Классный час на тему: "Широкая масленица"
классный час (3 класс) на тему
Цель: знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями; создание условий для совместной творческой деятельности.
Задачи: Развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам;
Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры;
Обогатить духовный мир детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.doc | 690.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 26»
Классный час на тему:
«Широкая масленица»
Выполнила: учитель начальных классов
Паршина Елена Николаевна
МОУ «Лицей № 26»
Саранск 2015 год
Цель: знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями; создание условий для совместной творческой деятельности.
Задачи: Развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам;
Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры;
Обогатить духовный мир детей;
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества и с жанрами русского фольклора;
Создавать условия для раскрытия творческих способностей у детей;
Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Оборудование:
5 корзин
25 цветов из бумаги синего цвета.
5 Конверты с пословицами
10 мешков для игры.
25 снежков
Плакат со своей калядкой
Ход мероприятия:
Ведущий : Вот и наступило время перемен в природе. С этими изменениями связано много народных примет, обрядов и традиций. Сегодня мы все вместе проводим масленицу играми и весельем, для этого наши участники это - 5 детей и пять родителей должны занять свои места.
Масленица – древний славянский праздник. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием весеннего обновления природы накануне пахотных работ. Проходили века, менялась жизнь. С принятием христианства на Руси появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить.
Скоморохи: 1. Он корнями уходит в века,
Силу, удаль людей умножая,
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.
2. Праздник мира и поля, и трав,
Праздник душ человечьих свободных,
Праздник Масленичных забав,
Всяких игр да игрищ народных.
Ведущий: Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Ведущий: Приехала Масленица, приехала сырная,
Разгульная, а не смирная!
Ведущий: Прощайся народ с тоской!
Праздник общий, мирской!
Ведущий: И всё-таки самый важный
Праздник семейный, домашний.
Ведущий: Ведётся порядком строгим давно
Не нами, а умными заведено.
У вас в руках ромашки, вы должны за 3 минуты заполнить лепестки цветка прилагательными, которые охарактеризуют Масленицу. И свою ромашку прикрепить на доску.
Как блины мы напекали,
Прогоняли зиму прочь,
Да МаслЕницу встречали,
Чтобы весне прийти помочь.
Будьте здравы, добры люди,
Будет счастье вам и лад,
Да и радости прибудет.
Всяк весне сегодня рад!
Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, у нас уже предвестники весны – подснежники расцветают. А вот пришло время еще одного задания. Родителям завязывают глаза, дают в руки коринки и ставят в конце класса, на их пути по прямой кладут на пол подснежники. У доски стоят дети и направляют словам родителей к цветам. Объясняя маршрут. Игра заканчивается тогда, когда все родители дойдут до детей с корзиной, в которой будет 5 цветов.
Ведущий: Каждый день Масленичной недели имел свое название и свои забавы. Давайте вспомним народные традиции и обряды. Читаем хором названия дней.
Ведущий: Понедельник – день встречи. Ребятишки накануне сооружали снежные горы, произнося скороговоркой следующее приветствие:
«Душа ли ты, моя Масленица!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор
На горах покататься, в блинах наваляться,
Сердцем потешиться, умом повеселиться,
Речью насладиться!»
В домах делали чучело Масленицы из соломы, одевали его в девичий наряд, наряжали, сажали на санки и везли на горку. Дети встречали её песнями, катали с горок и кричали: «Приехала Масленица!». Это тоже своеобразное колдовство: чем выше гора — тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен. Поэтому на горах катались самые лучшие мастерицы и мастера.
Вносится чучело Масленицы или открывается изображение на доске.
Скоморохи: 1. Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных, на саночках расписных,
Чтоб слуги были молодые, нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!
2. Масленица на двор выезжает!
Широкая на двор выезжает!
А вы, люди, Масленицу да встречайте!
Да к себе-то Масленицу зазывайте!
Вместе: Подайте широкой Масленице!
От каждой команды выбирается один участник. Он должен за минуту как можно больше собрать из частей пословиц о масленице.
Без блина не маслена; без пирога не именинник.
Хоть с себя что заложить, да маслену проводить.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.
На Масленой повеселились, да блинком угостились.
Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло. Широка река Маслена – затопила и Великий Пост.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Ученик: И праздновали Масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями. Деревня к деревне в гости шла показать себя, поэтому первый день масляной недели и называли «Встреча».
Ученик: Во второй день – «Заигрыш». С утра и стар, и мал готовились к представлениям скоморохов, катанию с гор и прочим шумным весельям.
Весна: И я приготовила вам забавы. Ну-ка, разомните ноги!
Конкурс: бег в мешках парами
Ведущий: Среда называлась «Лакомка». А ну, подходи, кто проголодался, а сейчас мы с вами решим у какой хозяйки самый большой, толстый и вкусный блин.
Все желающие подходят к участникам и те их подчивают.
Четвертый день масленичной недели назывался «Широкий четверг» или «Разгул». В этот день славилось возрождение солнечных дней, будто и блин поспел от Солнца. Начало калядованию: ряженые ходили по домам с песнями, бубнами и возили Масленицу на санях.
У участников было домашнее задание сочинить свою калядку.
Давайте их послушаем
Ведущий: В пятницу — «Тещины вечерки» и в субботу — «Золовкины посиделки». В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. Пренебрежение этими обычаями считалось ужасным оскорблением, и обида могла остаться надолго и даже стать причиной вечной вражды.
А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию выполнив следующее задание. У вас на столах лежат карточки, в них слова, которые относятся к вене. Но слова не простые, слоги в них перепутались я предлагаю вам собрать их вместе.
Участвуют только дети.
Составить слова
И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник)
ТАЛ, КА, ИН, ПРО – (ПРОТАЛИНКА)
СО, Ш, КО, Ы, ЛН – (СОЛНЫШКО)
ЦА , СИ, ЛЕ, Н, МА - (МАСЛЕНИЦА)
Н ,Б , Л, ЧИ, ИКИ – (БЛИНЧИКИ)
ЛА, АН, Г, БА – (БАЛАГАН)
ЧЕ,РУ КИ, Й - (РУЧЕЙКИ)
Ведущий : Воскресенье – прощённый день.
Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.
А я предлагаю поиграть, и выявить самого меткого и точного. Дети берут в руки корзины, а родители снежки. Задача игры как можно больше снежков отправить в корзину. Дети могут двигать корзину, поднимать вверх, в сторону.
Ученик: Пора нам прощаться с масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!
(Дети заводят хоровод вокруг чучела с песенкой «Гори, гори ясно». Затем чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг».
Все хором.
Уходи, зима! Приходи, Весна!
Прощай, зима! Прощай, Масленица!
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До Поста довела.
Ученик:Шла сторонкою ты к нам
По заулочкам-закоулочкам.
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы.
Все хором: гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Ведущий: Дорогие мои! Масленица целые охапки сытных блинов принесла, да реки чая из душистых трав заварила. Подходите, насладитесь ими. Жюри подводит итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"
Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...
Классный час по теме: «Здравствуй, Масленица»
Классный час посвящен прекрасному празднику, традиции которого уходят в прошлое. В данном классном часу дети познакомятся с традициями, разгадают загадки....
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:"Широкая масленица"4 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:"Широкая масленица"4 класс...
Классный час по теме: «Широкая Масленица»
В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации задач. Учащиеся в ходе мероприятия узнают историю праздника «Маслениц...
Занятие в ГПД на тему: "Широкая Масленица. Создание информационной папки лэпбук."
На занятиях в ГПД дети выполняют различные виды работ: поделки, рисунки, собирают научную информацию к праздникам, загадки, частушки, песни и мн. др. Поэтому я решила различный материал, подготовленны...
Внеклассное мероприятие на тему «Широкая Масленица» 3 А класс
I.Вступительная частьОрганизационный момент На сцену выходят зазывалыЗазывала 1:Все! Все! Все! Все на праздник!Масленицу встречаем,Зиму провожаем,Весну закликаем! Зазывала 2:Спешите! Спешите...
Классный час на тему: «Широка масленица».
Цель: познакомить с народными обрядами, обычаями; привить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям....