Программа краткосрочного курса "Чудеса своими руками"
методическая разработка (3 класс) на тему
Программа сотсоит из нескольких разделов: пояснительная записка, цели и задачи, тематика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kk_chudesa_svoimi_rukami.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Категория учащихся, для которой предназначена данная программа – группа учащихся параллели 3-х классов до 12 человек.
Количество часов – 10, из них:
- аудиторные занятия – 5 часов (теоретическая часть – 1 час, практическая – 4 часа);
- самостоятельная работа – 5 часов.
Организационные условия реализации программы:
- время проведения – в течение одного триместра;
- режим проведения – 1 час в неделю;
Цель программы:
- организация досуговой деятельности детей.
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- обучение выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;
- формирование умения работать в коллективе;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
В результате обучения дошкольники должны знать:
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки
на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,
проявлять самостоятельность.
Предполагаемый результат обучения:
- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших школьников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
- Нет пределов совершенствования
- Учёт психофизических особенностей детей
- Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- выставка
- творческий конкурс.
Ещё одной формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4)организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
- практическая работа
- физкультминутки
- подведение итогов (выставка)
- приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Условия реализации программы: для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для руководителя и детей, места хранения оборудования и незаконченных работ.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Дети лепят на столах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
- одежда;
- стек,
- материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.
Дополнительное оборудование: зубочистки, картон, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Навыки, приобретённые воспитанниками:
- умение свободно владеть лепным материалом.
- знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
- знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
- правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
- умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
- умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- видение пропорций и объемов;
- развитие фантазии и объемного мышления.
Тематическое планирование краткосрочного курса «Чудеса своими руками»
№ п/п | Темы курса | Количество часов |
1 | Знакомство с созданием картин. Пластилин вместо карандашей и красок. Вводное занятие. | 1 |
2 | Яркий павлин. | 1 |
3 | Необычный аквариум. | 2 |
4 | Мир домашних животных. | 2 |
5 | Ёжик. | 1 |
6 | Овечка – символ 2015 года. | 1 |
7 | Пластилиновая фантазия. Свободное творчество. | 1 |
8 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 |
Итого: | 10 |
Методическая литература:
1. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
2. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 8-9 лет», Мозаика-Синтез, 2009
3. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Подарки своими руками"
Обучение ребят по изготовлению подарков к праздникам...
Программа кружка "Сами своими руками"
Проектный предметный курс технологии...
программа дополнительного образования детей "Обереги своими руками"
Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особеннос...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка "Своими руками"
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитани...
Программа кружка "Подарок своими руками"
Рабочая программа по курсу дополнительного образования кружок «Подарок своими руками» для 4-6 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 10-12 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 10-12 летсрок реализации - 1 год...