Интегрированное занятие "Подводный мир океана"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Борисова Ольга Алексеевна

Ознакомление детей с подводным миром океана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС (К)ОУ общеобразовательная школа-интернат VIII вида

           ст. Родниковской, Краснодарского края

Интегрированное занятие

Тема:

«Подводный  мир  океана»

                                                       

                                                         Воспитатель:  Борисова О.А.

                                                                                           2012год

Цель: ознакомление детей с обитателями океана, их отличительными признаками.

Задачи: обогащение знаний о животных океана, их существенных отличительных признаках, особенностях строения;

развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, мелкой моторики кистей рук, эстетических представлений, вкуса;

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем.

Словарная работа: Мировой океан – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый; экспедиция, батискаф, рыба –еж, рыба – бабочка, морской конек, коралловый риф, кораллы, морская звезда, медуза, осьминог.

Технические средства: видеопроектор, компьютер, экран, аудиомагнитофон.

Материалы: глобус, презентация «Подводный мир океана», кроссворд «Обитатели океана», картинки с изображением морских животных, морские камешки, фигурки морских животных из соленого теста, панно, краски, кисточки, баночки с водой, палитра.

Методические приемы:  рассказ, беседа, художественное слово, игровой момент, дидактическая игра, фронтальная и индивидуальная работа.

Предварительная работа: чтение книг и просмотр видеофильмов о подводном мире, рисование, лепка морских животных из соленого теста, разучивание с детьми стихотворений , загадок.

   

  Ход занятия

I. Организационный  момент.

   - Сегодня чудесный день, улыбнитесь друг другу. Ребята, вы узнаете много интересного на этом занятии. Надеюсь, что вы все примите в нем активное участие. У каждого из вас на столе лежат морские камушки, которые вы будете откладывать за каждый правильный ответ.

II. Сообщение темы занятия.

   - Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Синяя страница». (читает ребенок)

А эта страница морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая

Проходят  по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда.

И листья подводных растений

Качает, как ветер вода.

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

В мирах, где нет фонарей.

- Ребята, догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии?

Тема нашего занятия «Подводный мир океана». ( слайд № 1)

Океан  в два с лишним раза больше, чем вся суша Земли. Он состоит из четырёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого. Моря  - это часть океана. Все океаны сообщаются между собой  и образуют единый Мировой океан. ( слайд № 2)  ( показать на глобусе)

III. Постановка цели.

  - Я предлагаю организовать экспедицию. Экспедиция – это путешествие с определенным заданием. Мы отправимся путешествовать в подводное царство океана, где познакомимся с его обитателями. А также оживим яркими красками морских животных из теста и заселим ими наш маленький океан- панно.

IV.  Беседа.

     - Ребята, как вы думаете на чем можно путешествовать в подводном мире?

- А отправимся мы в экспедицию на глубоководном аппарате – батискафе.

( слайд № 3)

     Батискаф – это маленькая подводная лодка, которая предназначена  для наблюдения и изучения морских обитателей,  морского  дна.

 - Для чего предназначен этот аппарат?

- На батискафе соблюдаем следующие правила: быть внимательными, правильно отвечать на вопросы. Подводное путешествие будет проходить по следующему плану. ( см. приложение 1.)

 - Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся,  изучай и  береги!»

    Начинаем погружение на дно океана. Как здесь красиво, как много животных и растений! ( слайд № 4) 

   - Дети, кого вы видите на фотографиях? (слайд № 5) 

 - К какой группе животных они относятся? (  дельфин, кит - млекопитающие)

( слайд № 6) Дельфин – морское животное  из рода китов, дышит легкими, а не жабрами. На голове у него есть отверстие, через которое  он вдыхает воздух, питается рыбой. Рождает детёнышей в воде и выкармливает  их молоком. Живет в стае , общается с другими с помощью свиста.  Любит играть и резвиться в волнах. Легко привыкает к человеку и может прийти к нему на помощь.

( слайд № 7) Самые большие жители на планете Земля – это киты. Самый огромный представитель этого отряда синий кит достигает в длину 33 метров и весит эта махина порядка 100-120 тонн. Даже трудно себе представить эту громадину, при этом он питается крилем и мелкими рачками, съедая за день от трёх до шести тонн криля, в зависимости от размера.

( слайд № 8) Вообще киты очень разнообразные, есть и более мелкие представители, например белый кит или нарвал, их размеры значительно скромнее порядка трёх, четырёх метров в длину. Белых китов  называют «морскими канарейками», потому что они поют и щебечут как птицы. Киты и дельфины ориентируются под водой по слуху.

( слайд № 9) Они издают звуки, напоминающие щелчки. Эти звуки ударяются обо что то твердое и отражаются эхом. По этому эху они определяют, что находится у них на пути. Очень интересный метод ловли рыбы у  горбатых китов. Они  стаей окружают косяк рыбы, опускаются значительно ниже них и по кругу пускают воздушные пузыри. Рыба в панике сбивается в плотные косяки, и вся китовая стая выныривает с раскрытыми пастями и поглощает загнанную рыбу.

( слайд № 10) - Опускаемся на батискафе еще ниже и понаблюдаем за рыбами океана.

( слайд № 11) Бабочка, с её множеством удивительных цветов и узоров, является одной из самых распространённых обитателей рифов. Темная полоса, проходящая на уровне глаз, и черная и круглая точка на хвосте, вводят в заблуждение хищников, которые путаются, в каком направлении она может скрыться. Яркие цвета этой рыбы сливаются с фоном рифов, что также делает её менее уязвимой со стороны хищников. Средний размер этой рыбы составляет примерно 20 см. Обитает бабочка в тропической части морей и океанов. Питается коралловыми полипами, червями и другими мелкими беспозвоночными. 

( слайд № 12) Особенностью этой рыбы является способность надуваться во время опасности. Вместо побега рыба - ёж использует свой желудок и способность глотать огромное количество воды, чтобы превратить себя в практически несъедобный шар, в несколько раз превышающий нор -мальные размеры. Некоторые виды также имеют шипы на своей коже, что делает их более страшными.

( слайд № 13) Почти все рыбы-ежи содержат  ядовитое вещество, которое  делает их шипы смертельно опасными для хищников. Рыбы – ежи  обитают в теплых морях. Питаются в основном беспозвоночными и водорослями. Крупные особи едят моллюсков и мидий.

( слайд № 14) Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Рот у конька трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.

( слайд № 15) Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов. Хвост – это руль, с помощью которого он удерживается на плаву, а также  прикрепляется им за водоросли. Перемещается морской конек с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Размножается путем откладки икры.

Физминутка ( см. приложение 2 )

- А теперь опустимся на самое дно океана.

( слайд № 16)  Коралловый риф похож на фигурную подводную изгородь изумительной красоты. Он образуется из множества скелетов крошечных животных – кораллов. Кораллы живут огромными колониями в теплых тропических морях. Животным  необходим солнечный свет, поэтому свои рифы строят на мелководье.

( слайд № 17)     Кораллы не двигаются, но питаются и растут. Пищей им служат остатки  от других рыб. Они бывают разных расцветок, разной формы и величины.

( слайд № 18)     -  Кого вы видите на этих фотографиях? Давайте познакомимся с ними поближе.

( слайд № 19)     -Звёзды, медузы, осьминоги – беспозвоночные животные. У них нет скелета. В теле осьминога почти нет  твердых частей. Самые мягкотелые – это медузы. Они прозрачные и на берегу их также сложно разглядеть, как и в воде. Большинство беспозвоночных -  хищники, охотящихся на различных животных: улиток, двустворчатых моллюсков, ракообразных, рыбу.

( слайд № 20)    

-  Каких млекопитающих животных вы знаете?

- Назовите морских рыб?

-  Каковы же отличительные признаки рыб? (  жабры, плавательный пузырь, плавники,  хвост, чешуя )

- Чем рыбы отличаются друг от друга? ( размером, формой, окраской)

- Каких ещё морских обитателей вы встретили в нашем путешествии?

- А теперь сделаем паузу для развлечений.

V. Кроссворд  «Обитатели океана». ( см. приложение 3)

VI. Чтение стихотворения  С. Тетерина «Морская прогулка»

VII. Физминутка ( см. приложение 4 )

VIII. Морская викторина.

 - Какая рыба вооружена лучше других? ( рыба – меч)

- Какая рыба бьет током? ( скат)

- У какой рыбы есть фонарь? ( рыба удильщик)

- Кто живет в брошенных раковинах? (краб)

-  Кто такой морской конек?

- Как рыбы дышат под водой?

- Для чего рыбам нужны плавники и хвост?

- Какие морские животные умеют петь? ( дельфин, белый кит)

- Какие животные любят играть в море?

IX. Экологическая сказка.

 В теплом море жил морской конек. Он любил путешествовать. По пути он встретил морскую черепаху , осьминога, дельфина. Морские обитатели рассказали коньку о своих бедах.

 Теплоход по морю плыл,

Вдаль туристов увозил.

На борту они гуляли

И отходы вниз кидали.

Баржа мимо проплывала,

Нефть по корпусу стекала.

Но люди там не понимали,

Что природу засоряли.

Много жителей морских

Так погибло из-за них.

- Опечалился морской конек, грустно стало ему, так как помочь своим друзья он не мог.

- Ребята, кто виноват в бедах морских жителей?

- Какие советы вы можете дать людям? (не засорять окружающую среду, любить и охранять природу)

 X. Практическая часть.

1. - На  нашем батискафе есть художественная мастерская. Давайте с помощью кисточек и красок оживим морских животных и заселим ими  наш океан – панно.

    - Ребята, прежде чем мы приступим к работе , давайте вспомним как правильно смешивать краски на палитре, технику безопасности при работе с кисточкой.( Далее дети разукрашивают фигурки морских животных из соленого теста под запись «Звуки моря»)

2. Составление коллективного панно.

XI. Итог.

- Ребята, наша экспедиция подошла к концу и нам пора возвращаться.

- Какие открытия для себя вы сделали?

- Каких морских обитателей вы встретили в пути?

 - Что посоветовали людям?

- Как может помочь человек обитателям морей, рек, прудов?

- Дети, я рада, что вы на занятии испытали радость познания нового.

Вы хорошо потрудились. А сейчас мы узнаем кто из вас был самым любознательным, активным, внимательным. Посчитайте свои  камешки, которые вы отложили за правильные ответы.

 ( поздравление и награждение грамотой  победителей)

  • Всем хочу сказать большое спасибо за занятие.

 

               

                       Приложение 1.  

                                                           План экспедиции

1. Знакомство с млекопитающими океана: дельфин, кит.

2. Знакомство с морскими рыбами: рыба-бабочка, рыба ёж, морской конёк.

3. Коралловые рифы.

4. Беспозвоночные: медуза, морская звезда, осьминог.

5. Советы людям, как сохранить окружающую среду.

6. Практическая работа в мастерской.

                Приложение 2.      

                                                           Физминутка

Как приятно в речке плавать   (Плавательные движения)

Берег слева, берег справа.        (Повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди.              (Потягивания - руки вперёд)

Сверху мостик - погляди.         (Потягивания - руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей.

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?             (Плавательные движения)

А теперь пора нам братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем            (Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.           (Дети садятся за парты)

 

                 Приложение 3.      

                                                  Физминутка

К океану мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

                 Приложение 4.      

План экспедиции

1. Знакомство  с млекопитаю -щими океана: дельфин, кит.

2. Знакомство с морскими рыбами: рыба-бабочка, рыба- ёж, морской конёк.

3. Коралловые рифы.

4. Беспозвоночные: медуза, морская звезда, осьминог.

5. Советы людям, как сохранить окружающую среду.

6. Практическая работа в мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100"  Тема: "Материки и океаны"...

Океаны и моря по Земле текут не зря (познавательно-конкурсная программа)

Познавательнo-конкурсная программа для учащихся начальных классов...

Урок по предмету " Окружающий мир" , 2 класс. Тема : "Части света, материки и океаны"

Урок по предмету «Окружающий мир», 2 класс.Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63Тема урока : части света, материки и океаныТип урока: урок ознакомл...

: Урок- путешествие с использованием презентации.Материки и океаны на глобусе

Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями и навыками) в 3 классе по программе  УМК «Перспективная начальная школа» (в соответствии ФГОС), тема «Материки и океаны на глобусе»,...

Презентация к уроку "Окружающий мир" по теме Материки и океаны на глобусе

Урок- путешествие   по теме "Материки и океаны на глобусе "  с использованием презентации.   Презентация   Power Point  может использоваться   как иллюст...