"Воспитание духовности в педагогике В.А.Сухомлинского"
статья на тему

Целуйкина Ирина Анатольевна

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников формируется цель воспитания:…воспитание нравственного, ответственного , инициативного и компетентного гражданина России .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание духовности в педагогике В.А.Сухомлинского

 Кто успевает в науках

 а отстает в добрых нравах,

тот скорее отстает, чем успевает.

Античный афоризм

          В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников формируется цель воспитания:…воспитание нравственного, ответственного , инициативного и компетентного гражданина России .

Нравственное формирование личности – сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколении развивается под влиянием внешних и внутренних, общественных и природных, организационных и стихийных сил. Все, с чем соприкасаются школьники – люди, вещи, явления окружающей жизни откладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Школьники в большей мере, чем взрослые, подвержены влиянию отрицательных явлений, легче поддаются внушению. Обычно дети приходят в школу, уже впитав в себя и хорошее и плохое. Школе приходится не только воспитывать, но и перевоспитывать, «ломать» одни привычки и формировать другие.

Воспитание в начальных классах должно пропитывать все сферы жизнедеятельности ребенка.

Цель воспитания – создание условий для развития личности ученика. А личность должна быть:

  • свободной, т.е. способной к самореализации;
  • гуманной, т.е. способной на милосердие, доброту, сострадание;
  • духовной, т.е. испытывающей потребность в познании и самопознании, стремящейся к красоте и поиску жизни;
  • творческой, т.е. развивающая способности, интеллект, испытывающая потребность в знаниях;
  • практической, т.е. трудолюбивой, знающей народные обычаи, владеющей хорошими манерами, ведущей здоровый образ жизни.

Рассматривая проблемы детского характера необходимо учитывать, что ребенок от рождения нравственно нейтрален. Вот почему перед начальной школой стоят следующие задачи:

  1. Научить детей понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
  2. Поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  3. Формировать у детей умения отстаивать свою жизненную позицию в ситуации успеха.
  4. Формировать у детей нравственно и деятельностно-волевых черт человека.

Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и  согласии, избегать зла и несправедливости. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних пор. Основы нравственности утверждались Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским, В.А.Сухомлинским.

         Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения младших школьников и способствуют появлению стремлений у них стать лучше. Возникновение потребности в нравственном самосовершенствовании усиливается под влиянием положительного примера. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных этических беседах во внеурочное время.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Практика показала , что этическая грамматика, основой которой книга В.А.Сухомлинского «Хрестоматия по этике», способствует естественному проникновению учителя в мир отношений и общения детей и является педагогическим инструментом влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности школьника. На данных занятиях происходит то, что В.А.Сухомлинский назвал «эмоциональным пробуждением разума»

          Особенность применяемых  В.А.Сухомлинским  педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы  в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.

       «Хрестоматия по этике», написанная В.А.Сухомлинским  - методическое пособие, включающее оригинальные рассказы, новеллы, притчи, сказки и позволяющее создать прочную основу для развития у детей мышление, воображение, речь, нравственные качества. Изучение хрестоматии обеспечивает реализацию одного из направлений духовно- нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников.В Хрестоматии 7 разделов каждый из которых подчинен основному принципу: получаемые этические знания обязательно должны затронуть чувственный мир ребенка.

       В разделе «Уважай и почитай старших» при раскрытии таких тем как «Материнские глаза», «Легенда материнской любви», «Отчего у человека болит сердце»  развиваются  высокие гражданские чувства личности: почитание  старших, нежное отношение к матери, уважение к семье.

     Раздел «Человек- высшая ценность» содержит темы «Красивые слова и красивые дела», «Жестокость и жалость», «Равнодушие» и позволит раскрыть идею любви и уважения к людям, потребность человека в человеке, умения чувствовать настроения и желания окружающих людей, превратить общественные требования и нормы образа жизни во внутренние позиции личности в правила поведения каждого   человека.

      Раздел  «Человек оставляет себя в человеке» рассматривает такие темы как «Доброе слово», «Брошенный котенок», « Для чего человек живет на свете» и  определяет смысл жизни в добрых делах и поступках, показывает, что наряду с добром есть зло, горе, беда,  и что нужно бороться против зла и  противостоять горю и страданию энергию, героизм, мужество.

      Раздел «Гармония труда, счастья и долга» анализирует такие темы как «Что посеешь, то и пожнешь», «Хлеб сладкий, потому что пот горький», «Как Федя почувствовал себя человеком» и воспитывает потребность трудиться, развивать самовоспитание и самоконтроль.

     Раздел «Человек – сила духа» знакомит с темами «Самый богатый человек на свете», «У нас одна мать-Отчизна», «Вечный скиталец»» и  раскрывает героизм советских воинов в годы Великой Отечественной Войны, их подвиги, утверждающим высокие идеалы патриотизма и гуманизма, воспитывать моральную ответственность за все происходящее на родной земле.

          Раздел «Путешествие к истокам мысли» заставляется задуматься над темами «Почему Сереже стало стыдно» «Шпаргалка» , « Тимуровцы» и  показывает, что ум без сердечности, знания без нравственности говорит о духовной бедности личности.

В разделе «Красота - радость жизни»  написанные   сказки «Зачем петушку гребешок», «Снежинка и капелька» и т.д. позволят довести до сознания детей, что красота – это источник нравственных и гражданских чувств и является важнейшим средством воспитания доброты, патриотизма, развить познавательные интересы ребенка посредством окружающей природы.

Раздел «Развивай в себе чуткость»  имеет произведения « Кукла под дождем», «Посмеялись над бабушкой» и т.д.   воспитывает прочную внутреннюю опору человека, выражающуюся в таких чертах характера как честность, смелость, порядочность, самоуважение в сочетании с уважением к другим людям, скромность, внимательность, чуткость.

            Для В.А.Сухомлинского  творчество детей – это глубоко своеобразная сфера из духовной жизни, самовыражение  и  самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Сочинения-рассуждения, эссе, сказки, рассказы, написанные детьми за период обучения в начальной школе  доказывают, слова В.А.Сухомлинского: «Учение - это прежде всего живые человеческие отношения.»

        Несколько примеров из сочинений – рассуждений учащихся 4-х классов  в соответствии изучением разделов хрестоматии.

  • «Каменное сердце » ( раздел «Развивай в себе чуткость») « …Человек с каменным сердцем бесчувственный, безжалостный и бессердечный. Человек с каменным сердцем никогда не поможет, с ним не будут дружить.»
  • «Оскорбительное слово» (раздел «Уважай и почитай старших») «…Прежде чем произносить оскорбительное слово нужно поставить себя на место того человека , к которому хочешь обратиться и задуматься, приятно ему слышать «грязную» речь, что будет чувствовать при этом собеседник. Ссора и вражда ведут к потере друзей ,неуважению  в коллективе и просто не красят человека»
  • «Я хочу сказать слово» (раздел « Путешествие к истокам мысли») «… Я очень ценю то, что у меня есть возможность учиться, познавать окружающий мир, общаться с друзьями и близкими мне людьми. В людях я ценю добро, щедрость, отзывчивость, готовность прийти на помощь».

       Творческий, думающий педагог современной школы может получить из  книги совершенно конкретные советы для работы в новых условиях.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний  возраст навсегда отмечен первым тоненьким колечком – это стержень всего ствола.

Детство – это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому все, что впитывает ребенок в себя эти годы очень важно.

Сегодня перед учителем начальных классов очень остро стоит вопрос в создании программ по духовно–нравственному воспитанию и

наследие В.А. Сухомлинского в их создании неоценимо.

 

Литература

1.Козлов Э. Петрова В, Хомяков И.  Азбука нравственности.

2.Примерная программа воспитания и социализации обучения М, Просвещение, 2010-2011

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.  Просвещение 2011.

4. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике/ сост. О.В.Сухомлинская. М.,1990

5. Этика: словарь афоризмов и изречений/ сост. В.Н.Назаров, Е.Д.Мелешко. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовности, нравственности, патриотизма через игру»

Самое действенное воспитание - это воспитание в процессе совместной деятельности и общения. Один из самых распространнёных видов деятельности в начльных классах - игра.  Я попыталась так составит...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

«От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней» Тема: «Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»

Почти двадцать лет назад за участие в областном этапе конкурса  «Учитель года-99» я получила диплом за победу в номинации  «Сердце отдаю детям». Как учитель начальных...