Создание ситуации успеха на занятиях в группе продленного дня в условиях ФГОС
методическая разработка

Масс Марина Григорьевна

Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учебе, школе, науке. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуацию успеха переживает как ученик со слабой успеваемостью, так и ученик с высокой продуктивной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie-situatsii-uspeha_-_17_avgusta.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на занятиях в группе продленного дня в условиях ФГОС

август 2022

Главное в деятельности педагога – создание ситуации успеха на любом занятии, будь то урок, классный час, кружок, занятие в ГПД и т.д. Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что успех в учении — единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Ситуация успеха на занятии:

  • повышает мотивацию к учению и развивает познавательные интересы;
  •  позволяет ребёнку почувствовать удовлетворение от образовательной деятельности;
  • стимулирует к повышению результативности труда;
  •  корректирует личностные особенности, такие как тревожность, неуверенность, недостаточная самооценка;
  •  развивает инициативность, креативность, активность;
  •  поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Принципы педагогики успеха:

  1. Свобода выбора
  2. Принятие интересов ребенка
  3. Принцип сотрудничества педагога и ребенка
  4. Принцип взаимопомощи
  5. Принцип чередования ситуаций успеха и неуспеха.

Надежным путем создания ситуации успеха в группе продленного дня является использование дифференцированного подхода, когда детям предоставляется право выбора заданий одинакового содержания, но отличающиеся объемом, сложностью, которые требуют разных видов умственной деятельности. Большое значение имеет также психологическая атмосфера в группе продленного дня за создание которой отвечает воспитатель. Рассмотрим разные варианты создания ситуаций успеха:

1. Похвала - мощный инструмент педагога, если он применяется правильно. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. С помощью похвалы можно:

- помочь преодолеть неуверенность: «Этот материал вы проходили на уроке, а потом закрепляли на продлёнке, так что с контрольной работой вы справитесь легко»;

- заинтересовать лично: «Это дело (задание) я могу поручить только тебе»;
- позволить порадоваться незначительному успеху: «В этой работе тебе особенно удалось …» (отметить что-то конкретное, даже если в целом работа вышла слабой).

Похвала должна быть максимально эффективной, поэтому хвалить нужно за старания, за конкретные действия или результат, не сравнивая и не противопоставляя ребенка другим, хвалить за то, что ребенку важно. Хвалить необходимо, соблюдая правило «Бутерброда». «Бутерброд» получается по схеме: похвала + критика + мотивация к улучшению. Его уместно использовать, если ученик сдал хорошую работу, но в ней есть моменты, которые стоит исправить. Тогда сначала следует отметить, что в работе вам понравилось, что у ученика получилось особенно хорошо. Далее сказать, что есть вещи, которые можно улучшить, и перечислить их. И в конце выказать уверенность в том, что всё получится, если приложить ещё немного усилий. В этой схеме важно соблюдать баланс: нельзя в части с критикой давать больше пунктов, чем в части с похвалой.

2. Приём «Эврика»  - учитель создаёт ситуацию, в которой ученик сам приходит к интересному выводу. Задача учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и поддержать ребёнка, поставить перед ним новые проблемы и вдохновить на их решение.

3. Самостоятельный выбор задания - содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем и сложность, работать индивидуально или в паре/группе, готовиться самостоятельно или с помощью учителя. Успех обеспечится тем, что каждый ученик будет работать в максимально комфортных условиях.

4. Сочетание различных методов обучения и воспитания. Если каждое занятие строится на репродуктивном методе, когда ученик должен запомнить материал, успешными себя чувствуют лишь ученики с хорошо развитой памятью. Если же наряду с репродуктивным методом педагог будет использовать и другие, например поисковые, то себя смогут проявить ученики, которые хуже запоминают материал, но обладают навыками поиска информации.

5. Портфолио - один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха.

6. Персональная исключительность - это важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы…».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

7.Усиление мотивации - «Нам это нужно для…»

8. Скрытая инструкция  - «Ты же помнишь, что…Ты же знаешь, что…»

Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом коллективных форм обучения. Есть ученики, которые нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в занятие коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, педагог предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.

Использование ситуации успеха позволяет помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.

Список литературы

  1. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плугиной. – М., 2015.
  2. 11. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005.
  3. Гринько, А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся / А. И. Гринько // Родная школа. – 2013. – № 5.
  4. Жаворонкова, Ю. М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю. М. Жаворонкова, И. А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 2.
  5. Комарова, Л. Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми / Л. Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 4.
  6. Коротаева, Е. В. О ситуации успеха в учебной деятельности / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2003. – № 1.
  7. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева, Г. К. Сулейманова. – 2015. – № 2.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС

В настоящее время в   рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача  развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый...

ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»

ДОКЛАДпо теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»...

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в условиях группы продлённого дня

Одной из главных целей образования мы видим в развитии личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено так, чтоб доставлять ребенку радость познания, чтобы создать ситуа...

Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.

   Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика,  воспитание  личности,  готовой  к  жизни  в  высокотехнолог...

Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.

Создание ситуации успеха на занятиях,как необходимое условие процесса обучения младшего школьника....