Викторина "Шкатулка сказок"
методическая разработка на тему

Бондаренко Ирина Николаевна

Цель: обобщить и конкретизировать знания и представления у воспитанников по русским и зарубежным сказкам.

Развивать речь, словарный запас, творческое воображение, внимание, память, умение давать развернутый ответ на вопрос.

Воспитывать интерес к чтению, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkatulka_skazok_.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ "Новооскольская специальная

общеобразовательная школа- интернат"

Викторина

«Шкатулка сказок»

Воспитатель: Бондаренко И.Н.

Цель: обобщить и конкретизировать знания и представления у воспитанников по русским и зарубежным сказкам.

Развивать речь, словарный запас, творческое воображение, внимание, память, умение давать развернутый ответ на вопрос.

Воспитывать интерес к чтению, любознательность.

Коррекционно - развивающая цель: развивать ассоциативное мышление, целостность восприятия.

Оборудование: фишки, кроссворд, шкатулка, приз победителю.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы. Активизация группы.

- Добрый день, мальчики и девочки! Начинаем нашу викторину «Шкатулка сказок».

А кто знает, что такое викторина? (ответы детей)

Викториной называется игра, участники которой отвечают на ряд заданных вопросов, объединенных какой - нибудь общей темой. И, как вы понимаете, у нас сегодня «сказочная» тема.

Я предлагаю вам испытать удачу - выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов на заданные вопросы. А для хорошего настроения повторяйте за мной:

А ну-ка, похлопай, как я!

А ну-ка, все вместе, все враз!

Так хлопают только у нас.

Так хлопают только у нас.

А ну-ка, притопни, как я!

А ну-ка, все вместе, все враз!

Так топают только у нас!

Так топают только у нас!

А ну-ка, скажи ха-ха-ха!

А ну-ка, все вместе, все враз!

Смеются так только у нас!

Смеются так только у нас!

Сегодня в викторине принимают участие воспитанники 1,2,3 классов. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. Кто наберет фишек больше всех, тот и победил.

Пусть будет радостною встреча,

В таком знакомстве - дружбы суть,

Мы начинаем викторину,

Как говориться - в добрый путь!

III. Разминка «Юмористическая»

1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)

3. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно - коммунального хозяйства? («Теремок»)

4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно - гигиенические правила и жестоко за это поплатился? ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» попил из лужи - превратился в козленка)

5.Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка)

6. .Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)

7. Что за герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

8. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая)

9. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)

10. К семейству каких домашних птиц принадлежала героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как её звали? (Курочка Ряба)

IV. Портреты героев сказок

1. «Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.»   («Сказка о царе Салтане» Царевна - лебедь)

2. «Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжьи, верх мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». (Аксаков «Аленький цветочек», зверь лесной, чудо морское)

3. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками». (Л. Лагин «Старик Хоттабыч», Джин Хоттабыч)

4. «Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая. Глаза её сияли как две звезды, но вних не было ни теплоты, ни покоя». (Снежная Королева)

5. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками - его он раскрывает перед хорошими детьми…, другой совсем простой, гладкий…» (Х.К. Андерсен «Оле - Лукойе», Оле - Лукойе)

6. «Платье на ней было оборвано, лицо маленькое, острое, сморщенное от старости, с красными глазами и длинным крючковатым носом. Она шла, опираясь на длинную палку, хромала, шаталась из стороны в сторону, как будто на ногах у неё были колеса, того и гляди, она могла шлепнуться острым носом». (Злая волшебница из сказки Гауфа «Карлик нос»)

7. «…он превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собой льва, что сейчас же бросился на крышу…» (Злой людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»)

V. «Сказочный кроссворд»

1. Способ передвижения Бабы Яги.

2. Так иногда называют в сказке лису.

3. Любимая книга Буратино.

4. Сказка Ш. Перро.

5. Гордость Марьи - красы.

6. Сестрица Иванушки.

VI. Дополни имя

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я называю первое название, а вы второе.

Кощей - бессмертный

Елена - прекрасная

Сестрица - Аленушка

Мальчик - с- пальчик

Финист - Ясный сокол

Иван - царевич

Братец - Иванушка

Змей - Горыныч

Крошечка - Хаврошечка

Лисичка - сестричка

VII. Объясни значение

В сказках встречается много старинных русских слов, которые сейчас не употребляются. Вам надо объяснить значение этих слов.

Артель - коллектив

Верста - мера длины, больше 1 км.

Голик - березовый веник

Квашня - кадка для теста

Мотыга - ручное земледельческое орудие

Палица - тяжелая дубина

Пуд - мера веса, 16 кг.

Сусек - ларь с мукой

Ухват - палка с рогатиной для чугунов

Баять - говорить

Бирюк - волк

Дровни - сани

Корец - ковш

Кочет - петух

Перст - палец

Рушник - полотенце

Хоромы - большой дом

VIII. Вопросы из шкатулки

1. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои - фрукты и овощи? (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

2. Назовите автора и название сказки, которая начинается так:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак. (П.П. Ершов «Конек - Горбунок»)

3. Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке» (Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок)

4. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», куда зашли поесть Буратино, лиса Алиса и кот Базилио перед тем, как отправиться в страну дураков? (харчевня «три пескаря»)

5. Как звали трех медведей из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

6. Какая сказка начинается словами:

«Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите дети,

В Африку гулять!»? (К.И. Чуковский «Бармалей»)

7. В этой книжке именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил,

Но коварному злодею

Кто - то голову срубил. (К. Чуковский «Муха - цокотуха»)

8. Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке? (В коробке)

9. Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению»)

10. Кто написал книгу про знаменитого  медвежонка Винни - Пуха? (английский писатель Милн)

IX. Подведение итогов. Награждение победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Хоровод сказок"

Обобщение знаний учащихся по пройденным разделам в игровой форме. Цели урока: способствовать развитию логического мышления, совершенствовать навыки чтения; прививать интерес к чтению, к книге; развив...

Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"

Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные  знания  ) и обогащать читательский опыт учеников ....

в мире любимых сказок

мероприятие проводила в гпд с первоклассниками. весь материал им доступен, интересен и понятен....

Загадки про героинь сказок

Материал для викторины по сказкам. Собраны загадки про героинь, поэтому удобно составить викторину к празднику 8 Марта....

КВН "Знатоки сказок"

Цели: побудить интерес к чтению;расширить кругозор;развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности....

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....