«От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней» Тема: «Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»
статья
Почти двадцать лет назад за участие в областном этапе конкурса «Учитель года-99» я получила диплом за победу в номинации «Сердце отдаю детям». Как учитель начальных классов, пытаюсь понять, подтвердила ли я своим трудом, что своё сердце и душу отдала детям, что наше совместное с детьми творчество в мире детства помогло им, в становлении их как личностей? Символично сейчас, перелистывая страницы книги выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, я читаю объяснение автора, как он после длительных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям». Василий Александрович имел на это право. Он доказал это. Книгу В.А. Сухомлинского « Сердце отдаю детям» я впервые взяла в руки 30 лет назад. Она посвящена воспитательной работе с детьми начальных классов. «Другими словами,- пишет автор,- она посвящена миру детства. А детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве. У них свои критерии красоты».
В предисловии своей книги «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский пишет: «Начальная школа – это, прежде всего, творческий труд одного учителя». Позволю себе не согласиться с великим педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniyavzroslyy_i_rebyonok_._volodko_g.n._-_kopiya_-_kopiya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«От гуманной педагогики
В.А. Сухомлинского до наших дней»
Тема: «Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно требуют
душевных сил, времени, труда.
Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы
наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
В.А. Сухомлинский.
Почти двадцать лет назад за участие в областном этапе конкурса «Учитель года-99» я получила диплом за победу в номинации «Сердце отдаю детям». Как учитель начальных классов, пытаюсь понять, подтвердила ли я своим трудом, что своё сердце и душу отдала детям, что наше совместное с детьми творчество в мире детства помогло им, в становлении их как личностей? Символично сейчас, перелистывая страницы книги выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, я читаю объяснение автора, как он после длительных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям». Василий Александрович имел на это право. Он доказал это. Книгу В.А. Сухомлинского « Сердце отдаю детям» я впервые взяла в руки 30 лет назад. Она посвящена воспитательной работе с детьми начальных классов. «Другими словами,- пишет автор,- она посвящена миру детства. А детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве. У них свои критерии красоты».
В предисловии своей книги «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинский пишет: «Начальная школа – это, прежде всего, творческий труд одного учителя». Позволю себе не согласиться с великим педагогом. В моей педагогической практике для развития личности своих подопечных я зову на помощь взрослых помощников. Это настоятели Никольского храма, родители, бабушки и дедушки, педагоги дополнительного образования, работники библиотеки и музея; самобытные поэты и писатели края, ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда.
. В.А. Сухомлинский писал: «Всесторонне развитие личности - это создание индивидуального человеческого богатства, раскрытие её творческих задатков, способностей, дарований, таланта». Совсем недавно мы на уроках нравственной красоты совместно с отцом Александром, настоятелем Никольского храма изучали с третьеклассниками евангельскую притчу «О зарытом таланте».
«Однажды, отправляясь, в дальнюю дорогу, хозяин подозвал своих слуг и дал одному пять монет, другому две, третьему – одну. Первый слуга применил их в торговле и получил хорошую прибыль. Так же поступил и второй. А третий взял свою единственную монету и зарыл её в землю! Вернулся хозяин и требует отчёта. Двое первых рассказали о своей прибыли. А тот слуга, который зарыл монету, ответил:
-Господин! Я испугался использовать твои деньги. Забери их обратно.
-Какой же ты ленивый! - огорчился хозяин и отдал монету другому.
Каждого из нас Господь наделил талантом. Но мы часто ведём себя, как ленивый слуга: зарываем его в землю. То есть, не развиваем, не хотим приложить труд и усердие!»
Ребятам это произведение пришлось по душе. Именно через творчество человек раскрывается как личность. Однако, наталкиваясь на сопротивление среды и ближайшего окружения, творческие способности остаются нереализованными. Для своих воспитанников я хочу быть во всём примером. В детстве я очень мечтала танцевать на сцене. Но у меня были всевозможные комплексы. Я учу детей побеждать комплексы и осуществлять свои мечты, не откладывая их в долгий ящик. Три года назад сама занимаюсь в танцевальном коллективе «Леди + К», выступаю на сцене районного дома культуры. А моих воспитанников вместе с родителями я всегда приглашаю на все концерты.
Связующим звеном семьи и школы может стать творческая деятельность. Ведь у каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и взрослых (детей и родителей, детей и педагогов) формирует доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Поэтому я очень тесно сотрудничаю с бабушками и дедушками своих подопечных, а также с районной детской библиотекой и моей незаменимой помощницей и другом В.В. Чекураевой. Салон «Семейная гостиная» - это наше совместное детище, которое на протяжении нескольких лет моей педагогической деятельности является большим подспорьем в творческом развитии воспитанников как личностей. Формы проведения заседаний в салоне «Семейная гостиная» самые разнообразные. Например, в первом классе это открытие кафе «Первоклашка», праздник «Лучше бабушки и деда никого на свете нет!» Во втором классе - защита проекта «Мой папа – герой», « Папа, мама, я –читающая семья.» Игру «Умники и умницы» по творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова мы проводим в третьем классе. И уже традиционно в четвёртом классе выпускной называется «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Представители старшего поколения – не пассивные зрители на наших классных мероприятиях, а активные участники. Совместное составление сценариев, ведение праздников, участие в инсценировках, дуэтах с внуками, семейные хоры – все эти виды сотворчества объединяют взрослых и детей, развивают молодых и не дают унывать пожилым. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, так как дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Совместно с работниками районного краеведческого музея мы проводим занятия «Рождественские колядки», «Нонче масляна неделя» и др. Традиционными в моей педагогической деятельности стали поездки в кукольный и драматический театры города Пензы.
В главе «Наши путешествия в мир труда» книги « Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский пишет: «Любовь ребёнка к людям труда – источник человеческой нравственности». Этот тезис великого педагога стал девизом нашего классного клуба «Умелые руки». На нескольких занятиях клуба мои бывшие четвероклассники под руководством мамы Полины Киреевой Татьяны Геннадьевны сшили прекрасные прихватки для мам. Очень интересными и познавательными были совместные с родителями экскурсии цикла « Профессии наших родителей» и на кондитерскую фабрику «Ковригово», и на предприятие « «Костамаш», и в швейный цех , пожарную часть ПЧ-43. Уже традиционными стали совместные с родителями творческие «Уроки безопасности». В рамках проекта «Юные таланты за безопасность» на протяжении десяти предыдущих лет мои воспитанники занимают призовые места и в районных, и в областных конкурсах «Пожарная безопасность глазами детей»,в районном творческом конкурсе «Мини-мисс Шемышейка» в 2006 и 2017г. Причем, учитель, дети и родители – тесный творческий союз и при подготовке конкурса ,и во время проведения это мощная группа поддержки .
Интересно, что понимает под «творчеством детей» сам В.А.Сухомлинский? «Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами единственными и обязательными для всех». Отношения семьи и школы определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Поэтому, именно я, как педагог, должна создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникло желание проявить себя в какой-либо деятельности. В своём выступлении я продолжу знакомство с моими дорогими коллегами по «горячему» цеху, в котором в процессе сотворчества развиваются личности. В современной начальной школе на помощь к учителю приходят педагоги дополнительного образования, которые проводят занятия по внеурочной деятельности. В общеобразовательной школе создаются классы эстетического развития. Например, в моём классе внеурочная деятельность представлена в виде работы кружков «Музыкальная палитра» (руководитель - Назаренко Е.П.) и «Ритмика» »(руководитель- Карпова Е.А.). Мои третьеклассники под руководством опытных педагогов занимаются вокалом, хоровым пением, разучивают танцевальные движения. Благодаря нашему тесному сотрудничеству с центром детского творчества, школой искусств наш класс эстетического развития активно участвует в реализации региональных проектов «Поющий край» и «Танцующая школа».
В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» особое место отводит поэтическому творчеству. «В детстве каждый ребёнок – поэт. Поэтическое творчество – высшая ступень речевой культуры. Поэтическое творчество возвышает человека». Я полностью согласна со словами великого педагога. Традиционными в моей педагогической деятельности стали творческие встречи моих воспитанников с самобытными поэтами и писателями нашего края. Эти встречи я провожу совместно с районной детской библиотекой и районным хором ветеранов, провожу акции «Мост пожеланий поколений», заседания литературного салона « Истоки». В каждом моем выпуске были дети, которые сочиняли стихи. Совместно с учащимися мы устраивали презентацию сборников стихов наших маленьких поэтов. А затем совместно с районной газетой «Новое время» издали альманах «Содружество муз», в котором наряду с прозой и поэзией взрослых сочинителей, нашлось место и детским творениям. А главное, я интересуюсь дальнейшим творчеством моих юных поэтов. В 8 лет мой бывший ученик Нужа Алёша писал такие стихи:
«Ночь холодная настала, и поля зима застлала.
Реки стали замерзать, а леса все засыпать.
Ночь холодная настала, и в степи всё заметало».
В 23 Алексей написал два фантастических романа объёмом в 350 страниц и опубликовал их в Интернете на сайте «Лит Век».
Как добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом»? Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. «Музыка – воображение – фантазия- сказка – творчество - такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы ».
В.А. Сухомлинский пишет: «Годы обучения в начальной школе – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития , которое будет реальным делом ,а не пустым разговором в том случае ,когда ребёнок живёт богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра».Переосмыслив слова великого педагога В.А. Сухомлинского, я сделала для себя вывод. Почти тридцать лет я веду за руку моих воспитанников, отдаю им своё сердце, душу, талант. Главное мой принцип по жизни - «Не навреди!». Самая заветная учительская мечта такова: «Я хочу, чтобы мои воспитанники выросли интересными, творческими людьми, порядочными семьянинами и достойными гражданами своей Родины». Пять лет назад один из моих бывших учеников, двадцатилетний парнишка, возвратившись из армии, пришёл ко мне в школу, к своей первой учительнице с гитарой и признался в том, что школьные детские праздники, походы, посиделки скрашивали его армейский сон. А потом для меня прозвучала в исполнении моего первого ученика любимая песня - «Вальс – Бостон». Я от души желаю вам, уважаемые коллеги, испытать трепет и наслаждение от такого романтического признания.
Володько Г.Н., учитель
начальных классов
МБОУ СОШ р.п. Шемышейка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
Сценарий общешкольного родительского собрания для родителей 1-4 классов по теме: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Данный сценарий призван оказать помощь классным руководителям начальной школы в подготовке и проведении общешкольного или классного родительского собрания по теме : «Позитивная самооценка к...
Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность – инструмент духовно - нравственного развития личности ребёнка»
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организа...
План самообразования по теме: "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника"
План самообразования по теме"Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника" составлен учителем начальных классов. Причиной актуальности экологического...
«Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»
Данная работа написана к 100- летию со дня рождения выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского . Материалы были представлены мною аудитории на районных педагогических чтениях. В своей ра...
Выступление по теме "Взаимодействие семьи и школы в развитии личности учащегося"
В статье говорится о сотрудничестве школы и семьи в создании благоприятных условий для воспитания и обучения детей....
Роль творчества в развитии личности.
Творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит эк...