Статья « Детское объединение в начальной школе»
статья на тему
Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Наша школа МБУ № 32 стремится помочь позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество.
Основанием для создания детского объединения «Сириус» и разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МБУ школы № 32 городского округа Тольятти, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 758.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимошкина Надежда Ивановна
89277973604
МБУ школа № 32
учитель начальных классов высшей категории
рубрика «Из опыта работы ОУ»
Статья « Детское объединение в начальной школе»
Введение.
Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Наша школа МБУ № 32 стремится помочь позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество.
Основанием для создания детского объединения «Сириус» и разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МБУ школы № 32 городского округа Тольятти, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.
Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время.
Исследования показали, что растет количество детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью.
Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Выявили следующие проблемы:
- неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
- формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
- недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
- необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
- дефицит социально-значимых дел, однообразие школьных дел.
Для решения этой проблемы и создано детское объединение «Сириус».
Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.
Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.
Основная часть.
В МБУ школе № 32 около 3-х лет действует детское объединение «Сириус». Для учащихся начальной школы с 1 по 4 классы.
Символика детского объединения «СИРИУС»
С союз
И инициативных,
Р решительных
И исследователей -
У успешных
С строителей будущего.
НАШ ДЕВИЗ:
Поверь в свои силы,
Друзей не забудь,
Вперёд, к новым звёздам –
Это правильный путь!
Уставной целью объединения является создание условий для формирования функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
- Направленность объединения: объединение младших школьников
- Численный состав членов объединения – 300 человек, в том числе лица в возрасте 7-10 лет.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Реализация программы в нашей школе проходит через городскую экспедицию детских объединений « Наш Тольятти», деятельность по организации и проведению экспедиции осуществляет оргкомитет, состав которого формируется из представителей МБУ ДОД ЦВР «Диалог».
Экспедиция проходит в три этапа:
1 этап – старт Экспедиции (октябрь – ноябрь)
2 этап – проведение мероприятий в рамках Экспедиции (декабрь – апрель)
3 этап – творческий отчёт детских объединений (май).
В целях активации деятельности детских и молодёжных объединений различной направленности в соответствии с приказом департамента образования каждый год проводится городская Экспедиция по разным темам и направлениям.
Каждая школа, детское объединение разрабатывает план работы по теме городской экспедиции, и в течение года проводит мероприятия на базе школы. По итогам каждого направления объединениями оформляются творческие работы. А в конце года результаты экспедиции подводятся на городских мероприятиях: празднике «Волгарята», пионерском слёте, выездной загородной школе.
2010г.-2011г.- тема городской экспедиции «Путешествие верных друзей».
2011г.-2012г. – тема городской экспедиции «Возьмёмся за руки, друзья!» (посвящается 160-летию Самарской губернии)
2012г.-2013 г.- тема экспедиции « По дорогам знаменательных дат «Волгарятам 10 лет!»
2010г.-2011г.- тема городской экспедиции «Путешествие верных друзей». На старте путешествия Экспедиции классы получают маршрутные листы, запланированных мероприятий на весь учебный год.
- 2 этап « По страничкам истории».
Ребята приглашают на классные часы учителей - почётных работников образования, посещают школьный музей «Память»
.
- 3 этап «Тольятти культурный»
Ребята посещают экскурсии «Достопримечательности города Тольятти», составляют настольную игру « Самарская Лука», проводят совместно с родителями игры, викторины на тему «Тольятти культурный»
- 4 этап «Формула безопасности»
Ребята играют в спектаклях, участвуют в викторинах, играх, рисуют газеты на тему «Правила безопасности вокруг нас»
- 5 этап « Увлекательный калейдоскоп».
Ребята подводят итоги всех станций и представляют свои лучшие работы.
2011г.-2012г. – тема городской экспедиции
«Возьмёмся за руки, друзья!»
(посвящается 160-летию Самарской губернии)
Старт путешествия
Теория: разработка маршрута «Возьмёмся за руки, друзья!» (посвящается 160-летию Самарской губернии)
Практика: оформление карты путешествия
Итог- стартовая линейка, задания классам
1-й этап «Давайте познакомимся!»
Теория: символика, знаменитые люди Самарской губернии, Уникальные природные уголки Самарской губернии
Практика: чтение книг, журналов, встречи с известными людьми, экскурсии в краеведческий музей, музеи города и области, изготовление Машины времени» для «путешествия» по губернии
Итог- проект «Легенды Самарского края»
2-й этап. Станция «Узоры Поволжья»
Теория: народы Поволжья, народные костюмы, традиции, фольклор разных народов;природа Самарского края
Практика: изготовление моделей народных костюмов, посещение этнографических музеев, Самарской Луки
Итог-выставка кукол в народных костюмах, фотоколлаж «Узоры Поволжья»
3-й этап. «Народные забавы»
Теория: народные музыкальные инструменты
Практика: разучивание народных игр, песен, частушек, закличек разных народов
Итог-Кубок первоклассников по народным играм
4-й этап. «Пир на весь мир»
Теория: особенности национальной кухни разных народов, правила рекламы любимого блюда
Практика: оформление любимых рецептов разных народов в альбом «Скатерть - самобранка»
Итог- презентация альбомов «Скатерть-самобранка»
Апрель
Подведение итогов путешествия.
Игровая программа «Возьмёмся за руки, друзья!»
Итог- участие отряда – победителя в городском празднике «Волгарят
2012г. -2013 г.- тема экспедиции
« По дорогам знаменательных дат «Волгарятам 10 лет!»
Старт экспедиции « Наш Тольятти» (1ч)
Теория: разработка плана работы экспедиции на весь год.
Практика: оформление «Карты достижения» нашей экспедиции
2. 1-й этап «Знаменательные даты России» (октябрь – ноябрь) (7 ч)
Теория: олимпиада, Отечественная война 1812 года, русский поэт С.Я. Маршак.
Практика: конкурс рисунков «Символы Олимпиады в Сочи», экскурсия в детскую библиотеку 7 квартала, конкурс фотографий «Лучший спортсмен олимпиады».
Итог - Школьная газета «Знаменательные даты России».
3 .2 –й этап «Знаменательные даты и события города»
(декабрь – январь) ( 8 ч )
Теория: изучение истории Тольятти, памятников, памятных мест города
Практика: обзорная экскурсия по городу « Памятные места города», экскурсии в музеи (технический музей АВТОВАЗА, музей православной гимназии), выпуск газеты, конкурс фотоколлажей « Мой любимый Тольятти!»
Итог – конкурс стенгазет « Мой любимый Тольятти»
4. 3-й этап « Знаменательные даты и события школы, класса»
(февраль – май)
Теория: изучение истории и традиций школы, традиции класса, обсуждение тем «Реликвии моей семьи»
Практика: экскурсия в музей школы « Память», исследование традиций школы и класса, КТД с привлечением родителей, праздники, капустники, дни именинника, совместные походы, выставки творческих работ, посиделки «Наша семья – наша крепость»
Итог - готовим проект « По дорогам знаменательных дат. Карта достижений»
Выводы.
Работая с детьми, мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех.
Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Программа, по которой работает детское объединение «Сириус» учитывает возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.
Список литературы.
- Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций/Изд, 2-ое перераб. и доп. - Москва, 1996.
- Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. -М: Просвещение, 1979.-288 с.
- Выбираем свой путь. /Сост. А.В. Волохов - М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992. – 154с.
- Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Выпуск 1 – Н.Новгород, ООО «Пед. технологии», 2004 – 96с.
- Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. /Сост. Л.И.Маленкова - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
- Лебедева И.А. Путешествие в Страну Игр: сюжетно-ролевая игра. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. -124с.
- Нещерет Л.Г. Ее величество игра! Серия «Игра – дело серьезное». – Выпуск 3. – Н.Новгород, ООО «Пед. технологии», 2002. – 106с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/19/picture-19899.jpg)
план методического объединения начальной школы ГОУ СОШ № 290
План работы методического объединения начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/08/picture-106894.jpg)
План работы методического объединения начальной школы 2012-2013 учебный год
Этот планпоможет коллегам составить свой план работы МО...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-264937-1370934183.jpg)
Итоговое методическое объединение начальной школы
Итоговое методическое объединение начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440978-1398270275.jpg)
Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"
Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/26/picture-650518-1437913540.jpg)
Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа
Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А" НОУ ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-390621-1535462008.jpg)
Методическое объединение начальной школы. План работы на 2013- 2014 год
ШМО включает в себя : план работы МО, протоколы и анализ работы МО за год...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854915-1479756967.jpg)
Статья в журнале Начальная школа "Тестоппластика в начальной школе"
Статья опубликована в журнале Начальная школа № 7 , 2011г., стр.74...