Праздник "Рождество Христово"
классный час (3 класс) на тему

Свирепова Любовь Александровна

Цель:  закрепить полученные знания детей о празднике "Рождество Христово" (любимый

           христианский праздник детей, который помогает ребенку испытать радость познания Бога,

           праздник, который воспитывает самые добрые и высокие чувства - любовь к Богу, к своим

           близким, к матери, к отцу, братьям, сестрам; праздник, который сплачивает семью и друзей);

           побуждать детей самостоятельно рассказывать о событиях, которые произошли в городе

           Вифлееме, опираясь на иллюстрации в книгах; помочь пережить красоту христианских

           обрядов; продолжать учить читать стихи о Рождестве Христовом; знать и уметь петь

           церковные рождественские песни.

 

Наглядный материал: иконы праздника Рождества Христова; иллюстрированные детские книги с

                  рассказами о Рождестве Христовом; книга "С Рождеством Христовым" (стихи, рассказы).

 

Предварительная работа: чтение рассказов: "Почему родился Иисус Христос?", "Легенда о

                                                елочке", "Рождественский сон".

 

Задачи занятия:

1.      познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;

2.      обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения;

3.      пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;

4.      продолжать формировать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.

Новые слова и понятия: Вифлеем, вертеп, ясли, Иисус Христос, волхвы, дары (злато, ладан,

                                            смирна).

Оборудование: мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_rozhdestva_khristova.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рождество Христово

(история праздника, церковное песнопение)

Цель:  закрепить полученные знания детей о празднике "Рождество Христово" (любимый

           христианский праздник детей, который помогает ребенку испытать радость познания Бога,

           праздник, который воспитывает самые добрые и высокие чувства - любовь к Богу, к своим

           близким, к матери, к отцу, братьям, сестрам; праздник, который сплачивает семью и друзей);

           побуждать детей самостоятельно рассказывать о событиях, которые произошли в городе

           Вифлееме, опираясь на иллюстрации в книгах; помочь пережить красоту христианских

           обрядов; продолжать учить читать стихи о Рождестве Христовом; знать и уметь петь

           церковные рождественские песни.

Наглядный материал: иконы праздника Рождества Христова; иллюстрированные детские книги с

                  рассказами о Рождестве Христовом; книга "С Рождеством Христовым" (стихи, рассказы).

Предварительная работа: чтение рассказов: "Почему родился Иисус Христос?", "Легенда о

                                                елочке", "Рождественский сон".

 

Задачи занятия:

  1. познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;
  2. обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения;
  3. пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;
  4. продолжать формировать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.

Новые слова и понятия: Вифлеем, вертеп, ясли, Иисус Христос, волхвы, дары (злато, ладан,

                                            смирна).

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом        

     долгожданному событию в жизни всего мира.

Светлый праздник Рождества.  Н. Тананко

1 ученик

 Светлый праздник Рождества,
Рождества Христова -
В каждый дом издалека
К нам приходит снова.

 2 ученик.

Белый ласковый снежок
Сыплет за окошком,
Пляшет свечки огонёк,
И мурлычет кошка.

3 ученик.

Вспыхнет на небе звезда,
И уйдут напасти.
Светлый праздник Рождества
Нам приносит счастье.

4 ученик.

В этот день нельзя грустить,
Ссориться и злиться,
Нужно всех вокруг простить,
Богу помолиться.

5 ученик.

Скажем добрые слова
Мы друг другу снова.
Здравствуй, праздник Рождества,
Рождества Христова!

- О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом).

- Кто же такой Иисус Христос?                                                                                         (Слайд 2)

-Из какого источника мы узнаём о событиях жизни Иисуса Христа?                          (Слайд 3)

Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник, когда "ликуют ангелы на небесах и радуются люди".

III. Рассказ учителя, работа со слайдами.

- Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира.

- Кто может сказать, сколько лет прошло со дня рождения Иисуса?

                                        (Рассказывает подготовленный ученик)

Ученик:- Летоисчисление от Рождества Христова было введено на Руси Указом Петра I от 15 декабря 1699 (7207) года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и к этому времени уже насчитывалось 5508 лет.

Учитель: С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них  мы с вами сегодня и поговорим.

- Ребята, а вы знаете, где родился Иисус?

                                    (звучит песня «Ночь тиха над Палестиной»)                       (Слайд 4)

Учитель: Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель.    

          В это время римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных, и велел провести перепись народа. Каждый человек должен был записаться в городе, откуда он был родом.                                                                                                                                               (Слайд 5)

          Жили в то время в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились. Дорога была долгой, и путники очень устали. В Вифлееме они не могли найти дома, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру (иначе, вертеп), где во время непогоды укрывались пастухи и их скот.

      Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец - Господь наш Иисус Христос. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила на сено в ясли (иначе кормушка) для скота                                                                            (Слайд 6, 7)

(звучит песня « Дева-Богородица»)

Учитель:  - Ребята, как звали родители Иисуса?                                                              (слайд 8)

                  - Где родился Иисус?

                  - Что такое «вертеп»?          

                  - Кто стал первыми свидетелями этого события? (Пастухи)                        (слайд 9, 10)

                  - Как они это узнали? (Ангел спустился с небес)                                              

Учитель:  Итак, в эту  ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии.                   Пастухи, оставив скот, тотчас направились в Вифлеем, чтобы поклониться Богомладенцу Христу.                                                                                                                                   (слайд 11)

        -Почему же Всевышний открыл эту тайну простым людям, пастухам?

       - Чем они заслужили эту милость Божию и почему первые из всего рода человеческого    

         поклонились новорожденному Спасителю мира? 

Ученик: Потому что пастухи были добрые люди, чистые сердцем.

                Потому что они искренне верили в Бога!

Учитель: Правильно! Не царям, не сильным мира сего ангел возвестил о рождении Христа, а бедным, но честным, с добрым сердцем и чистой душой людям, занятым простым, мирным трудом.

                                                    стихотворение "Святая ночь"
В вышине бездонной
Звездочка горит.
Труд смиренный, скромный
Богом не забыт:

Первыми в пещеру
Пастухи пришли,
Искренняя вера –
Это соль земли!

Кротость и терпенье,
Жизнь совсем простая,
Бедным утешенье

Эта ночь святая!

(звучит песня «Взгляни сюда)

Учитель: В ту ночь яркая звезда воссияла над пещерой с Младенцем и ангелы возвестили людям о том, что в мир пришел Спаситель.                                                                                 (слайд 12)

                                       стихотворение "Рождественская звезда"
В небе звездочка зажглась
                             Золотая.
Эта звездочка была
                      Не простая.

Сам Всевышний Бог
                  Ту звезду зажег.
И горит звезда,
                       И сияет,
Нам к спасенью путь
                      Озаряет!

Учитель: В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы Востока). Они ждали, что вскоре должен на землю прийти великий Спаситель Мира, а чудесная звезда привела их в Вифлеем. Увидев Его, возрадовались они великой радостью и поклонились Ему. Предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар        (Слайд 13)

         Истинно царские дары волхвы принесли Младенцу: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Дети по очереди читают стихотворение "Дары волхвов".

Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.

                           Слиток золота в одном ларце лежал,
                          И сиял он ярче, чем заря.
                          Этот дар волшебный означал,
                          Что Христа встречают как царя!

Ладан ароматный был в другом,
Это дар всем возвещал о том,
Что Всевышний указал волхвам дорогу,
И они в Младенце видят Бога.

                           В третьем же ларце лежала смирна.
                         Было ведь предсказано от века,
                         Что Господь придет на землю с миром
                         В образе земного человека.

(звучит песня «Небо и земля»)                               (Слайды 14, 15, 16)

Учитель: В святую Рождественскую ночь повсюду творились чудеса. В Палестине расцвёл виноград, в Риме – открылся источник масла, падали идолы, о которых говорили, что они будут стоять вечно.

(звучит песня «Рождественское чудо»)

Учитель: Весь мир возрадовался рождению Христа! Все принесли Младенцу свои дары.

Дети по очереди читают стихотворение "Дары Младенцу Христу".

Небеса подарили Христу
Рождественскую звезду.

                         Земля с любовью и верой
                        Подарила Младенцу пещеру.

Ангелы славили пеньем.
                        Сохранив чистоту, красоту,
                        Целомудрие и смиренье,
                        Люди Мать подарили Христу!

Учитель: Рождество – светлый, радостный праздник!

               -Люди всегда отмечали этот праздник очень торжественно и красиво. Как вы думаете, какое самое любимое украшение детворы в этот праздник. (А поможет вам в этом загадка:

Кого раз в году наряжают? (Ёлку)

                Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем на ней разноцветные фонарики.

               - А кто знает, откуда пошла такая традиция?                                                 (слайд 17)

Е.Ивановская: Предание о первой Рождественской елке

        Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:

        - Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов... И все эти цветы принес в пещеру.

               Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:

          - Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.

          И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:

- Тс!.. Тише! Он заснул!

           Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить...

      И она горько заплакала.

      Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:

- Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

          И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:

- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?

И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

(звучит песня «Ёлочка»)

Учитель: Рождество Христово! Радостный, светлый, любимый праздник!

     - Какие ассоциации возникают у вас при слове «Рождество»? (варианты ответов

      -Какие атрибуты праздника вы можете назвать?  (ёлка, игрушки, подарки, свечи…)(слайд 18)

- Действительно, свечи – это непременный атрибут праздника. Горение свечи всегда завораживает, умиротворяет.

(звучит песня «Мы маленькие свечи»)

Учитель: День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим праздникам, изображающее празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Он служит началом и основанием для прочих праздников. Во всех церквях начинаются праздничные песнопения.  Краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника  называют тропарь (греч. «обращаю»). Поётся тропарь на очень распространённый радостный 4-й глас, который даёт торжественное и светлое настроение службе.

                       (звучит тропарь Рождества Христова)                                               (слайд 19)

Учитель: Более подробную картину праздника даёт кондак (греч. «домик»), дополняя и развивая основную тему тропаря. Кондак положен на 3-й глас, глас особенного возбуждения и мужества.

(звучит кондак Рождества Христова)

Учитель: Кондак Рождества Христова заканчивается благодарением, ибо Христос родился «нас ради». Спаситель родился не вообще ради людей, а именно ради нас, поющих и прославляющих Его в данный момент в настоящем месте.

        -И хочется надеется, что услышав знакомые слова, служба станет чуть понятней и ближе, и это понимание озарит душу высшими переживаниями, изменяющими наш внутренний мир.

       - И в заключении нашего праздника подведём итог тому, что узнали , в чём разобрались.

Рождественский кроссворд

 -Правильно разгадав кроссворд, в выделенном столбце ты    

  прочтёшь, как называется самое главное зимнее торжество -      

православный двунадесятый праздник:  

1. Путники долго на перепись  шли,

В городе места они не нашли:

Под Вифлеемом - голая степь,

Стал им приютом убогий ... (вертеп)

2. Пещера, ясли, сена стог,

Сегодня на земле родился ... (бог)

3. В храмах лик поющих

  воспевает:

 "Дева днесь     Пресущественнаго ..." (рождает)

4. Эта песнь, мы знаем так,

Называется - ...

(кондак)

5. В тёмном небе сияла тогда,

Путь освещая, святая ...

(звезда)

7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли

Смирну, ... и ладан принесли.

(золото)

6. Простые люди весть узнали.

В ночи, когда ещё не пели петухи,

Они к яслям Младенца поспешали

И Бога прославляли ...

(пастухи)

8. За звездою, появляясь из дорожной синевы,

На верблюдах едут в Вифлеем ...

(волхвы)

9. Над Вифлеемом ангелы

летали.

Их песнопенья сердцу доставляли сладость.

И «Слава в вышних Богу!»

                              воспевали,

А людям возвещали ...

              (радость)

С  Рождеством Христовым !

Традиции праздника

  1. Адев, А. Рождество и Святки / А. Адев // Костер. - 2001. - № 11-12. - С. 32-33.
  2. Громова, И. А. Рождество / И. А. Громова // Громова, И. А. Православные и народные праздники. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 352 с. – (Для дома и семьи).
  3. История Рождества Христова и народные традиции.
  4. Дайн, Г. Л. Готовимся  к зимним Святкам и Рождеству / Г. Л. Дайн // Дайн, Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М., 2001. – С. 125 –145.
  5. Иванов, Е. В. Новый год и Рождество в открытках / Е. В. Иванов. - СПб. : Искусство - СПб, 2000. - 335
  6. Маслов, Е. Рождественский театр / Е. Маслов // Дошкольное образование. - 2000. - № 1-2. – С. 3-4.
  7. Москалев, С. Что принесли волхвы Иисусу / С. Москалёв // Наука и религия. - 2001. - № 1. – С. 15.
  8. Панкеев, И. А. Рождество Христово / И. А. Панкеев. - М. : Быстров, 2002. - 607 с.
  9. Рождественское Евангелие. – М. : Белый город, 2003. –  320 с. : ил.
  10. Русский праздник : праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / авт. : О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб. : Искусство - СПб, 2001. – 672 с. : ил.
  11. Яворская, Н. И. Рождество Христово / Н. И. Яворская // Яворская, Н. И. Семейные праздники. – Калининград : ОГУП Калининградское кн. изд-во”, 2001. – С. 191 - 193.

Стихи, рассказы и сказки

  1. Андерсен, Х. - К. Последний сон старого дуба : Рождественская сказка / Х. - К. Андерсен // Иностранная литература. - 2005. - № 7. – С. 196 – 200.
  2. Ермилова, Н. Рождественский домик : истории, рассказанные под Новый Год / Н. Ермилова. -  СПб. : Геликон Плюс, 2002. - 87 с.
  3. Лагерлёф, С. Легенда о Рождественской розе / С. Лагерлёф ; пер. со швед. О. Мяэотс ; худож. Г.
  4. Рождество Христово : стихи / худож. И. В. Новиков. - М. : Дрофа,  2002. - 16 с. : ил.
  5. Рождество : подборка стихотворений к Рождеству Христову // Уроки литературы. - 2003. - № 10. - C. 1-3: цв. ил.
  6. Святая ночь : стихи, сказки и рассказы для детей / сост. А. В. Блинский. - СПб. : Сатисъ, 2004. – 157 с. : ил.
  7. Святочные истории : рассказы и стихотворения русских писателей / сост., примеч.  С. Ф. Дмитренко. - М. : Русская книга, 1992. – 320 с. : ил.
  8. Святочные рассказы / сост. И. Н. Чугунова. –  СПб. : Лениздат, 1992. – 448 с. : ил.
  9. Шкулев, Ф. Под Рождество : стихотворение / Ф. Шкулев // АБВГД. -2001. - № 1. –  С. 6.

Сценарии и театрализованные праздники

  1. Гершзон, Р. С. Сочельник / Р. С. Гершзон // Читаем, учимся, играем. –  2003. - № 9. -  С. 48 - 66.
  2. Кривова, Г. М. Рождество и святки / Г. М. Кривова // Начальная  школа. - 2000. -  №11. - С. 94-95.
  3. Малая, Н. Под рождественской звездой / Н. Малая // Воспитание школьников. - 2001. - № 9. - C. 71-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождество Христово

На прошедшей неделе в 1 классе "А" лицея №1 п. Львовский прошёл конкурспрезентаций на тему Рождество.Эта работа, выполненая семьёй Ковальчука Фёдора, признана лучшей....

Классный час на тему: "История празднования Рождества Христова"

Цели: познакомить с событиями, связанными с праздником Рождества Христова, с праздничной иконой Рождества Христова; обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения...

Светлое Христово Воскресение. Час народной мудрости

В данном классном часе рассказывается как на Руси встречали Светлый праздник. В ходе мероприятия дети играют в старые народные игры....

Рождество Христово

В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор...

Внеклассное мероприятие "Сказание о Рождестве Христовом"

1. Вступительное слово 2. Беседа о зимних православных праздниках 3. Сценка 4. Мультфильм 5. Украшение Рождественской ели 6. Заключение Данное мероприятие направлено на становление духовно-нравс...

Рождество Христово. История празднования Рождества Христова

Дети знакомятся с историей праздника, выявляют значение этого событияв истории человечества, знакомятся с обрядами, исполняют рождественские колядки мастерят ангелочков....

Рождество Христово. Добродетели Христовы

7 основных добродетелей Христовых, притча о добром Саморянине, стихотворение А. К. Толстого "Спаситель", отрывки из Священного Писания....