Занятие в ГПД на тему: "Широкая Масленица. Создание информационной папки лэпбук."
план-конспект занятия (3 класс)
На занятиях в ГПД дети выполняют различные виды работ: поделки, рисунки, собирают научную информацию к праздникам, загадки, частушки, песни и мн. др. Поэтому я решила различный материал, подготовленный совместно с детьми сохранять в информационной папке лепбук и в дальнейшем использовать его на занятиях. Лэпбук - интересный способ систематизации, запоминания и передачи информации, в котором дети принимают активное участие. Что способствует решению ряда задач современного образования, давать учащимся не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить и решать задачи, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “ Традиции празднования Масленицы. Создание информационной папки “Лэпбук”.
Цель занятия: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям русского народа.
Задачи праздника:
Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, обогатить словарный запас младших школьников, расширить знания о народном фольклоре и этикете.
Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости.
Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
В результате всей деятельности формируются в тесной взаимосвязи УУД:
Личностные- духовно-нравственное развитие через изучение традиций, обрядов русского народа, готовность и способность к саморазвитию, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народным праздником "Масленица".
Регулятивные- умение планировать работу и определять последовательность действий, оценивать правильность выполнения работы.
Коммуникативные- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Планируемые результаты: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника-Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщение к традиционному народному празднику. Выполнение информационной папки «лэпбук», с целью систематизации знаний детей.
Оборудование:
- Проектор, презентация на тему «Широкая масленица».
- Кабинет стилизованный для празднования Масленицы - на небольшом столе, покрытым скатертью, стоит самовар с чайными чашками и блюдо с бубликами, баранками, конфетами; имбирными пряниками, блинами; чучело Масленицы; на стене раскраски солнышки из картона и ниток.
- Музыка, русская народная песня из реп.”Ах, блины», мелодия для исполнения частушек.
Подготовительная работа: украшение кабинета для празднования Масленицы; заучивание частушек; изготовление чучела Масленицы; выполнение поделок на данную тему; самостоятельный подбор учащимися материала (загадки, частушки, иллюстрации и др.) на тему Масленица, знакомство с разновидностью макетов информационной папки лэпбук.
Технологии воспитания: здоровье сберегающие, художественная КТД (коллективно творческая деятельность), АРТ-технологии, ИКТ.
Ход занятия.
1.Организационный этап:
1.1 Приветствие.
Фоном звучит русская народная мелодия «Ах, блины». Дети заходят в класс. Учитель поклоном встречает детей. Рассаживает их.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем.
1.2 Создание комфортной психологической атмосферы.
Дети хором произносят:
- Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Дети рассаживаются группами 8 чел.
2. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.
Учитель: - Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами окунёмся в сказочный мир русского фольклора.
Посмотрите на иллюстрации и объясните значение слова «фольклор». (слайд №1)
Фольклор – устное народное творчество (дословно его можно перевести, как народная мудрость), которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение.
- Скажите, что относится к фольклору? (песни, частушки, танцы, театр, устное народное творчество).
-Где мы в своей жизни встречаемся с народным творчеством? (на праздниках…)
- Откуда пришли традиции отмечать праздники? (от славян)
- Какой праздник мы сейчас отмечаем? Чему посвящен данный праздник?
- Расскажите что вы знаете о Масленице? О традициях празднования Масленицы в России нам расскажут ребята.
Дети выходят и рассказывают о традициях празднования Масленицы:
Слайд 2.
- Обычай празднования Масленицы ведёт своё начало с древнейших времён. Кроме того, обычаи Масленицы идут от обрядов славян-язычников. Празднование её приурочивалось ко дню весеннего равноденствия. Ритуалы, которые проводились в то время, были направлены на изгнание зимы и встречу весны. Поэтому сегодня Масленица стала для людей праздником проводов зимы.
Слайд 3.
- У нас в России Масленицу празднуют семь дней:
- В первые три дня Масленой недели шла подготовка к основному празднованию: привозили дрова для костров, строили снежные горы, украшали избы. Мы тоже подготовили наш кабинет к празднику. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы.
Слайд 4.
3. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям.
Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
Воскресенье – Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.
- Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. (Девочки поют частушки + слайды с фото как праздновали масленицу в школе).
Мы частушки пропаем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам,
И по теплым вешним дням.
Веселись честной народ,
В гости Маслена идет!
От души ее встречай,
Пой танцуй и отдыхай!
Мы всем классом влюблены
В супервкусные блины,
Их на полный рот жуем
И частушки вам поем!
Эй, мальчишки и девчонки,
Поднатужьте-ка силенки,
Силы нынче всем нужны,
Чтоб неделю есть блины!
Под весенний звон капели
Мне синички песни пели,
Я их песни слушала,
Блин с вареньем кушала!
Нам на этой на неделе
Все завидуют модели,
Ведь блины нам всем, друзья,
Можно есть, а им – нельзя!
Воспитатель: Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.
Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.
Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.
- Спасибо, ребята, что познакомили нас с традициями празднования Масленицы.
3. Организация взаимодействия воспитателя и учащихся по выполнению лэпбука.
3.1 Дети объединены в группы.
3.2.Выделение проблемы:
– Скажите, пожалуйста, почему так важно уважать и беречь традиции своего народа?
(оборвется связь с нашими предками,благодаря именно традициям, происходит очень важная вещь: осуществляется связь времён, почитание и уважение прошлого, пополнение его своими новыми достижениями!)
- Что произойдет, если мы не будем отмечать праздники, петь песни, слушать народную музыку?
(жить станет скучно и неинтересно).
- Что нужно делать, чтобы наши традиции сохранились на многие поколения вперед? (Знать традиции русского народа, передавать их следующему поколению).
- Я просила вас подготовить различный материал по теме «Масленица» для сегодняшнего занятия, расскажите что вы подготовили? (Игра из фетра «Тесто для блинов», загадки, пословицы, кроссворд, частушки, заклички, фотографии, поделки, традиции, игра «наряди масленицу», «выполни солнышко из ниток по образцу»И тд.
(каждая группа показывает и называет то, что они выполнили).
- Молодцы!
3.3 Практическая работа:
- Сегодня мы с вами выполним интересную творческую работу. Я приготовила для вас информационные папки - лэпбук,( слайд) которые позволят нам представить и сохранить в интересной игровой форме все народные традиции празднования Масленицы.
- К данным папкам я раздам вам конверты, кармашки, гармошки… . Ваша задача разместить вашу собранную информацию в данной папке. Обсудите в группе макет лэпбука, выполните его и представьте свою работу. (показываю примеры)
3.3. Представление работы:
Каждая группа показывает свои лэпбуки. И рассказывает как его можно использовать.
- Итак, вы видите, что каждый лэпбук уникален, несмотря на одну и туже информацию.
4. Этап заключительный.
Спасибо вам ребята за участие. Мне очень понравилось сегодня работать с вами.
Вас с Масленицей поздравляю,
Давайте есть блины скорей,
Вам я добра, тепла желаю,
Пускай придет весна быстрей,
Проводим зиму мы сегодня,
Прошла уже ее пора,
Давайте радоваться жизни.
Весна идет! Весне ура! (вместе с детьми)
( дети уходят в столовую на обед, со стола берут блины и угощения).
- Лэпбук - интересный способ систематизации, запоминания и передачи информации, в котором дети принимают активное участие. Что способствует решению ряда задач современного образования, давать учащимся не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить и решать задачи, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Широкая масленица"
Цель: знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями; создание условий для совместной творческой деятельности.Задачи: Развивать творческую активность детей, любознател...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:"Широкая масленица"4 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:"Широкая масленица"4 класс...
Классный час по теме: «Широкая Масленица»
В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации задач. Учащиеся в ходе мероприятия узнают историю праздника «Маслениц...
Мастер - класс "Изготовление интерактивной папки ЛЭПБУК".
Лэпбук ( lapbook) - в дословном переводе с английского значит " накопленная книга" или "книга). Чем интересен и полезен лэпбук? Это особая форма организации учебного материала, которая ...
Презентация на тему:«ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПАПКИ – ЛЭПБУК В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ КРАСНОЙ КНИГИ»
laquo;Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук в ознакомлении с животными Красной книги»...
Внеклассное мероприятие на тему «Широкая Масленица» 3 А класс
I.Вступительная частьОрганизационный момент На сцену выходят зазывалыЗазывала 1:Все! Все! Все! Все на праздник!Масленицу встречаем,Зиму провожаем,Весну закликаем! Зазывала 2:Спешите! Спешите...
Классный час на тему: «Широка масленица».
Цель: познакомить с народными обрядами, обычаями; привить интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень познавательно и объемно
Очень познавательно и объемно!!! Спасибо большое!!!