Классный час Тема: «Хлеб - всему голова!»
классный час (2 класс) на тему
Цели:
Воспитательные- воспитывать в детях уважительное отношение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу, прививать любовь к труду в общем смысле слова.
Развивающие-развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение стихов, прозы, музыкальные и танцевальные способности.
Образовательные – учить детей обосновывать и обобщать знания о том, как хлеб на стол пришел, знать цену хлебу, труду многих миллионов людей, познать тяготы и голод людей в годы войны, во время блокады Ленинграда, сопереживать горю других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khleb_golova10.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира
"Средняя общеобразовательная школа №21"
Классный час
Тема: «Хлеб - всему голова!»
(2 класс)
Цели:
Воспитательные- воспитывать в детях уважительное отношение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу, прививать любовь к труду в общем смысле слова.
Развивающие-развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение стихов, прозы, музыкальные и танцевальные способности.
Образовательные – учить детей обосновывать и обобщать знания о том, как хлеб на стол пришел, знать цену хлебу, труду многих миллионов людей, познать тяготы и голод людей в годы войны, во время блокады Ленинграда, сопереживать горю других людей.
Провела:
Склянина Г.С.
учитель нач. кл.
1 категория
2011-2012 уч. год
Литература:
- Серия «Праздники в средней школе». Сценарии. Изд. «Учитель», г. Волгоград, автор-составитель А. М. Мельникова.
- Сборник загадок, пословиц и поговорок. Москва, «Просвещение»,1988.
- Борис Алмазов. «Наш хлеб». Москва, «Детская литература»,1985.
- Журнал «Начальная школа» №7,1998.
- Борис алмазов «Цена хлебу». Москва, «Детская литература»,1987.
- Энциклопедия «Я познаю мир». Серия «Сельское хозяйство».
- Мини-плакаты «Как хлеб на стол пришел!»
Оборудование:
- Плакаты с пословицами и поговорками.
- Эмблема хлебозавода и плакаты с изделиями хлебозавода.
- Мини-плакаты «Как хлеб на стол пришел!».
- Фортепиано.
- Проигрыватель.
- Грамзапись «Реквием» Моцарта.
- Изделия хлебозавода: каравай, пряники, булочка «Московская», сушки и баранки.
- Самовар ,чай.
Сценарий.
Ведущий. В старину до революции каждый крестьянин растил хлеб на своем клочке земли. Все сам, все вручную. Из лукошка сеял. Сохою пахал. Серпом жал. Цепом молотил. Сейчас и слова эти почти забыты! Тяжко давался хлеб. Вот почему наш народ издавна привык относиться к нему бережно, а к труду хлебороба- с любовью и уважением.
Про этот нелегкий, но прекрасный, благородный труд сложено много стихов, песен, пословиц, поговорок.
Пословицы и поговорки:
Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
И обед не в обед, коли хлеба нет.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Ешь пироги , а хлеб вперед береги.
Хлеб ногами топтать-народу голодать.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Загадки
Попало наше тесто в горячее место
Попало – не пропало, румяной булкой стало.
(Печь).
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят.
(Хлеб).
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Хлеб).
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Хлеб)
Знаете ли вы, что…
Один из самых удивительных на земле запахов - это запах хлеба. А вот почему хлеб так вкусно пахнет? Оказывается, запах хлеба - один из самых богатых и сложных по составу. Возникает он при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.
Ученик.
На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца
Ведущий. Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля - матушка, а хлеб-батюшка», «Хлеб –это жизнь», «Хлеб-кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба-нет». Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий. Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. У целинников были свои песни.
Звучит куплет из песни на музыку Е. Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новоселы»
Ученик .
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину
Г. Трубин
Ведущий . день и ночь- и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван- и в союзе, и в противоборстве с природой.
Ученик.
Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он… теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
В нем-земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем . Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! Не сразу стали зерна Хлебом тем, что
на столе, Люди долго и упорно потрудились на земле.
Л.Татьяничева
Ведущий . Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле -вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
1-й чтец. Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
2-й чтец. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
3-й чтец. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
4-й чтец. Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
5-й чтец. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на столе к тебе явился
Свежий хлеб. Я.Токмакова
Ведущий. Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
1-й ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное – работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2-й ученик. Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,-
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
3-й ученик. У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Вместе. Славу миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава!
Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово- «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому ,что в нем много питательных веществ-это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г. хлеба, а при тяжелой работе-800г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-455 углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб … Наскучит ли он? Никогда!
Без него не обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Звучит песня «Корочка хлеба».
Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные корочки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.
Во время войны в армию были призваны не только, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране ,фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Ученик . Был хлеб всегда в почете на Руси-
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?-
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
В.Суслов
Ведущий .900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г. Хлеба, а жители города 125г.
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба.
Ведущий .В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама -13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки, Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла(звучит «Реквием» В.-А. Моцарта).
Ведущий. Никто из нас не остался равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек недоест и выбросит 50 г. хлеба(показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
«Хлеб-драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери». Звучит «Песня о хлебе», слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана. Ведущий. «При сытости помни голод»- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу-главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».
Ученик. Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,-
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы –люди,
Научитесь хлеб беречь!
Ведущий. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните , что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели ,посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.
У нас в гостях мама Саши Кулдышева. Она работает на хлебозаводе, выпекает хлеб. Она расскажет вам о своей работе.
Обращение мамы к сыну:
Прошу тебя :
Не оброни, сынок,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба…
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощала тебе я озорство,
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного-
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Х. Сапаров
Ведущий . Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, их муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
Ученик. Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
(В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости и благодарит этим караваем.)
Звучит русская песня о поле, хлебе, пшенице, «Хлебное поле», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
Ведущий приглашает ребят и гостей к столу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....
Классный час на тему «Хлеб всему голова» (сценарий)
Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к тр...
Классный час по теме «Хлеб – всему голова»
Цели:1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к ро...
Классный час на тему "Хлеб - всему голова!"
Разработка классного часа используется в 1 классе.Она даёт возможность расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб н...
Классный час на тему"Хлеб - всему голова"
Представлен материал для подготовки и проведения классного часа....
Классный час по теме: "Хлеб-всему голова".
Цели: расширить знания о тяжёлом повседневном труде хлебороба, процессе выращивания хлеба, о пользе хлеба и его ценности; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу. Познакомить со знатными хле...
классный час на тему: "Хлеб - всему голова!"
Данное занятие предназначено для учащихся начальных классов. Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и у многих из них теря...