Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"
статья по теме
Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov_v_gruppe_prodlennogo_dnya_v_ramkah_fgos.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга
Лаборатория развития творческих способностей в ГПД
у младших школьников
( выступление на круглом столе 3 октября 2013 )
Рубцова Марина Владимировна
Федеральный государственный стандарт ориентирует школу на достижение новых результатов образования, что возможно, в том числе, при использовании современных образовательных технологий деятельного типа.
ФГОС понимается не только , как процесс усвоения учащимися системы знаний и умений. Но и как процесс всестороннего развития личности.
Одно из направлений развития личности – общеинтеллектуальное . Оно включает в себя развитие таких психических механизмов, как внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.
В настоящее время высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Время , проводимое в ГПД, даёт нам возможность развивать психические механизмы, необходимые для дальнейшего успешного обучения младших школьников, что сложно сделать в полном объёме в учебное время.
Многие из завтрашних специалистов , знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются, в основном, на свою память, затрудняются при ответах на проблемные непривычные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Научить видеть что – либо с непривычной стороны, изучать предметы с разных сторон, видеть привычное по новому, не так как видел ранее, очень важная задача.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Не бывает детей бездарных и глупых, все дети талантливы от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться, нужно только умное руководство взрослых.
Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Ведь любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию учёного , испытывающего огромное удовлетворение и радость познания доселе неизвестного.
В данный момент я разрабатываю системные занятия, которые можно проводить в ГПД. Каждое занятие состоит из четырёх этапов.
1 этап
Разминка.
Задача этого этапа – способствовать подготовке памяти, актуализации, полученных ранее знаний , создание благоприятного эмоционального фона. « Проворство припоминания», как писал в своё время Э.Кант, является одним из важнейших условий развития творческих способностей учащихся, т.к. для возникновения «озарений» очень важно в нужный момент вспомнить нужное.
Задания этого этапа выполняются в высоком темпе.
Например: быстро отвечайте на вопросы.
- Какой сегодня день недели?
- А какой был вчера?
- Какое число будет через 3 дня?
- Какая буква в алфавите стоит после «ц» ?
- Сколько будет 7х 8?
- Какая предпоследняя буква в алфавите?
- Какие месяцы в году заканчиваются на «т»?
- Назовите общий звук в словах: дар, мера , аист, жар.
2 этап
Развитие психических механизмов, как основы развития творческих способностей.
Задача этапа – развивать все виды памяти, внимание, воображение , наблюдательность и быстроту реакции.
Например: тренируем ассоциативную память.
Задание: воспринимая на слух слова, обозначающие цвет, попытайтесь схематично зарисовать предметы, которые у вас с каждым цветом ассоциируются. Затем по рисункам вспомнить цвет.
Голубой, фиолетовый, белый , багряный, чёрный, малиновый, бежевый, коричневый, розовый , сиреневый, красный.
Например: тренируем внимание.
Задание: если в следующих парах второе слово синоним, замените его на антоним, и наоборот.
Грусть – тоска, мрак – темнота, близко – рядом, бежать – стоять.
3 этап
Решение частично – поисковых задач разного уровня.
Задача этапа: достать из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
Например: слава (сапог) порог
плесень(…….) надел
Задание: слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Понять закономерность и по аналогии записать слово в скобках внизу.
Например: найдите общее определение к группе из 3-х существительных.
Хлеб, климат, подушка - ?
Например: врач прописал больному 5 таблеток, объяснив , что принимать их надо с интервалом в 20 минут. На какое время хватит таблеток?
4 этап
Решение творческих задач.
Этот этап рассчитан на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный и творческий подход при решении заданий.
Например: Развивающий канон – утро - з
день - о
вечер - ?
Левая и правая стороны связаны между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями . Найдите их.
Такие задания можно делать в любой области.
Например по литературе: красная - ?
серая - ш
белый - к
По математике: прямоугольник - 4
треугольник - ?
шестиугольник - 6
Русский язык и геометрия: квадрат - 5
треугольник - 2
прямоугольник - ? (порядковый номер буквы р в слове.)
Обучение должно быть победным!
Особую роль в этом играют одобрительные реплики, вселяющие в ребят уверенность в своих силах. И , как правило, подавляющее большинство стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»
laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...
Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС
В настоящее время в рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый...
Организация группы продленного дня в свете ФГОС
Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе Выбирая школу, папы и мамы часто интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость вз...
Доклад "Применение ИКТ на занятиях группы продленного дня в рамках реализации ФГОС"
В докладе говорится о важности и целесообразности применения ИКТ в группе продленного дня....
"Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".
Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного обще...
«Использование ИКТ на занятиях в группе продленного дня в рамках реализации ФГОС»
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности воспитателя группы продленного дня и органично дополняет традиционные формы работы вос...
Создание ситуации успеха на занятиях в группе продленного дня в условиях ФГОС
Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует...