» было решено разбиться на 3 группы по этапам: «Детство Пушкина», «Лицейские годы», «Сказки Пушкина».
Каждая группа получила задание:
- найти и отобрать материал;
- подобрать к полученному тексту иллюстрированный материал.
Этап 3. Практическая реализация проекта.
Обучающиеся в группах отобрали текстовый материал, оформили его на компьютере; проиллюстрировали полученные тексты; выполнили презентации.
Учитель выступал в роли консультанта и помощника.
Этап 4. Результаты и выводы. Презентация единого классного проекта.
После того как работа каждой группы была завершена, страницы книги собрали в одну единую книгу. Каждая группа выступила по защите своего этапа работы, а учитель презентовал единый классный проект.
КРИТЕРИИ УСПЕХА:
- достигнут конечный результат;
- была создана активная команда участников проекта;
- обучающиеся и учитель получили удовольствие от своей деятельности;
- продукт проекта можно использовать в учебной и внеклассной деятельности.
(Проект посвящен дню памяти А.С.Пушкина)
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле. (1 слайд)
(звучит завывание метели в записи)
Читается отрывок из стихотворения «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
10 февраля 175 лет назад не стало А.С.Пушкина. Закатилось «солнце русской поэзии». Но россияне бережно хранят о нем память: мы читаем и с детства знаем пушкинские стихи, его удивительные сказки; став старше, открываем поэмы, драмы, повести. Лучшие композиторы России – Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов – написали к ним музыку. По произведениям Пушкина поставлены спектакли, оперы, балеты, сняты фильмы.
Сегодня ребята нам расскажут о детстве А.С.Пушкина, о его лицейских годах. Все вместе мы окунемся в мир сказок Пушкина.
Детство
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир. (2-3 слайды)
Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».
Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, собрал большую библиотеку, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. (4 слайд)
Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Абраму Петровичу Ганнибалу. Она была остроумна, хороша собой. В их доме часто бывали известные музыканты, писатели, поэты того времени. (5 слайд)
Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая - Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски. (6 слайд)
Василий Львович Пушкин – русский поэт, дядя А.С.Пушкина, знал много языков, был знаком с известными поэтами того времени. Он оказал большое влияние на будущего поэта. Именно дядя научил Пушкина писать стихи, и часто обменивался с ним шутливыми стихотворными посланиями. Летом 1811 года Василий Львович привез молодого Пушкина в лицей. (7 слайд)
Летние месяцы 1805—1810 гг. будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. (8 слайд)
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью и няня Арина Родионовна, сказочница и певунья. Маленькому Пушкину они привили любовь к родному языку. Бабушка окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). М.А. Ганнибал говорила только по-русски. По свидетельствам современников «она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта... Она выучила его русскому чтению и письму». Она оказала большое значение на формирование его мировоззрения. (9 слайд)
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Своей бабушке и своей няне он обязан первыми впечатлениями от русских сказок, у бабушки и у няни учился красоте и образности русской речи, от бабушки он узнал русскую грамоту. Скульпторы увековечили память о самых дорогих и близких ему людях. Это памятник - бабушке А.С Пушкина в селе Захарово. А этот памятник - его няне Арине Родионовне в селе Воскресенское Ленинградской области. (10 слайд)
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Лицейские годы Пушкина
Имя А.С.Пушкина неразрывно связано с нашим городом. В Петербурге к нему пришла поэтическая слава, его имя стало широко известным, в этом городе он познал творческие радости и полюбил его всем сердцем. Памятных пушкинских мест немало – в Москве, в Украине и Молдавии, на Кавказе и на Волге, в Крыму и на Урале, в Псковской, Тверской и Нижегородской областях…, но петербургские – особенные. Велика впечатляющая сила пушкинских мест Петербурга.
Многое говорят нам о Пушкине здания, где он жил и бывал, сады, проспекты и набережные, архитектурные ансамбли. В Петербурге именем поэта назван город Пушкин, где он учился в Царскосельском лицее, станция метро «Пушкинская», созданы памятники, открыты музеи.
Перефразируя слова Пушкина, можно сказать, что нет занятия более увлекательного, чем идти по следам великого человека, по местам, с которыми была связана его прекрасная жизнь.
Царскосельский лицей известен как школа, воспитавшая А.С.Пушкина.
Самыми лучшими годами в жизни Пушкина, конечно же, были годы, проведенные в лицее, в Царском Селе, где располагалась летняя резиденция русских царей. О них он вспоминал часто. (11 слайд)
12-летнего Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в то время поэт. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Жил у него и готовился к экзаменам в лицей. Экзамен выдержал успешно и был зачислен в состав 30 учеников этого закрытого учебного заведения. (12 слайд)
Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года и предназначался для обучения и воспитания дворянских детей, которые в дальнейшем будут работать на государственной службе, и будут преданы царю и государству. Продолжительность обучения составляла шесть лет. (13 слайд)
Ребята в лицее изучали самые разнообразные науки: Закон Божий, этику, логику, правоведение, российскую, латинскую, французскую, немецкую словесность и языки, историю, географию, математику, физику, чистописание, рисование, танцы, верховую езду, плавание.
Образование в лицее приравнивалось к университетскому. Учебное заведение было размещено в здании Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. В комнатах у ребят всегда был идеальный порядок. У Пушкина была комната под №14, рядом комната №13 его друга Ивана Пущина. (14 слайд)
Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. Но сама атмосфера в лицее была свободной и непринужденной, воспитывала вольные чувства и стремления, благоприятно повлияла на становление поэтического таланта Пушкина. (15 слайд)
Шесть лет А.С.Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь впервые открылся его поэтический дар. А уже в 15 лет в журнале «Вестник Европы» напечатали его стихотворение «К другу-стихотворцу».
Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали А.Дельвиг, И.Пущин, В.Кюхельбекер. Двое из них были поэтами.
У каждого лицеиста было свое прозвище. У Ивана Пущина - «Жано», у Вильгельма Кюхельбекера – «Кюхля», у Александра Пушкина – «Француз» и множество других забавных прозвищ.
Они все вместе дружеским кругом приобщались к культуре, к литературе. Пушкин постоянно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал народные песни, писал эпиграммы.
Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта. (16 слайд)
В 1815 г. Пушкин с успехом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Сам Пушкин так вспоминал о своем чтении этого стихотворения: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей; когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом … Не помню, как я кончил свое чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять …. Меня искали но не нашли». (18 слайд)
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи.
В седом тумане дальний лес….
После чтения на экзамене стихотворения «Воспоминания о Царском Селе» с необыкновенной быстротой растет слава молодого Пушкина. Его называли «…надеждой нашей словесности». В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений.
Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Последние лицейские стихи Пушкина были посвящены его лицейским друзьям - «Товарищам», «Разлука». (19 слайд)
Лицей заменил Пушкину детство.
Лицей был закончен - детство прошло. Начиналась взрослая жизнь. (20 слайд)
Что за прелесть эти сказки!
Пушкин — первый русский писатель мирового значения, народный писатель, величайший русский поэт, «гений», как называли его при жизни. Он создал много таких произведений, которые стали шедеврами не только русской, но и мировой литературы.
Своей няне Арине Родионовне он обязан первыми впечатлениями от русских сказок. Со слов няни Пушкин записал 7 сказок, 10 песен и несколько народных выражений. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и рассказывала их как-то по-особенному. Именно от няни он впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
С самого раннего детства в мир сказок Пушкина вас ввели: сначала мама и бабушка, затем со сказками вы знакомились в детском саду, а более близко уже в школе. А как вы знаете сказки А.С.Пушкина, мы сейчас проверим. Для этого ребята приготовили для вас несколько заданий.
- Презентация «Математика в сказках Пушкина» (21-32 слайды)
- «Лучший знаток сказок Пушкина»
А теперь узнаем, кто лучше всех знает сказки А.С.Пушкина.
- Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
- Что кричал петушок, сидя на спице?
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал с укоризной?
- Что молвила третья сестрица?
- Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?
- С какими словами обращается старик к золотой рыбке?
- Какими словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”
- Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”
- Каким был лоб у Балды?
- Где поп встретил Балду?
- У кого в лесу живёт царевна?
- Назовите кличку собаки семи богатырей.
- Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны?
- Что подумала царевна о хозяевах терема?
- Почему богатыри сразу поняли, что царевну принимали?
- Отлично, вы очень хорошо справились с этим заданием.
- Конкурс «Узнай от кого пришли телеграммы»
- Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
- Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.
- Приеду с подарками, так как наткала я полотна.
- Очень жаль приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола”.
- Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.
- «Домашнее задание»
– К 175-летию памяти А.С.Пушкина Кот ученый открыл свою « Галерею» с картинами по сказкам, а которая по какой сказке совсем забыл.
- Я думаю, что вы исправите его ошибку, и возьмёте на себя роль экскурсоводов.
(Показываются иллюстрации сделанные детьми, нужно их прокомментировать).
- Вы помогли вспомнить Коту ученому названия картин. Молодцы!
- «Бюро находок»
Мы должны найти хозяев. Сможем найти?
В сундучке лежат: яблоко, зеркальце, орехи, корыто, рыбка, веревка, звезда, зайчик, собачка, спица.
- Все вещи нашли хозяев. Пусть они их больше не теряют.
А вам спасибо за помощь.
Итог занятия. Рефлексия:
- Что нового и интересного узнали на занятии? Что вас удивило? Что захотелось сделать?
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Интернет-ресурсы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ ФОРМИРУЕТ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ»
Выступление на педагогическом совете, методическом объединении, посвященном духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей....
Литературно-музыкальная композиция "Любовь материнская- любовь земная"
Литературно – музыкальная композиция «Любовь материнская – любовь земная», посвященная Дню матери. Цель: воспитание любви к матери; подвести учащихся к пониманию, что мать – сам...
С любовью к Пушкину (презентация)
Презентация идет параллельно с уроком-проектом "С любовью к Пушкину.Рассказывает о детских годах поэта,о жизни и учебе в лицее,о сказках (математика в сказках)...
Доклад и презентация по теме “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»
Доклад ТЕМА: “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»Пдготовила руководитель МО учителей начальных классов, учитель первой квалификационной категории Русакова Светлана Юрьевна 2015 ...
Любовь к природе – любовь к Родине.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражда...
Тема:А.С.Пушкин и его сказки. Цель:Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение
Тема:А.С.Пушкин и его сказки.Цель:Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображе...
Эко-уроки сказок А.С. Пушкина: как сказочные образы помогают вырастить любовь к природе
Александр Сергеевич Пушкин не только великий поэт, но и мудрый рассказчик, чьи сказки способны вдохновлять и учить доброте и заботе о мире вокруг нас. Фантастические образы, которые Пушкин создал в св...