Интегрированное занятие "Подводный мир океана"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБС (К)ОУ общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст. Родниковской, Краснодарского края
Интегрированное занятие
Тема:
«Подводный мир океана»
Воспитатель: Борисова О.А.
2012год
Цель: ознакомление детей с обитателями океана, их отличительными признаками.
Задачи: обогащение знаний о животных океана, их существенных отличительных признаках, особенностях строения;
развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, мелкой моторики кистей рук, эстетических представлений, вкуса;
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем.
Словарная работа: Мировой океан – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый; экспедиция, батискаф, рыба –еж, рыба – бабочка, морской конек, коралловый риф, кораллы, морская звезда, медуза, осьминог.
Технические средства: видеопроектор, компьютер, экран, аудиомагнитофон.
Материалы: глобус, презентация «Подводный мир океана», кроссворд «Обитатели океана», картинки с изображением морских животных, морские камешки, фигурки морских животных из соленого теста, панно, краски, кисточки, баночки с водой, палитра.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, игровой момент, дидактическая игра, фронтальная и индивидуальная работа.
Предварительная работа: чтение книг и просмотр видеофильмов о подводном мире, рисование, лепка морских животных из соленого теста, разучивание с детьми стихотворений , загадок.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодня чудесный день, улыбнитесь друг другу. Ребята, вы узнаете много интересного на этом занятии. Надеюсь, что вы все примите в нем активное участие. У каждого из вас на столе лежат морские камушки, которые вы будете откладывать за каждый правильный ответ.
II. Сообщение темы занятия.
- Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Синяя страница». (читает ребенок)
А эта страница морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда.
И листья подводных растений
Качает, как ветер вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
В мирах, где нет фонарей.
- Ребята, догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии?
Тема нашего занятия «Подводный мир океана». ( слайд № 1)
Океан в два с лишним раза больше, чем вся суша Земли. Он состоит из четырёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого. Моря - это часть океана. Все океаны сообщаются между собой и образуют единый Мировой океан. ( слайд № 2) ( показать на глобусе)
III. Постановка цели.
- Я предлагаю организовать экспедицию. Экспедиция – это путешествие с определенным заданием. Мы отправимся путешествовать в подводное царство океана, где познакомимся с его обитателями. А также оживим яркими красками морских животных из теста и заселим ими наш маленький океан- панно.
IV. Беседа.
- Ребята, как вы думаете на чем можно путешествовать в подводном мире?
- А отправимся мы в экспедицию на глубоководном аппарате – батискафе.
( слайд № 3)
Батискаф – это маленькая подводная лодка, которая предназначена для наблюдения и изучения морских обитателей, морского дна.
- Для чего предназначен этот аппарат?
- На батискафе соблюдаем следующие правила: быть внимательными, правильно отвечать на вопросы. Подводное путешествие будет проходить по следующему плану. ( см. приложение 1.)
- Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»
Начинаем погружение на дно океана. Как здесь красиво, как много животных и растений! ( слайд № 4)
- Дети, кого вы видите на фотографиях? (слайд № 5)
- К какой группе животных они относятся? ( дельфин, кит - млекопитающие)
( слайд № 6) Дельфин – морское животное из рода китов, дышит легкими, а не жабрами. На голове у него есть отверстие, через которое он вдыхает воздух, питается рыбой. Рождает детёнышей в воде и выкармливает их молоком. Живет в стае , общается с другими с помощью свиста. Любит играть и резвиться в волнах. Легко привыкает к человеку и может прийти к нему на помощь.
( слайд № 7) Самые большие жители на планете Земля – это киты. Самый огромный представитель этого отряда синий кит достигает в длину 33 метров и весит эта махина порядка 100-120 тонн. Даже трудно себе представить эту громадину, при этом он питается крилем и мелкими рачками, съедая за день от трёх до шести тонн криля, в зависимости от размера.
( слайд № 8) Вообще киты очень разнообразные, есть и более мелкие представители, например белый кит или нарвал, их размеры значительно скромнее порядка трёх, четырёх метров в длину. Белых китов называют «морскими канарейками», потому что они поют и щебечут как птицы. Киты и дельфины ориентируются под водой по слуху.
( слайд № 9) Они издают звуки, напоминающие щелчки. Эти звуки ударяются обо что то твердое и отражаются эхом. По этому эху они определяют, что находится у них на пути. Очень интересный метод ловли рыбы у горбатых китов. Они стаей окружают косяк рыбы, опускаются значительно ниже них и по кругу пускают воздушные пузыри. Рыба в панике сбивается в плотные косяки, и вся китовая стая выныривает с раскрытыми пастями и поглощает загнанную рыбу.
( слайд № 10) - Опускаемся на батискафе еще ниже и понаблюдаем за рыбами океана.
( слайд № 11) Бабочка, с её множеством удивительных цветов и узоров, является одной из самых распространённых обитателей рифов. Темная полоса, проходящая на уровне глаз, и черная и круглая точка на хвосте, вводят в заблуждение хищников, которые путаются, в каком направлении она может скрыться. Яркие цвета этой рыбы сливаются с фоном рифов, что также делает её менее уязвимой со стороны хищников. Средний размер этой рыбы составляет примерно 20 см. Обитает бабочка в тропической части морей и океанов. Питается коралловыми полипами, червями и другими мелкими беспозвоночными.
( слайд № 12) Особенностью этой рыбы является способность надуваться во время опасности. Вместо побега рыба - ёж использует свой желудок и способность глотать огромное количество воды, чтобы превратить себя в практически несъедобный шар, в несколько раз превышающий нор -мальные размеры. Некоторые виды также имеют шипы на своей коже, что делает их более страшными.
( слайд № 13) Почти все рыбы-ежи содержат ядовитое вещество, которое делает их шипы смертельно опасными для хищников. Рыбы – ежи обитают в теплых морях. Питаются в основном беспозвоночными и водорослями. Крупные особи едят моллюсков и мидий.
( слайд № 14) Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Рот у конька трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
( слайд № 15) Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов. Хвост – это руль, с помощью которого он удерживается на плаву, а также прикрепляется им за водоросли. Перемещается морской конек с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Размножается путем откладки икры.
Физминутка ( см. приложение 2 )
- А теперь опустимся на самое дно океана.
( слайд № 16) Коралловый риф похож на фигурную подводную изгородь изумительной красоты. Он образуется из множества скелетов крошечных животных – кораллов. Кораллы живут огромными колониями в теплых тропических морях. Животным необходим солнечный свет, поэтому свои рифы строят на мелководье.
( слайд № 17) Кораллы не двигаются, но питаются и растут. Пищей им служат остатки от других рыб. Они бывают разных расцветок, разной формы и величины.
( слайд № 18) - Кого вы видите на этих фотографиях? Давайте познакомимся с ними поближе.
( слайд № 19) -Звёзды, медузы, осьминоги – беспозвоночные животные. У них нет скелета. В теле осьминога почти нет твердых частей. Самые мягкотелые – это медузы. Они прозрачные и на берегу их также сложно разглядеть, как и в воде. Большинство беспозвоночных - хищники, охотящихся на различных животных: улиток, двустворчатых моллюсков, ракообразных, рыбу.
( слайд № 20)
- Каких млекопитающих животных вы знаете?
- Назовите морских рыб?
- Каковы же отличительные признаки рыб? ( жабры, плавательный пузырь, плавники, хвост, чешуя )
- Чем рыбы отличаются друг от друга? ( размером, формой, окраской)
- Каких ещё морских обитателей вы встретили в нашем путешествии?
- А теперь сделаем паузу для развлечений.
V. Кроссворд «Обитатели океана». ( см. приложение 3)
VI. Чтение стихотворения С. Тетерина «Морская прогулка»
VII. Физминутка ( см. приложение 4 )
VIII. Морская викторина.
- Какая рыба вооружена лучше других? ( рыба – меч)
- Какая рыба бьет током? ( скат)
- У какой рыбы есть фонарь? ( рыба удильщик)
- Кто живет в брошенных раковинах? (краб)
- Кто такой морской конек?
- Как рыбы дышат под водой?
- Для чего рыбам нужны плавники и хвост?
- Какие морские животные умеют петь? ( дельфин, белый кит)
- Какие животные любят играть в море?
IX. Экологическая сказка.
В теплом море жил морской конек. Он любил путешествовать. По пути он встретил морскую черепаху , осьминога, дельфина. Морские обитатели рассказали коньку о своих бедах.
Теплоход по морю плыл,
Вдаль туристов увозил.
На борту они гуляли
И отходы вниз кидали.
Баржа мимо проплывала,
Нефть по корпусу стекала.
Но люди там не понимали,
Что природу засоряли.
Много жителей морских
Так погибло из-за них.
- Опечалился морской конек, грустно стало ему, так как помочь своим друзья он не мог.
- Ребята, кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы вы можете дать людям? (не засорять окружающую среду, любить и охранять природу)
X. Практическая часть.
1. - На нашем батискафе есть художественная мастерская. Давайте с помощью кисточек и красок оживим морских животных и заселим ими наш океан – панно.
- Ребята, прежде чем мы приступим к работе , давайте вспомним как правильно смешивать краски на палитре, технику безопасности при работе с кисточкой.( Далее дети разукрашивают фигурки морских животных из соленого теста под запись «Звуки моря»)
2. Составление коллективного панно.
XI. Итог.
- Ребята, наша экспедиция подошла к концу и нам пора возвращаться.
- Какие открытия для себя вы сделали?
- Каких морских обитателей вы встретили в пути?
- Что посоветовали людям?
- Как может помочь человек обитателям морей, рек, прудов?
- Дети, я рада, что вы на занятии испытали радость познания нового.
Вы хорошо потрудились. А сейчас мы узнаем кто из вас был самым любознательным, активным, внимательным. Посчитайте свои камешки, которые вы отложили за правильные ответы.
( поздравление и награждение грамотой победителей)
- Всем хочу сказать большое спасибо за занятие.
Приложение 1.
План экспедиции
1. Знакомство с млекопитающими океана: дельфин, кит.
2. Знакомство с морскими рыбами: рыба-бабочка, рыба ёж, морской конёк.
3. Коралловые рифы.
4. Беспозвоночные: медуза, морская звезда, осьминог.
5. Советы людям, как сохранить окружающую среду.
6. Практическая работа в мастерской.
Приложение 2.
Физминутка
Как приятно в речке плавать (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд)
Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей.
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
И на травке отдыхаем. (Дети садятся за парты)
Приложение 3.
Физминутка
К океану мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Приложение 4.
План экспедиции
1. Знакомство с млекопитаю -щими океана: дельфин, кит.
2. Знакомство с морскими рыбами: рыба-бабочка, рыба- ёж, морской конёк.
3. Коралловые рифы.
4. Беспозвоночные: медуза, морская звезда, осьминог.
5. Советы людям, как сохранить окружающую среду.
6. Практическая работа в мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс
Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...
Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"
Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100" Тема: "Материки и океаны"...
Океаны и моря по Земле текут не зря (познавательно-конкурсная программа)
Познавательнo-конкурсная программа для учащихся начальных классов...
Урок по предмету " Окружающий мир" , 2 класс. Тема : "Части света, материки и океаны"
Урок по предмету «Окружающий мир», 2 класс.Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63Тема урока : части света, материки и океаныТип урока: урок ознакомл...
: Урок- путешествие с использованием презентации.Материки и океаны на глобусе
Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями и навыками) в 3 классе по программе УМК «Перспективная начальная школа» (в соответствии ФГОС), тема «Материки и океаны на глобусе»,...
Презентация к уроку "Окружающий мир" по теме Материки и океаны на глобусе
Урок- путешествие по теме "Материки и океаны на глобусе " с использованием презентации. Презентация Power Point может использоваться как иллюст...
Лекция . Загрязнения Мирового океана, охрана Мирового океана, законодательные основы
Загрязнение Мирового океана...