Классный час на тему: "История празднования Рождества Христова"
классный час (4 класс) по теме
Цели: познакомить с событиями, связанными с праздником Рождества Христова, с праздничной иконой Рождества Христова; обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения; прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_istoriya_prazdnovaniya_rozhdestva_hristova.doc | 256 КБ |
rozhdestvo_hristovo.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Г.БЛАГОДАРНОГО
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
"История празднования Рождества Христова"
Классный час
проведен на районном семинаре
завучей школ с учащимися 3 класса
учителем начальных классов
Мельниковой Еленой Алексеевной
2011г.
Цели: Познакомить с событиями, связанными с праздником Рождества Христова. Познакомить с праздничной иконой Рождества Христова. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
Ход классного часа.
- Оргмомент. (Слайд 1)
Звучит музыка.
Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец- Христос на земле-
Чудо свершилось чудес!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца- Христа!
- Ребята, зима принесла вам ледяное послание.
Ледяное послание (Слайд 2)
Расставьте буквы согласно условным обозначениям. В полученной фразе вы прочитаете название зимнего праздника, который любят взрослые и дети.
- Догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО)
Учитель: (Слайд 3)
- Действительно 7 января мы встретим самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
- Работа по теме.
- Сценка «Что для тебя Рождество?»
Звучит музыка. На сцену выходит Ангел. Сзади два больших крыла. С ангелом дети.
Ангел: Рождество… Каждый год все люди празднуют Рождество, как очередной праздник, даже не понимая, что это значит для них.
Мальчик 1: Так уж сложилось, что многие люди используют этот день, как повод для проведения каких-то вечеринок, встреч.
Ангел: Но как они могут приравнивать такой праздник к обычному календарному празднику?
Девочка 1: Для меня Рождество – это как этап чего-то нового, прекрасного.
Девочка 2: А для меня Рождество – это День рождения Самого лучшего друга.
Мальчик 1: А у меня есть мечта – побывать в том городе, где родился Иисус, пройти по тем улицам, где ходил Иисус.
Мальчик 2: А еще лучше было бы перенестись в то время, увидеть маленького Иисуса, наблюдать, как Он растет, ходит в школу, ведь он жил здесь на земле, как обычный человек.
Девочка 1: Да, ну ты и размечтался! К тому же я думаю, что ему было легче жить и учиться в школе, чем нам, ведь Он же все-таки Сын Бога.
Ангел: Тут ты ошибаешься. Он действительно жил, как обычный человек, чувствуя все то, что и мы. Благодаря тому, что Он рос, как обычный человек, испытывая жажду, холод, боль, Он очень хорошо понимает нас и всегда хочет нам помочь.
Мальчик 3: Ну, прямо клуб мечтателей каких-то! За Иисусом ходили толпы людей, ты все равно ничего не увидела бы, и хватит мечтать, нужно придумать что-то, чтобы заставить людей относиться к празднику Рождество иначе, с почитанием, с благоволением, с молитвой и прославлением.
Ангел: Но для этого нужно, чтобы Иисус родился сначала в сердцах людей.
Мальчик 2: Слушай, а в твоем сердце родился Иисус? (Обращается к мальчику 1)
Мальчик 1: Ну ты и спросил! Я Иисуса знаю с пеленок, я молюсь, читаю Библию, хожу на воскресные служения, не делаю никому зла, и ты считаешь, что я Его не знаю?
Ангел: (к мальчику 2) А нужно, чтобы Иисус поселился у тебя в сердце, просто пригласи Его, и не забывай к Нему обращаться, каждый раз, когда тебе трудно или грустно.
Мальчик 2: Но как пригласить?
Мальчик 3: Просто попроси у Него прощения за все неправильные поступки, и попроси войти в твоё сердце своими словами, и Он будет рад поселиться в нём.
Ангел: Ну, а теперь пришла пора перенестись в то время, увидеть Иисуса, Его рождение.
- История рождения Иисуса.
Учитель:
(Слайд 4)
Произошло это событие в далекой теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в городе Назарете родилась в праведной семье маленькая Мария. Родители умерли, когда Мария была еще Девочкой, по церковному Откровицей.
В день, когда привели Марию, в храм принято праздновать как “ Введение во храм Пресвятой Богородицы”. (Слайд 4)
Мария воспитывалась и жила при храме. Когда воспитание закончилось, ей исполнилось 14 лет. По закону древних иудеев девушке не положено было жить одной, но Мария не хотела выходить замуж, т.к обещалась служить Богу. Она обручилась с восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он имел взрослых детей, а жена скончалась. А Марии он стал вместо отца. (Слайд 5)
- Однажды ангел явился Деве Марии и сообщил ей: “ Не бойся, Мария! Я принес тебе радостную весть: У тебя скоро будет сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовешь Его Иисус”. Этот день принято отмечать как праздник Благовещение. (Слайд 6)
- В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. (Слайд 7)
- В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом, не оказалось. Они нашли место для ночлега за городом в пещере- вертепе, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. (Слайд 8)
Здесь, в ночь с 6 на 7 января родился Спаситель мира. Самим Богом было указано Марии, как назвать сына – Иисус Христос . (Слайд 9)
Божия Матерь спеленала Младенца и положила его в ясли, деревянное корытце, из которого скот ел солому и сено. (Слайд 10)
Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей.
- Первыми узнали о рождении Христа – простые пастухи, в ту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг перед ними явился ангел Божий и возвестил о рождении Младенца и указал место рождения. Они поспешили посмотреть на него.
(Слайд 11)
- Узнали об этом событии и волхвы - мудрецы. В то время люди верили, что при рождении великого человека появится на небе звезда. (Слайд 12)
Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Младенец уже родился. Сохранились имена этих волхвов - ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. (Слайд 13)
- Мудрецы отправились в Вифлеем. Звезда указывала путь, Она остановилась над тем местом, где находились Дева Мария, Иосиф и Младенец. (Слайд 14)
Они принесли ему самые драгоценные дары:
ЗОЛОТО
ЛАДАН – Богу (маленькие шарики), использовали при богослужении.
СМИРНУ – благовонное масло. Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.
Учитель:
- Почему этот праздник такой светлый и радостный?
(Рождество Христово – день, когда в мир вошел Христос с любовью. Это день всепрощения, день светлых чувств. День, когда нужно всех любить.)
Физкультминутка
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
Учитель:
Давайте и мы сделаем доброе дело, украсим наше облачко ( нарисовано на ватмане) ангелочками. Дети выполняют из бумаги. Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют своих ангелочков к облаку.
Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему Славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грезы детей!
- Как празднуют Рождество на Руси.
Учитель:
- Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Вслед за рождественской ночью наступало долгожданное для детей и молодёжи время – время святок, проходивших с 7 до 19 января, до Крещенья. Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.
- В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча… (Слайд 15)
Учитель зажигает на окне свечу, в это время раздается стук в дверь. Появляется Солоха.
- Сценка 2. «Колядки».
Солоха.
Здравствуйте, гости дорогие! Я пришла к вам на рождественские посиделки. Хочу поздравить вас с этим волшебным, чудесным, необычным праздником! Пусть исполнятся все ваши желания! Вы ведь знаете, что в праздник Рождества могут происходить чудеса, появляться необычные гости…
Стук в дверь. Входит мальчик с мешком, наполненным овсом.
Мальчик.
Сею, вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами.
На столе — пирогами.
Сею, вею, посеваю,
Овсом, рожью,
Милостью божьей!
При словах "сею, вею, посеваю" мальчик бросает из мешка 3 горсти зерен. Солоха дает ему подарок.. Мальчик уходит.
Солоха.
Ну что же, первый гость зашел на огонек. Кстати, зерно, которое вы соберете, нужно сохранить, оно принесет в ваш дом счастье.
Музыка Слышны голоса приближающихся колядовщиков: "Пришла Коляда — открывай ворота".
Солоха.
А вот и гости с колядками к нам пожаловали!
Входят ряженые, впереди мехоноша с бородой и с усами, в надетом наизнанку полушубке, смешком для сбора даров.
Солоха.
Заходите, гости дорогие!
Все выходят в центр комнаты, поют колядку.
Коляда, коляда! А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла —
Рождество принесла!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьминка,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством!
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Далее по очереди:
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
корову с теленочком,
овцу с ягненочком,
лошадь с жеребеночком,
свинью с поросеночком!
Хором.
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья.
Нам на угощенье!
Солоха.
Да, попели вы на славу,
На потеху, на забаву.
Мехоноша, где мешок?
Получай-ка пирожок!
И бараночки, и конфеточки,
И гривенник на прянички.
Солоха одаривает ряженых, приглашает на посиделки.
Учитель В ночь перед Рождеством, а также в святочные дни девушки обычно гадали. До крещения Руси гадание являлось частью языческого богослужения. Этот обряд пытались искоренить, но все-таки он сохранился до сих пор. Слово "гадание" происходит от имени древней богини счастья Оас. Кто из вас знает, какие существовали способы гадания?
Гости рассказывают о том, как гадали в старину.
- Гадание по книге
Гадающий наугад раскрывает какую-нибудь книгу и смотрит, о чем идет речь на этой странице. Что написано, того и следует ожидать.
- Гадание на погоду
Луковицу разрезали на 12 долек (12 месяцев, от января до декабря). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми или сухими.
- Гадание на орехах, горохе или кофейных зернах.
Наберите полную горсть орешков, горошин или кофейных зерен, встряхните их несколько раз и затем выкладывайте по одному на стол, каждый раз приговаривая по слову. Например:
"Светлана, Наталия, Тонкая талия, Смуглая кожа, Страшная рожа, Обжора, Певица, Тощая девица, Русая коса, Чудная краса..."
Что произнесено на последнем зернышке, то и сбудется.
Учитель.
- Множество примет помнит народная память. Считалось, что все сны, увиденные в святочную неделю, обязательно сбудутся.
Ученик.
Чтобы избежать различных неприятностей, запрещалось в Сочельник и первый день Рождества подметать пол, выбрасывать мусор, нельзя было шить, а то уродится слепой, а лапти плести — уродится кривой. Считалось плохой приметой, если 7 января в дом первой войдет женщина — значит, круглый год женщины этого дома будут болеть.
Ученик.
Считается, что елка — принадлежит Новому году. Это не совсем так. Ставить елку — это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая — вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали, только, белыми и синими шарами.
Ученик.
И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и смирну. Но это не значит, что и мы должны дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное — чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.
Всем присутствующим вручаются небольшие подарки.
III. Закрепление пройденного материала.
Рождественский сугроб (3 группы детей) (Слайд 16)
Сложите снежинки вместе, чтобы получились слова, связанные с Рождеством. Среди них вы найдёте название городов, где родился, где жил Богомладенец Христос, имена родителей Иисуса Христа и волхвов, которые пришли поклониться рождённому Богу.
Помоги волхвам (Слайд 17)
Найдите верный вход в лабиринт и помогите волхвам добраться до Вифлеемской звезды. По дороге вы узнаете, что они сказали царю Ироду о Мессии (Евангелие от Матфея 2 глава, 2 стих).
Кто ещё в вертепе был? (Слайд 18)
Чтобы ответить правильно на вопрос, прочитайте стихотворение. Обратите внимание на спрятанные в нём подсказки. Мы с другом длинноухим в вертепе задремали. |
У. Как называется праздник рождения Иисуса Христа?
Рождество.
Место, куда положила Дева Мария Новорожденного?
Ясли.
У. Что привело мудрецов к пещере ?
Вифлеемская звезда.
У. Как называется город, где родился Спаситель?
Вифлеем.
У. Что принесли Младенцу волхвы?
У. С какими дарами мы можем придти к этому празднику?
Наши дары – это наши добрые дела, раскаяние в грехах, молитвы.
- Итог занятия.
Учитель:
- Богу нравится, когда мы делаем разные добрые дела. Сейчас мы с вами будем придумывать, какие добрые дела можем мы делать. У меня есть мешок – «Мешок для добрых дел». И в нем лежат разные вещи. Один из вас подходит ко мне и вытаскивает наугад любой предмет из Мешка для добрых дел. Он придумывает и говорит какое-нибудь доброе дело, в котором можно использовать этот предмет. Назвавший доброе дело может забрать этот предмет себе как приз. Итак, начали.
Мешок для добрых дел: ручка (например, написать письмо бабушке); карандаш (нарисовать рисунок для братика); календарик (чтобы знать, когда у мамы День рождения); воздушный шарик, лента, расческа, губка для посуды, открытка и пр. (по одному предмету для каждого ребенка).
- Наше занятие подошло к концу. Теперь вы и гости наши знаете как правильно праздновать Рождество. Впереди этот светлый праздник. Благ вам всем!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднование Рождества Христова
Класс: 4 классТема урока: "Празднование Рождества Христова"Тип урока: обобщающийПродолжительность занятия: 1 урок (45 минут) Цели урока. Познакомить с православными традициями русского народа; об...
Рождество Христово. История празднования Рождества Христова
Дети знакомятся с историей праздника, выявляют значение этого событияв истории человечества, знакомятся с обрядами, исполняют рождественские колядки мастерят ангелочков....
Классный час по теме "История олимпийских игр".
Материал для проведения классного часа по теме "История олимпийских игр" с презентацией....
Классный час на тему "История моего района Внуково".
Классный час способствует формированию у учащихся патриотизма, расширяет их знания по истории нашей страны. В ходе классного часа дети знакомятся с гербом, флагом, гимном района Внуково, с истор...
Технологическая карта классного часа на тему: «История денег от мешочка с солью до Биткоина» 1 класс
Дата проведения мероприятия: 16.10.18ФИО учителя: Класс: 1 бТема: История денег от мешочка с солью до БиткоинаЦели: ознакомление учащихся с историей появления денег; развитие умения отстаивать и ...
Методическая разработка " Празднование Рождества Христова"
Рождество один из самых главных православных праздников. На Руси его ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. По старому стилю эта дата приходилась на 25 декабря....
Беседа по теме: "Рождество Христово. История празднования Рождества Христова".
Ознакомить детей с историей РождестваХристова, выявить значение этогособытия, ставшего главным в историичеловечества...