Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант"
рабочая программа (1, 3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Трудовой десант" по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_trudovoy_desant.docx | 53.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Девчонки, мальчишки – вся детвора,
Идите по жизни дорогой добра!
Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.
Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.
Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Программа «Трудовой десант» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы:
- социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;
- сотрудничество детей и взрослых;
- «многоролевой» характер деятельности;
- творчество.
Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как: - коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
- коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
- ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
- общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В воспитательных планах всех школ, учреждений дополнительного образования, каждого классного руководителя и педагога обязательно есть вопросы гражданско-патриотического воспитания, т.к. оно является приоритетным направлением в современном общероссийском учебно-воспитательном процессе. Правительством РФ подготовлена государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отражающая важность этой проблемы.
Вся воспитательная работа в курсе «Трудовой десант» направлена на формирование гражданско-патриотических качеств личности, что происходит в ходе:
- оказания помощи социально незащищённым слоям населения, которые нуждаются во внимании;
- приобщении к общественно-полезному труду на благо общества.
Это выражается в:
- проведении совместных мероприятий с воспитанниками детского сада ;
- приобщении к здоровому образу жизни в условиях социальной и природной среды;
- активном общении с природой, способствующем укреплению здоровья и повышению уровня экологической культуры;
- проведении мероприятий, направленных на восстановление физических и душевных сил;
- тесном взаимодействии со сверстниками и раскрытии потенциала личности каждого ребёнка.
В основу гражданско-патриотического воспитания курса легли принципы:
- природосообразность воспитания;
- ценностно-смысловое равенство взрослого и ребёнка;
- креативность и творческое начало в воспитании;
- краеведческий;
- взаимопомошь.
В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:
- Экология
- Технология.
- Литературное чтение
Цель:
всестороннее гармоническое развитие личности.
Задачи:
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Умении видеть красоту природы, труда и творчества.
Планируемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим
поколением;
- привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;
- улучшение качественной характеристики обучающихся;
выполнение детьми гражданского долга во всех сферах общественной деятельности.
Содержание курса 1 класс
тема 1 экскурсия на пришкольный участок
урок – экскурсия.
Тема 2 знакомство с оригами
История оригами. беседа
Тема 3 сбор семян.
Экскурсия
Тема 4 сбор листьев
Экскурсия
Тема 5 выставка «Чудеса природы»
Оформление своих работ
Тема 6 конкурс на лучший осенний букет
Оформление работ
Тема 7операция витамин
Урок – путешествие
Тема 8 праздник урожая
Беседа. Игра.
Тема 9-10 наш край
Урок – путешествие
Тема 11 -12 животный мир нашего края
Беседа, игра.
Тема 13 -14 изготовление книжки – малышки
Изготовление книжки малышки
Тема 15 экскурсия «Необычное в обычное»
Урок – путешествие в сказку
Тема 16 наведение порядка в зоне отдыха
Трудовые дела
Тема 17 -18 работа на пришкольном участке
Трудовые дела
Тема 19 трудовой десант «Возле памятника»
Трудовые дела
Тема 20 работа в зеленом уголке
КТД
Тема 21 операция «Милосердие»
Выставка рисунков, трудовой десант
Тема 22 Акция «Моя мама»
Школа общения
Тема 23 работа в школьной библиотеки
Школа общения
Тема 24 -25 Герб, гимн, флаг
Школа общения
Тема 26 правила честного спора
Викторина
Тема 27 Тема путешествие в страну Вежливости
Урок – путешествие
Тема 28-29 не надо кричать на человека
Школа общения
Тема 30 неизвестный космос
Игра – путешествие
Тема 31 обобщающее занятие
викторина
календарно – тематическое планирование 1 класс
№ п/п | тема | Количество часов | |||||
всего | теоретических | практических | |||||
31 | |||||||
Моё Я | |||||||
1 | Экскурсия на пришкольный участок | ||||||
2 | Знакомство с оригами | ||||||
3 | Сбор семян | ||||||
4 | Сбор листьев | ||||||
5 | Выставка «Чудеса природы» | ||||||
6 | Конкурс на лучший осенний букет | ||||||
Я и природа | |||||||
7 | Операция «Витамин» | ||||||
8 | Праздник урожая | ||||||
9-10 | Наш край | ||||||
11-12 | Животный мир нашего края | ||||||
13-14 | Изготовление книжки – малышки «Эти забавные животные» | ||||||
15 | Экскурсия «Необычное в обычное» | ||||||
16 | Наведение порядка в зоне отдыха | ||||||
17-18 | Работа на пришкольном участке | ||||||
Я и другие | |||||||
19 | Трудовой десант по уборке территории «Возле памятника» | ||||||
20 | Работа в зеленом уголке: ухаживание за комнатными растениями | ||||||
21 | Операция «Милосердие» | ||||||
22 | Акция «Моя мама» | ||||||
23 | Работа в школьной библиотеки | ||||||
24-25 | Герб, Гимн, Флаг. | ||||||
26 | Правила честного спора | ||||||
27 | Путешествие в страну Вежливости | ||||||
28-29 | Не надо кричать на человека | ||||||
30 | Неизвестный космос | ||||||
31 | Обобщающее занятие. |
Содержание занятий 3 класс
тема 1 экскурсия на пришкольный участок
урок – экскурсия.
Тема 2 знакомство с оригами
История оригами. беседа
Тема 3 сбор семян.
Экскурсия
Тема 4 сбор листьев
Экскурсия
Тема 5 выставка «Чудеса природы»
Оформление своих работ
Тема 6 конкурс на лучший осенний букет
Оформление работ
Тема 7операция витамин
Урок – путешествие
Тема 8 праздник урожая
Беседа. Игра.
Тема 9 викторина «Права литературных героев»
Викторина
Тема 10 В. Осеева «Плохо»
Викторина. Изготовление книжки – малышки
Тема 11 чтобы не бояться надо знать
Школа общения
Тема 12 «бездомные животные»
Школа общения
Тема 13 «Будем друзьями птиц»
Изготовление кормушек
Тема 14 природа – мой дом
Путешествие
Тема 15 просмотр и обсуждение мультфильма «Серая шейка» по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка
Беседа, обсуждение и разбор игровых ситуаций
Тема 16 наведение порядка в зоне отдыха
Трудовой десант
Тема 17 коллективный проект «Дизайн клумбы»
КТД
Тема 18 – 19 акция «Как живешь, птичка?»
Школа общения
Тема 20 «Гнев – это нормально?»
Обыгрывание проблемных ситуаций
Тема 21мы общаемся. Кто я такой?
Викторина
Тема 22 вместе мы команда
Виртуальная экскурсия.
Тема 23 когда в товарищах согласия нет
Трудовой десант
Тема 24-25 я - гражданин большой страны
Проектная деятельность
Тема 26 -27 Славные символы России
Школа вежливости
Тема 28 счастье – это когда тебя понимают
Школа общения
Тема 29 просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше» по произведению Астрид Лингрен
Школа общения
Тема 30 «Моя семья»
КТД
Тема 31 С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Коллективное обсуждение
Тема 32 «Хороший характер – богатство на всю жизнь»
Школа общения
Тема 33 операция «Подари игрушку детям»
КТД
Тема 34 «Книга – твой друг»
Изготовление книжки малышки
Календарно – тематическое 3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
34 | ||||
Моё Я | ||||
1 | Экскурсия на пришкольный участок | |||
2 | Знакомство с оригами | |||
3 | Сбор семян | |||
4 | Сбор листьев | |||
5 | Выставка «Чудеса природы» | |||
6 | Конкурс на лучший осенний букет | |||
7 | Операция «Витамин» | |||
8 | Праздник урожая | |||
9 | Права литературных героев | |||
10 | В. Осеева «Плохо» Изготовление книжки - малышки | |||
11 | Чтобы не боятся, надо знать | |||
Я и природа | ||||
12 | Бездомные животные | |||
13 | Будем друзьями птиц | |||
14 | Природа – мой дом | |||
15 | Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая шейка» по произведению Д. Н, Мамина – Сибиряка | |||
16 | Наведение порядка в зоне отдыха | |||
17 | Коллективный проект «Дизайн клумбы» | |||
18-19 | Акция «Как живешь, птичка?» | |||
Я и другие | ||||
20 | «гнев – это нормально?» | |||
21 | Кто я такой? | |||
22 | Вместе мы - команда | |||
23 | Когда в товарищах согласья нет» | |||
24-25 | Я – гражданин большой страны | |||
26-27 | Славные символы России | |||
28 | Счастье – это когда тебя понимают | |||
29 | Просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше» по произведению Астрид Лингрен | |||
30 | «Моя семья» | |||
31 | С. Я Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | |||
32 | «Хороший характер – богатство на всю жизнь» | |||
33 | Операция «Подари игрушки детям» | |||
34 | «Книга – твой друг» |
Приложение 1
Уровень сформированности нравственных
качеств учащихся
(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала
Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
Перечень нравственных качеств личности:
Дисциплинированность
Ответственность за выполнение поручений
Адекватность восприятия критики
Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)
Конфликтность
Коммуникативность (общительность)
Честность
Сотрудничество
Креативность (одарённость, талантливость)
Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся – длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов – от «0» до «3».
Приложение 2
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
^ Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
^ Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
^ Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
^ Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
|
|
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
^ Анкета «Необитаемый остров»
Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.
1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?
2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?
3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?
4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?
5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?
6. Хотели бы вы вернуться домой?
7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?
8. Ваши любимые предметы в школе и почему?
9. Ваши нелюбимые предметы и почему?
10. Что вы прочитали за последние два месяца?
11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?
12. На кого хотели бы быть похожим?
13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?
14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?
15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?
16. Чем вы занимаетесь в свободное время?
17. Чем бы вы хотели заниматься?
Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.
Приложение 4
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
|
|
|
|
После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:
1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
^ Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.
1. Выяснение содержания актуальной оценки.
2. Выяснение полюсов шкалы.
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
Приложение 5
Изучение самооценки личности младшего школьника.
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
"Идеал" "Антиидеал"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
Литература
- Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
- Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
- Программа воспитания и социализации
- И.А. Атапов, М.А. «Мы патриоты!», Москва «Вако» - 2006.
- Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000
- Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007
- Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2, с. 36-40
- Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...