Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"
статья по теме

Рубцова Марина Владимировна

Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №376 Московского района Санкт-Петербурга

Лаборатория развития творческих способностей в ГПД

у младших школьников

( выступление на круглом столе 3 октября 2013 )

Рубцова Марина Владимировна

  Федеральный государственный стандарт ориентирует школу на достижение новых результатов образования, что возможно, в том числе, при использовании современных образовательных технологий деятельного типа.

ФГОС понимается не только , как процесс усвоения учащимися системы знаний и умений. Но и как процесс всестороннего развития личности.

Одно из направлений развития личности – общеинтеллектуальное . Оно включает в себя развитие таких психических механизмов, как внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.

В настоящее время высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека, но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому  продуктивность мыслительной  и особенно творческой деятельности школьников остаётся далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

 Время , проводимое в ГПД, даёт нам возможность развивать психические механизмы,  необходимые для дальнейшего успешного обучения младших школьников, что сложно сделать в полном объёме в учебное время.

    Многие из завтрашних специалистов , знающих школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются, в основном, на свою память, затрудняются при ответах на проблемные непривычные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.

     Научить видеть что – либо с непривычной стороны, изучать предметы с разных сторон, видеть привычное по новому, не так как  видел ранее,  очень важная задача.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

       Не бывает детей бездарных и глупых, все дети талантливы от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться, нужно только умное руководство взрослых.

      Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Ведь любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию учёного , испытывающего огромное удовлетворение и радость познания доселе неизвестного.

     В данный момент я разрабатываю системные занятия, которые можно проводить в ГПД. Каждое занятие состоит из четырёх этапов.

                                            1 этап

Разминка.

Задача этого этапа – способствовать подготовке памяти, актуализации, полученных ранее знаний  , создание благоприятного эмоционального фона.   « Проворство припоминания», как писал в своё время Э.Кант, является одним из важнейших условий развития творческих способностей учащихся, т.к. для возникновения «озарений» очень важно в нужный момент вспомнить нужное.

Задания этого этапа  выполняются в высоком темпе.

Например: быстро отвечайте на вопросы.

  • Какой сегодня день недели?
  • А какой был вчера?
  • Какое число будет через 3 дня?
  • Какая буква в алфавите стоит после «ц» ?
  • Сколько будет 7х 8?
  • Какая предпоследняя буква в алфавите?
  • Какие месяцы в году заканчиваются на «т»?
  • Назовите общий звук в словах: дар, мера , аист, жар.

                          2 этап

Развитие психических механизмов, как основы развития творческих способностей.

Задача этапа – развивать все виды памяти, внимание, воображение , наблюдательность и быстроту реакции.

Например: тренируем ассоциативную память.

Задание: воспринимая на слух слова, обозначающие цвет, попытайтесь схематично зарисовать предметы, которые у вас с каждым цветом ассоциируются. Затем по рисункам вспомнить цвет.

Голубой, фиолетовый, белый , багряный, чёрный, малиновый, бежевый, коричневый, розовый , сиреневый, красный.

Например: тренируем внимание.

Задание: если в следующих парах второе слово синоним, замените его на антоним, и наоборот.

Грусть – тоска, мрак – темнота, близко – рядом, бежать – стоять.

                                     3 этап

Решение частично – поисковых задач разного уровня.

Задача этапа: достать из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

Например:  слава (сапог) порог

                  плесень(…….) надел

Задание: слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Понять закономерность и по аналогии записать слово в скобках внизу.

Например: найдите общее определение  к группе из 3-х существительных.

Хлеб, климат, подушка - ?

Например: врач прописал больному 5 таблеток, объяснив , что принимать их надо с интервалом в 20 минут. На какое время хватит таблеток?

                                   4 этап

              Решение творческих задач.

Этот этап рассчитан на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный  и творческий подход при решении заданий.

Например: Развивающий канон – утро    -        з

                                                                  день    -      о

                                                                  вечер    -     ?

Левая и правая стороны связаны между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями . Найдите их.

Такие задания можно делать в любой области.

Например по литературе:   красная   -   ?

                                                    серая   -     ш

                                                     белый  -    к

По математике:        прямоугольник  -  4

                                      треугольник        - ?

                                      шестиугольник    - 6

Русский язык и геометрия:       квадрат  -  5

                                                          треугольник    -  2

                                                       прямоугольник  -  ?  (порядковый номер буквы р        в слове.)

Обучение должно быть победным!

Особую роль в этом играют одобрительные реплики, вселяющие в ребят уверенность в своих силах. И , как правило, подавляющее большинство стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.

                                                                                    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС

В настоящее время в   рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача  развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый...

Организация группы продленного дня в свете ФГОС

Современные требования к организации группы продленного дня в начальной школе Выбирая школу, папы и мамы часто интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость вз...

Доклад "Применение ИКТ на занятиях группы продленного дня в рамках реализации ФГОС"

В докладе говорится о важности и целесообразности применения ИКТ в группе продленного дня....

"Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного обще...

«Использование ИКТ на занятиях в группе продленного дня в рамках реализации ФГОС»

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности воспитателя группы продленного дня и органично дополняет традиционные формы работы вос...

Создание ситуации успеха на занятиях в группе продленного дня в условиях ФГОС

Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует...