методическая разработка Я и моя Родина
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная разработка предназначена для внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы. Содержит богатый материал о нашей славной Родине России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Название работы - «Я и моя Родина»
2. Номинация - методическая разработка
3. Вид работы – конспект внеклассного мероприятия клубного часа в 1 классе
4. Бурматова Елена Петровна
5. Домашний адрес- 457040 Россия, Челябинская область, г. Южноуральск улица Советской Армии дом 21, квартира 39
6.телефон – 89028941894
7. Место работы - Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VII - VIII вида»
8. Должность - учитель начальных классов
9. Адрес ОУ - 457040 Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, улица Ленина дом 38.
Тема: «Я и моя Родина»
Цели: познакомить учащихся с оновными государственными символами России, родного города; расширить представления о родной стране и малой родине; воспитывать любовь и уважение к родине и родному краю.
Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями родной страны России; научаться различать государственные символы родной страны и родного города (герб, флаг, гимн); научаться анаизировать информацию, представленную учителем; делать выводы из изученного материала.
Форма работы: разговор-рассуждение.
Оборудование: физическая карта России, герб, флаг России и родного города; картинки с изображением малой родины; магнитофон; аудиозаписи гимнов Росии и родного города; текст гимна России; цветная бумага, ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, шаблоны с изображением флага города Южноуральска.
Предварительная работа: дети разучивают стихи о государственных символах России, о родине; рисуют рисунки по теме «Моя Родина».
Ход занятия
1. Орг. момент. (Эмоциональный настрой)
Здравствуйте те, кто весел сегодня.
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью.
Здравствуйте те, кто молчит.
2. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Дорогие ребята, я рада встречи с вами на очередном заседании клубного часа. Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине.
- Что человек называет своей Родиной? (ответы детей)
Чтец №1
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!
Учитель: – Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Правила игры: Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)
Учитель:- Родина – это страна, в которой мы живем. Это город, в котором мы живем. Это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.
3. Знакомство с родной страной - Россией.
Учитель: - Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна.
Чтец №2
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Учитель: Россия – наша Родина. Её ещё называют Российской Федерациец. Эти два наименования равнозначны. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, коая, области, автономные округа. Широка и необъятна наша страна. Разнообразна природа России: равнины и горы, леса и степи, озёра и реки. Невозможно перечислить все богатства нашей великой родины.
Чтец №3
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на крте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Учитель: Ребята, каждое государство имеет свои, только ему присущие символы (знаки) - флаг, герб, гимн. Имеет свои символы и Россия. Они узаконены в декабре 2000 года. Познакомимься с каждым символом в отдельности.
4.Знакомство с флагом России.
Дети рассматривают изображение флага.
Рассказ учителя о государственном флаге РФ.
Государственный флаг Российской Федерации представляет сбой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых собой прямоугольных полос: верхняя-белого, средняя - синего и нижняя- красного цвета.
Издревле каждый цвет имеел свое особое значение.
Учитель: - Что означают цвета российского флага?
На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду. Синий цвет– небо, верность, веру. Красный- смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Чтец №4
Флаг России
Белый цвет-берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Творческая работа. Учитель предлагает ребятам самостоятельно изготовить из цветной бумаги флаг России.
Учитель: Трёёхцветный флаг появился в России ещё в 17 веке. В начале 18 века, при Петре I трёхцветный флаг стал флагом российского торгового флота. В конце 19 века бело-синий-красный флаг становится государственным флагом России.
5.Знакомство с государственным гербом России.
Учитель: Ребята, рассмотрите герб Росиии? Что изображено на гербе? (ответы детей)
Чтец №5
Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Рассказ учителя о государственном гербе РФ.
Золотой двуглавый орёл изображён на щите красного цвета. Орёл, чтобы все знали, что Россия сильная держава. Двуглавый орёл, т.к., охраняя государство, он смотрит на две стороны света.
-Кто, объяснит, на какие стороны смотрит орёл? (ответы детей).
Над головой орла мы видим короны - символ законности. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр- это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он символизирует наличие власти. В его левой лапе - держава. Держава - золотой шар с крестом наверху – символ могущества страны. Ребята, обратите внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами.
6.Знакомство с государственным гимном России.
Рассказ учителя о государственном гимне РФ.
Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн – торжественное музыкальное произведение. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.
Государственным гимном России является музыка Александра Васильевича Александрова, слова к нему написал Сергей владимирович Михалков.
Учитель: - Ребята, давайте послушаем аудиозапись гимна России, а подпевать вам помогут слова, лежащие у каждого на парте. Звучит гимн России (важно обратить внимание детей на то, что гимн слушают и исполняют стоя).
7. Физкультминутка
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
8. Знакомство с малой родиной.
Расказ учителя
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина
Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина? МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Мы проживаем в России, в Челябинской области, в городе Южноуральске. И можем сказать, что для нас малая родина это город Южноуральск.
Чтец №6
«Малая Родина»
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
9. История города Южноуральска.
Учитель: - Дети, расскажите, что вы знаете о нашем городе? (ответы детей)
Рассказ учителя об истории городного города.
Южноура́льск — город в России, областного подчинения Челябинской области. Город расположен на реке Увелька, в 88 км от Челябинска и в 7 км от железнодорожной станции Нижнеувельская. С 1 февраля 1963 года Южноуральск получил статус города.
Всё началось с Нижнеувельской станицы, которая расположилась в нижней части города. Это была крепость, и проживали в ней казаки. Казачье войско охраняло южные границы нашей родины. В 1948 году возник рабочий посёлок на месте станицы и стал называться Южноуральским. В посёлке начали возводить ЮГРЭС. С 1 февраля 1963 года Южноуральск получил статус города. И вот 9 августа наш город отпраздновал свой 51 день рождения. Наш город самый молодой город нашей области. У каждой страны есть свои символы.
Учитель: -Назовите, какие символы вы знаете? (ответы детей)
-Как вы думаете у города есть символы? (ответы детей)
Дети рассматривают первый герб города Южноуральска.
Расказ учителя о первом гербе города.
Перед вами первый герб нашего города. В верхней части щита на голубой планке серебром написано название города. В центре его размещена эмблема, символизирующая основные отрасли промышленности города: (ГРЭС, связка изоляторов — арматурно-изоляторный завод, лилия — эмблема фарфорового завода, шестерня — ремонтно-механический завод), в нижней части золотые серп и молот.
Дети рассматривают действующий герб и флаг города.
Рассказ учителя о гербе и флаге родного города.
Действующий флаг и герб Южноуральска утверждены Решением Совета депутатов города в 2000 году. На флаге города Южноуральска красный цвет символизирует энергию, которая даёт жизнь городу и огонь, обжигающий фарфоровые изделия изумительной красоты и формы, выпускаемые на многих предприятиях города, а также это символ тепла, активности, мужества, праздника, красоты.
Южноуральский фарфор промышленного и бытового назначения, украшенный росписями по мотивам уральского сказочного края, отражён на флаге города в виде устремлённой к совершенству серебряной косули.
Жёлтые полосы показывают пересечение дорог, от которого началось строительство и развитие станицы Увельской, а позже — города Южноуральска.
Серебряные шашки клинками вниз означают, что поселение основано казаками и пришли они на эту землю не воевать, а защищать и созидать.
Голубая полоса отражает водохранилище, образованное на реке Увелька. Также голубой цвет в геральдике символизирует красоту, честь, славу, преданность, истину, добродетель и чистое небо.
Белый цвет (серебро) — символ чистоты, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Жёлтый цвет (золото) — символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.
Творческая работа. Учитель предлагает учащимся раскрасить флаг родного города.
Учитель: - А сейчас, мы прослушаем гимн родного города. (Звучит аудиозапись гимна города Южноуральска)
Учитель: - Ребята, а вы что вы знаете о своей малой родине? (ответы детей)
- Дети, я вам предлагаю совершить прогулку по нашему городу.
Рассказ о городе
В нашем городе проживает около 40 тыс. человек. Наш город многонациональный. В нём проживают народы разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры.
Богат наш город и промышленностью. В городе 11 заводов. Есть магазины, рынки, банки.
В городе действуют 11 детские садов. Работают 7 школ, техникум, 2 училища.
Наш город можно назвать культурным. В городе есть ДК «Энергетик», кинотеатр «Экран», «РИО», городской парк, ДШИ, музей, библиотеки.
Южноуральск и спортивный город. В нём есть стадион «Центральный», ДЮСШ, стоится ледовый дворец.
Достопримечательности города: памятник В.И.Ленину – на городской площади, памятник Крупской Н. К.. на площади перед Центром дополнительного образования для детей. Мемориальный комплекс воинской славы — памятник павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Памятник на братской могиле красногвардейцам 26-ой стрелковой дивизии 5-ой Красной армии — установлен на закрытом городском кладбище.
Учитель: Совершим прогулку по улицам нашего города.
-Какие вы знаете улицы нашего города? (ответы детей)
Самая зелёная улица — улица Парковая.
Самая короткая улица — переулок Сосновый (4 дома).
Самая длинная улица — улица Спортивная (3 км), затем улица Советская (более 2,5 км).
- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать?
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
11.Подведение итогов.
Чтец №7
Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Учитель:- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К РОССИИ И К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша Родина – Россия.Методические разработки.
Наша Родина – Россия.Методические разработки....
Методическая разработка детско-родительского мероприятия по теме «Россия – Родина моя»
Учителю необходим целенаправленный поиск путей к объединению усилий по воспитанию ученика, поиск оптимальных форм совместной работы в интересах ребёнка, повышение уровня вовлеченности...
Методическая разработка. Проект "Праздники моей Родины". Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца".
Методическая разработка.Проект "Праздники моей Родины".Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца"....
Методическая разработка мероприятия «Моя малая родина».
Цели: 1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города. 2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину....
Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...