Все дороги ведут к дому.
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Внеклассное мероприятие «Все дороги ведут к дому».
Цели: 1) познакомить учащихся, как относились люди к родному дому в старину; познакомить с понятиями «изба», «терем», «хата»;
2) развивать и корригировать речь через образование прилагательных от существительных, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
3) воспитывать любовь к родному дому, интерес к истории родного края.
Наглядность: карточки со словами пословицы (Все дороги ведут к дому.); наборы букв каждому ученику для составления слова «ДОМ»; карточки со словами «изба», «терем», «хата» и соответствующие иллюстрации; иллюстрация к кроссворду «сказочные дома»; иллюстрация к игре «ремонт дома» с вырезанными частями (количество наборов соответствует количеству групп).
Ход занятия.
Орг.момент
II. Сообщение цели
Сегодня, ребята, на занятии мы с вами узнаем, какие бывают дома, почему родной дом нужно любить и заботиться о нем; а поможет нам в этом домовенок Кузя.
- Живет Кузенька в красивом деревянном доме вместе с бабушкой Настасьей и ее внучкой Анютой. Помогает он бабушке за порядком в доме следить: полы веником метет, корове травушку кладет, коню гриву причесывает, да и Анюту учит чистоту в доме наводить. Ростом Кузя с ладошку, взрослым людям не показывается, только с маленькими ребятами дружит. Позавидовала Баба-Яга теплу и уюту в этом доме, да и похитила домовенка. Загоревали Анюта и бабушка Настасья: «Как им теперь без Кузи жить?» и решили попросить у нас помощи. Давайте, ребята, поможем найти домовенка. Итак, отправляемся в путь!
III.Основная часть
- задание от бабы –Яги: «Составь пословицу»
-Решила Баба-Яга проверить, как вы умеете читать, написала она для вас на карточках слова: составите правильно – получится народная пословица.
(На доске карточки расположены вразброс)
| ||||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
-Как вы понимаете эту пословицу? (Где бы мы ни находились, мы всегда возвращаемся домой).
- Беседа «для чего нужен дом»
-С какой буквы начинается слово «ДОМ»?
-Букву «Д» вы хорошо знаете. В современном русском алфавите она называется «ДЭ», а в старинном алфавите ее называли «ДОБРО».
-А внешне буква «Д» на что похожа? (На крестьянскую избу)
Русские крестьяне называли эту букву – ДОМ. В давние времена дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Дом давал человеку тепло, уют, покой. В нем спасались от холода и дождя, от ветров и туманов. В нем спали, ели, работали, отдыхали, нянчили детей, пели песни, рассказывали сказки, привечали странников.
Дом – это целый мир, очень большое добро. Люди заботятся о доме, ценят и любят его. Очень важно иметь свой дом. Без своего дома человек не может быть счастливым. Нет несчастнее бездомного.
- А теперь подумайте, из каких букв состоит слово «дом»?
-Буква «Д» - похожа на дом.
-Буква «О» - это круг, хоровод. Возьмутся люди за руки – и получится хоровод.
- Кто в доме стараются жить дружно? (семья)
-В доме живет семья. Поэтому буква «О» ставится с буквой «Д».
-А буква «М» похожа на забор. Дом надо охранять, семью – оберегать.
-Поставим букву «М» с буквами «ДО», получится – ДОМ. (учитель выставляет на доску буквы: буква «Д»- в виде домика; буква «О»- в виде человечков, взявшихся за руки; Буква «М»- в виде забора.)
- Задание от Бабы-Яги: составление слова «ДОМ» из букв разрезной азбуки
-Баба-Яга дает вам задание: попробуйте сами составить слово «ДОМ» из разрезной азбуки.
- Закрепление по беседе
Какое слово мы составили?
-На что похожа буква «Д»?
-На что похожа буква «О»?
-На что похожа буква «М»?
-Почему люди заботятся о своем доме?
- Словарная работа
(чтение одного ученика по слогам, затем хоровое чтение) -В старые времена «избой» называли крестьянский дом, сделанный из дерева. Терем тоже делали из деревянных бревен, но этот дом принадлежал богатым людям, в тереме было несколько этажей. Дом, который называли хатой, тоже был построен из деревянных бревен. Хата мало чем отличалась от избы, только крышу застилали соломой. V. Соотнесение названий с иллюстрациями |
-Баба-Яга написала для вас слова, их нужно прочитать и соотнести с изображением.
-Посмотрите на рисунки, подумайте, на каком из них нарисован терем? Изба?
Хата? (дети рассматривают картины и соотносят их с названием)
- Упражнение в образовании прилагательных от существительных
-Если дом построен из дерева, он какой? (деревянный)
-Если дом построен из панелей? (панельный)
-Если дом построен из кирпичей? (кирпичный)
- Физкультминутка (Игра «Дом и ворота»)
На поляне дом стоит, (дети изображают двумя руками крышу дома:пальцами
левой и правой рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
средние пальцы соприкасаются друг сдругом, большие
пальцы подняты вверх- «ворота»)
Мы ворота открываем, (Ладони разворачивают параллельно друг другу.)
В этот домик приглашаем.(Изображают руками «дом».)
- Кроссворд «Сказочные дома»
-мы узнали с вами, почему нужно заботиться и любить свой родной дом. О необходимости иметь дом даже говорится в сказках. Мы сейчас с вами выполним следующее задание от Бабы-Яги: решим кроссворд «Сказочные дома» (данный кроссворд может заполняться как коллективно, так и индивидуально)
По горизонтали:
1. Средство передвижения Емели, стоящее в доме. (печь)
2. Место, куда Золушка приехала на бал к принцу? (дворец)
3.Место, где жил Людоед, которого съел Кот в сапогах? (замок)
По вертикали:
4. Материал, из которого лиса построила себе дом, а весной этот дом растаял? (лед)
5. Жилье, в котором дружно жили мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и т.д.? (теремок)
6. Дом, в котором живет Баба – Яга? (изба)
- Коллективная игра «Без чего дома не бывает? »
IV. Итог
-О чем мы говорили на классном часе?
-Как назывались дома в старину?
-Как нужно заботиться о доме?
Игра по группам «Ремонт дома» (в изображении дома вырезаны некоторые части, которые учащиеся должны вставить)
-Помогите домовенку Кузе отремонтировать дом.
(после игры учитель благодарит ребят за работу)
Дополнительное задание
-Чтобы Баба-Яга подобрела, давайте ей нарисуем красивый дом. (детям раздаются нарисованные дома, которые необходимо раскрасить).
В работе используются иллюстрации из книг:
1.Александрова Г.В. Домовёнок Кузька. - М.: Стрекоза –Пресс, 2001 .
2.Степанов В. А. Учебник для малышей/Букварь. - М. : Фолиант-Пресс, 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Все дороги ведут к дому».
Цели: 1) познакомить учащихся, как относились люди к родному дому в старину; познакомить с понятиями «изба», «терем», «хата»;
2) развивать и корригировать речь через образование прилагательных от существительных, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
3) воспитывать любовь к родному дому, интерес к истории родного края.
Наглядность: карточки со словами пословицы (Все дороги ведут к дому.); наборы букв каждому ученику для составления слова «ДОМ»; карточки со словами «изба», «терем», «хата» и соответствующие иллюстрации; иллюстрация к кроссворду «сказочные дома»; иллюстрация к игре «ремонт дома» с вырезанными частями (количество наборов соответствует количеству групп).
Ход занятия.
Орг.момент
II. Сообщение цели
Сегодня, ребята, на занятии мы с вами узнаем, какие бывают дома, почему родной дом нужно любить и заботиться о нем; а поможет нам в этом домовенок Кузя.
- Живет Кузенька в красивом деревянном доме вместе с бабушкой Настасьей и ее внучкой Анютой. Помогает он бабушке за порядком в доме следить: полы веником метет, корове травушку кладет, коню гриву причесывает, да и Анюту учит чистоту в доме наводить. Ростом Кузя с ладошку, взрослым людям не показывается, только с маленькими ребятами дружит. Позавидовала Баба-Яга теплу и уюту в этом доме, да и похитила домовенка. Загоревали Анюта и бабушка Настасья: «Как им теперь без Кузи жить?» и решили попросить у нас помощи. Давайте, ребята, поможем найти домовенка. Итак, отправляемся в путь!
III.Основная часть
- задание от бабы –Яги: «Составь пословицу»
-Решила Баба-Яга проверить, как вы умеете читать, написала она для вас на карточках слова: составите правильно – получится народная пословица.
(На доске карточки расположены вразброс)
-Как вы понимаете эту пословицу? (Где бы мы ни находились, мы всегда возвращаемся домой).
- Беседа «для чего нужен дом»
-С какой буквы начинается слово «ДОМ»?
-Букву «Д» вы хорошо знаете. В современном русском алфавите она называется «ДЭ», а в старинном алфавите ее называли «ДОБРО».
-А внешне буква «Д» на что похожа? (На крестьянскую избу)
Русские крестьяне называли эту букву – ДОМ. В давние времена дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Дом давал человеку тепло, уют, покой. В нем спасались от холода и дождя, от ветров и туманов. В нем спали, ели, работали, отдыхали, нянчили детей, пели песни, рассказывали сказки, привечали странников.
Дом – это целый мир, очень большое добро. Люди заботятся о доме, ценят и любят его. Очень важно иметь свой дом. Без своего дома человек не может быть счастливым. Нет несчастнее бездомного.
- А теперь подумайте, из каких букв состоит слово «дом»?
-Буква «Д» - похожа на дом.
-Буква «О» - это круг, хоровод. Возьмутся люди за руки – и получится хоровод.
- Кто в доме стараются жить дружно? (семья)
-В доме живет семья. Поэтому буква «О» ставится с буквой «Д».
-А буква «М» похожа на забор. Дом надо охранять, семью – оберегать.
-Поставим букву «М» с буквами «ДО», получится – ДОМ. (учитель выставляет на доску буквы: буква «Д»- в виде домика; буква «О»- в виде человечков, взявшихся за руки; Буква «М»- в виде забора.)
- Задание от Бабы-Яги: составление слова «ДОМ» из букв разрезной азбуки
-Баба-Яга дает вам задание: попробуйте сами составить слово «ДОМ» из разрезной азбуки.
- Закрепление по беседе
Какое слово мы составили?
-На что похожа буква «Д»?
-На что похожа буква «О»?
-На что похожа буква «М»?
-Почему люди заботятся о своем доме?
- Словарная работа
(чтение одного ученика по слогам, затем хоровое чтение)
-В старые времена «избой» называли крестьянский дом, сделанный из дерева.
Терем тоже делали из деревянных бревен, но этот дом принадлежал богатым людям, в тереме было несколько этажей.
Дом, который называли хатой, тоже был построен из деревянных бревен. Хата мало чем отличалась от избы, только крышу застилали соломой.
V. Соотнесение названий с иллюстрациями
-Баба-Яга написала для вас слова, их нужно прочитать и соотнести с изображением.
-Посмотрите на рисунки, подумайте, на каком из них нарисован терем? Изба?
Хата? (дети рассматривают картины и соотносят их с названием)
- Упражнение в образовании прилагательных от существительных
-Если дом построен из дерева, он какой? (деревянный)
-Если дом построен из панелей? (панельный)
-Если дом построен из кирпичей? (кирпичный)
- Физкультминутка (Игра «Дом и ворота»)
На поляне дом стоит, (дети изображают двумя руками крышу дома:пальцами
левой и правой рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
средние пальцы соприкасаются друг сдругом, большие
пальцы подняты вверх- «ворота»)
Мы ворота открываем, (Ладони разворачивают параллельно друг другу.)
В этот домик приглашаем.(Изображают руками «дом».)
- Кроссворд «Сказочные дома»
-мы узнали с вами, почему нужно заботиться и любить свой родной дом. О необходимости иметь дом даже говорится в сказках. Мы сейчас с вами выполним следующее задание от Бабы-Яги: решим кроссворд «Сказочные дома» (данный кроссворд может заполняться как коллективно, так и индивидуально)
По горизонтали:
1. Средство передвижения Емели, стоящее в доме. (печь)
2. Место, куда Золушка приехала на бал к принцу? (дворец)
3.Место, где жил Людоед, которого съел Кот в сапогах? (замок)
По вертикали:
4. Материал, из которого лиса построила себе дом, а весной этот дом растаял? (лед)
5. Жилье, в котором дружно жили мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и т.д.? (теремок)
6. Дом, в котором живет Баба – Яга? (изба)
- Коллективная игра «Без чего дома не бывает? »
IV. Итог
-О чем мы говорили на классном часе?
-Как назывались дома в старину?
-Как нужно заботиться о доме?
Игра по группам «Ремонт дома» (в изображении дома вырезаны некоторые части, которые учащиеся должны вставить)
-Помогите домовенку Кузе отремонтировать дом.
(после игры учитель благодарит ребят за работу)
Дополнительное задание
-Чтобы Баба-Яга подобрела, давайте ей нарисуем красивый дом. (детям раздаются нарисованные дома, которые необходимо раскрасить).
В работе используются иллюстрации из книг:
1.Александрова Г.В. Домовёнок Кузька. - М.: Стрекоза –Пресс, 2001 .
2.Степанов В. А. Учебник для малышей/Букварь. - М. : Фолиант-Пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога в школу и домой.
Как только ты выходишь из дома на улицу, ты сразу становишься участником дорожного движения.-А если ты идёшь пешком, то кто ты?...
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 2класс "Дорога в школу и домой"
Конспект составлен по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида....
урок нравственности "Все дороги ведут к дому"
Материал урока способствует формированию положительного опыта семейного общения, уважительного отношения к семье и дому, воспитанию у детей и родителей интереса к совместной деятельности...
Урок доноведения на тему "дорога от дома до школы".
В школу я иду учиться,А не после травм лечитьсяПо пути в школу ты можешь встретить разные опасности: - проезжая ч...
Презентация"Дорога в школу и домой"
Презентацию можно использрвать на классных часах, занятиях по ПДД....
Классный час «Дорога от дома до школы. Законы дорог».
Цель занятия:- сформировать у учащихся представление о новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина», «проезжая часть»;- научить правилам дисциплинированного поведения во время движе...
Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».
Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...