методическая разработка Я и моя Родина
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 Данная разработка предназначена для внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы. Содержит богатый материал о нашей славной Родине России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.  Название работы - «Я и моя Родина»

2. Номинация - методическая разработка

3. Вид работы – конспект  внеклассного мероприятия клубного часа в  1 классе

4. Бурматова Елена Петровна

5. Домашний адрес- 457040 Россия, Челябинская область, г. Южноуральск улица Советской Армии дом 21, квартира 39

6.телефон – 89028941894

7. Место работы - Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2  VII - VIII вида»

8. Должность  - учитель начальных классов

9. Адрес ОУ -  457040 Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, улица Ленина дом 38.

Тема:  «Я и моя Родина»

Цели: познакомить учащихся с оновными государственными символами России, родного города; расширить представления о родной стране и малой родине; воспитывать любовь и уважение к родине и родному краю.

Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями родной страны России; научаться различать государственные символы родной страны и родного города (герб, флаг, гимн); научаться анаизировать информацию, представленную учителем; делать выводы из изученного материала.

Форма работы: разговор-рассуждение.

Оборудование: физическая карта России, герб, флаг России и родного города; картинки с изображением малой родины; магнитофон; аудиозаписи гимнов Росии и родного города; текст гимна России; цветная бумага, ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, шаблоны с изображением  флага города Южноуральска.

Предварительная работа: дети разучивают стихи о государственных символах России, о родине; рисуют рисунки по теме «Моя Родина».

Ход занятия

1. Орг. момент. (Эмоциональный настрой)

Здравствуйте те, кто весел сегодня.

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью.

Здравствуйте те, кто молчит.

2. Самоопределение к деятельности.

 Учитель:      Дорогие ребята, я рада встречи с вами на очередном заседании клубного часа. Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине.

- Что человек называет своей Родиной? (ответы детей)

 Чтец №1

 Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем!

 Учитель: – Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко». 

Правила игры: Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…».  Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)


 Учитель:- Родина – это страна, в которой мы живем. Это город,  в котором мы живем. Это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.

3.  Знакомство с родной страной - Россией.

Учитель: - Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.

 Чтец №2

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Учитель:  Россия – наша Родина. Её ещё называют Российской Федерациец. Эти два наименования равнозначны. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, коая, области, автономные округа. Широка и необъятна наша страна.  Разнообразна природа России: равнины и горы, леса и степи, озёра и реки. Невозможно перечислить все богатства нашей  великой родины.

Чтец №3

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на крте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

Учитель: Ребята, каждое государство имеет свои, только ему присущие символы (знаки) - флаг, герб, гимн. Имеет свои символы и Россия. Они узаконены в декабре 2000 года. Познакомимься с каждым символом в отдельности.

4.Знакомство с флагом России.

 Дети рассматривают изображение флага.

Рассказ учителя о государственном  флаге РФ.

 Государственный флаг Российской Федерации представляет сбой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых собой прямоугольных полос: верхняя-белого, средняя - синего и нижняя- красного цвета.

        Издревле каждый цвет имеел свое особое значение.

 Учитель: - Что означают цвета российского флага?

На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду. Синий цвет– небо, верность, веру. Красный- смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Чтец №4

          Флаг России

Белый цвет-берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Творческая работа. Учитель предлагает ребятам самостоятельно изготовить из цветной бумаги  флаг России.

Учитель:  Трёёхцветный флаг появился в России ещё в 17 веке. В начале 18 века, при Петре I трёхцветный флаг стал флагом  российского торгового флота. В конце 19 века бело-синий-красный флаг становится государственным флагом России.

5.Знакомство с государственным гербом России.

Учитель: Ребята, рассмотрите герб Росиии? Что изображено на гербе? (ответы детей)

Чтец №5

          Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

 Рассказ учителя о государственном гербе РФ.

Золотой двуглавый орёл изображён  на  щите красного цвета. Орёл, чтобы все знали, что Россия сильная держава. Двуглавый орёл, т.к., охраняя государство, он смотрит на две стороны света.

-Кто, объяснит, на какие стороны смотрит орёл? (ответы детей).

 Над головой орла мы видим короны - символ законности. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр- это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.  Он символизирует наличие власти. В его левой лапе - держава.  Держава - золотой шар с крестом наверху – символ могущества страны. Ребята, обратите внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

         На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами.

6.Знакомство с государственным  гимном России.

Рассказ учителя о государственном гимне РФ.

Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн – торжественное музыкальное произведение. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.

        Государственным гимном России является музыка Александра Васильевича Александрова,  слова к нему написал Сергей владимирович Михалков.

Учитель: - Ребята, давайте послушаем аудиозапись гимна России, а подпевать вам помогут слова, лежащие у каждого на парте. Звучит гимн России (важно обратить внимание детей на то, что гимн слушают и исполняют стоя).

7. Физкультминутка

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

8. Знакомство с малой родиной.

Расказ учителя

Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина

Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина? МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где
 жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Мы проживаем в России, в Челябинской области, в городе Южноуральске. И можем сказать, что для нас малая родина это город Южноуральск.

Чтец №6

«Малая Родина»

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

9. История города Южноуральска.

Учитель: - Дети, расскажите, что вы знаете о нашем городе? (ответы детей)

Рассказ учителя об истории городного города.

 Южноура́льск — город в России, областного подчинения Челябинской области. Город расположен на реке Увелька, в 88 км от Челябинска и в 7 км от железнодорожной станции Нижнеувельская. С 1 февраля 1963 года Южноуральск получил статус города.

Всё началось с Нижнеувельской станицы, которая расположилась в нижней части города.  Это была крепость, и проживали в ней казаки. Казачье войско охраняло южные границы нашей родины. В 1948 году возник рабочий посёлок на месте станицы и стал называться Южноуральским. В посёлке начали возводить ЮГРЭС. С  1 февраля 1963 года Южноуральск получил статус города. И вот 9 августа наш город отпраздновал свой 51 день рождения. Наш город самый молодой город нашей области.  У каждой страны есть свои символы.

 Учитель: -Назовите, какие символы вы знаете? (ответы детей)

-Как вы думаете у города есть символы? (ответы детей)

Дети рассматривают  первый герб города Южноуральска.

 Расказ учителя о первом гербе города.

Перед вами первый герб нашего города. В верхней части щита на голубой планке серебром написано название города. В центре его размещена эмблема, символизирующая основные отрасли промышленности города: (ГРЭС, связка изоляторов — арматурно-изоляторный завод, лилия — эмблема фарфорового завода, шестерня — ремонтно-механический завод), в нижней части золотые серп и молот.

Дети рассматривают действующий герб и флаг города.

Рассказ учителя о гербе и флаге родного города.

Действующий флаг и герб Южноуральска утверждены Решением Совета депутатов города в 2000 году. На флаге города Южноуральска красный цвет символизирует энергию, которая даёт жизнь городу и огонь, обжигающий фарфоровые изделия изумительной красоты и формы, выпускаемые на многих предприятиях города, а также это символ тепла, активности, мужества, праздника, красоты.

Южноуральский фарфор промышленного и бытового назначения, украшенный росписями по мотивам уральского сказочного края, отражён на флаге города в виде устремлённой к совершенству серебряной косули.

Жёлтые полосы показывают пересечение дорог, от которого началось строительство и развитие станицы Увельской, а позже — города Южноуральска.

Серебряные шашки клинками вниз означают, что поселение основано казаками и пришли они на эту землю не воевать, а защищать и созидать.

Голубая полоса отражает водохранилище, образованное на реке Увелька. Также голубой цвет в геральдике символизирует красоту, честь, славу, преданность, истину, добродетель и чистое небо.

Белый цвет (серебро) — символ чистоты, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.

Жёлтый цвет (золото) — символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.

 Творческая работа. Учитель предлагает учащимся раскрасить флаг родного города.

Учитель:  - А сейчас, мы прослушаем гимн родного города. (Звучит аудиозапись гимна города Южноуральска)

Учитель: - Ребята, а вы что вы знаете о своей малой родине?  (ответы детей)

- Дети, я вам предлагаю совершить прогулку по нашему городу.

Рассказ о городе

В нашем городе проживает около 40 тыс. человек. Наш город многонациональный. В нём проживают народы разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры.

Богат наш город и промышленностью. В городе 11 заводов. Есть магазины, рынки, банки.

В городе действуют 11 детские садов. Работают 7 школ, техникум, 2 училища.

Наш город можно назвать культурным.  В городе есть ДК «Энергетик», кинотеатр «Экран», «РИО», городской парк, ДШИ, музей, библиотеки.  

Южноуральск и спортивный город. В нём есть стадион «Центральный», ДЮСШ, стоится ледовый дворец.

Достопримечательности города: памятник В.И.Ленину – на городской площади, памятник Крупской Н. К.. на площади перед Центром дополнительного образования для детей. Мемориальный комплекс воинской славы — памятник павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Памятник на братской могиле красногвардейцам 26-ой стрелковой дивизии 5-ой Красной армии — установлен на закрытом  городском кладбище.

Учитель: Совершим прогулку по улицам нашего города.

-Какие вы знаете улицы нашего города? (ответы детей)

Самая зелёная улица — улица Парковая.

Самая короткая улица — переулок Сосновый (4 дома).

Самая длинная улица — улица Спортивная (3 км), затем улица Советская (более 2,5 км).

- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?

Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.

11.Подведение итогов.

 Чтец №7

Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.

 Учитель:- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К  РОССИИ И К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша Родина – Россия.Методические разработки.

Наша Родина – Россия.Методические разработки....

Методическая разработка детско-родительского мероприятия по теме «Россия – Родина моя»

Учителю необходим целенаправленный  поиск  путей к объединению усилий по воспитанию ученика, поиск оптимальных форм совместной работы в интересах ребёнка, повышение уровня вовлеченности...

Методическая разработка. Проект "Праздники моей Родины". Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца".

Методическая разработка.Проект "Праздники моей Родины".Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца"....

Методическая разработка мероприятия «Моя малая родина».

Цели: 1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города. 2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину....

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...