классный час "Моя малая Родина"
классный час (4 класс) на тему

Тырнова Наталья Александровна

Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina_4_klass.doc467.5 КБ
Файл moya_malaya_rodina.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Рощинский

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Классный час

«Моя малая Родина!».

D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\3 класс фото\печатать\DSC04332.JPG

                           

 Разработала : учитель начальных классов

                                                                                 Тырнова Н.А.

2014 г.

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи: 
обобщить понятия: Родина, малая родина;
развивать у детей речь, кругозор, память, внимание;
воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине.
Оформление:

Рисунки (фотографии) учащихся.

Ход занятия.

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

  1. Вступление.

Учитель: Наш урок я хотела бы начать с легенды

Давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту – путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли.  Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие по своей Родине.

(слайд 1)

 Если долго-долго-долго

 В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

 И леса, и города,

 Океанские просторы,

 Ленты рек, озера, горы...

 Мы увидим даль без края,

 Тундру, где звенит весна.

  И поймем тогда какая,

  Наша Родина большая,

  Необъятная страна.

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

(слайд 2)

 Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

(слайд 3)

«Хорош  ли  плох мой край, я здесь рождён.
   Мои здесь корни и моё гнездовье,
  Здесь день от утренней зари заряжен,
   Здесь всё, что есть одной со мною крови …»

(слайд 4)

Учитель:

 В первой половине 17 в. при создании Белгородской засечной черты на месте современного Чаплыгина было основано поселение под названием Усть Становых Ряс под Слободским Липягом, впоследствии село Слободское.

(слайд 5)

В 1695 г. на высоком берегу Ягодной Рясы был возведён небольшой деревянный путевой дворец для отдыха Петра I и его свиты при следовании из Москвы в Воронеж.

В 1702 г. Пётр I заложил в нём небольшую крепость по голландскому образцу, которой дал название Ораниенбург - "апельсиновая крепость". Это название было распространено и на село, причём в народном оно превратилось сначала в Ранинбург, а затем Раненбург.

В 1702 г. село Слободское и крепость были подарены А.Д. Меншикову. В 1712 г. на средства Меншикова неподалёку был построен мужской монастырь Петропавловская пустынь. В 1727 г. после опалы, при императоре Петре II, Ораниенбург стал первоначальным местом ссылки Меншикова.

(слайд 6)

В 1948 г. город был переименован в Чаплыгин в честь академика С.А. Чаплыгина (1869-1942), одного из основоположников аэродинамики (родился в Раненбурге).

Архитектура, достопримечательности

Троицкий собор (1818) с колокольней (около 1838), церковь Вознесения (конец 18 в.), здания бывшей мужской и женской гимназий, духовного училища, жилые дома.

Учитель:

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.  Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

 Вопросы:

 1. Расскажите о вашей «поляне детства».

 2. Какие цветы на ней растут?

 3. Какие деревья и кусты её окружают?

 4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

- Хотите ли вы, чтобы всё это сохранилось на многие годы?

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

 Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

 • Чистый воздух

 • Прозрачные реки

 • Цветущие поляны

 • Колосящиеся луга

 • Вековые леса

 • Птиц и зверей

 • Родники и озёра

   Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА.

Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

 Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

 Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Почему?

 (слайд 7)

Есть на земле места, попадая в которые чувствуешь необычайный покой и умиротворение. Даже время здесь, кажется, замедляет свой бег, и жизнь течет неторопливо и размеренно. Таким местом является Раненбургская Петропавловская пустынь.

 Как гласит изданная в 1907 году и дошедшая до наших дней книга «Раненбургская Петропавловская пустынь» автора Ивана Корсунского, «судьба Раненбургской Петропавловской пустыни… тесно связана с судьбой самого города, близ которого она стоит. Находится она в двух с половиной верстах от Раненбурга и расположена при реке Московой Рясе, на большой дороге, ведущей из Рязани в Раненбург и Ряжск. Местоположение пустыни очень красиво. С трех сторон она окружена монастырскою дубовою рощею и фруктовыми садами, а с четвертой, западной, и особливо с юго-западной открывается вид на город, окрестные поля, монастырский луг и речку, протекающую близ самого монастыря; вблизи идет и железная дорога в Раненбург.                                                                                                     Основание пустыни относится к началу второго десятилетия XVIII столетия и совершилось в 1712 году по воле тогдашнего владельца города Раненбурга, князя Александра Даниловича Меншикова и по благословению митрополита Рязанского, первого президента Святейшего Синода Стефана Яворского». 


- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

 Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Итоги урока: слово учителя

Учитель зажигает свечу – символ тепла, света, родного очага, малой родины и предлагает детям, гостям  передавая, ее  друг другу ответить на вопросы:

Какие впечатления у вас остались от урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

А что понравилось?

Что значит для вас слово «Родина»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЯ

Слайд 2

МОЯ малая РОДИНА

Слайд 3

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Слайд 4

В первой половине 17 в. при создании Белгородской засечной черты на месте современного Чаплыгина было основано поселение под названием Усть Становых Ряс под Слободским Липягом , впоследствии село Слободское.

Слайд 5

В 1695 г. на высоком берегу Ягодной Рясы был возведён небольшой деревянный путевой дворец для отдыха Петра и его свиты при следовании из Москвы в Воронеж. В 1702 г. Пётр I заложил в нём небольшую крепость по голландскому образцу, которой дал название Ораниенбург - "апельсиновая крепость". .

Слайд 6

В 1948 г. город был переименован в Чаплыгин в честь академика С.А. Чаплыгина (1869-1942), одного из основоположников аэродинамики (родился в Раненбурге ). . Архитектура, достопримечательности Троицкий собор (1818) с колокольней (около 1838), церковь Вознесения (конец 18 в.), здания бывшей мужской и женской гимназий, духовного училища, жилые дома.

Слайд 7

Родители – отец, мать . Родич , родственник – родственник. Член рода. Народ –нация. Жители страны. Родословная – перечень поколений одного рода.

Слайд 8

Есть на земле места, попадая в которые чувствуешь необычайный покой и умиротворение.

Слайд 9

« Для России наш город – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Наша малая родина"

Классный час «Наша малая родина» знакомит обучающихся с историей возникновения северного села Перегрёбное, находящемся в Ханты-Мансийском округе.      Кла...

Классный час: « Моя малая Родина».

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Классный час "Малая Родина"

Классный час "Малая Родина"...

Классный час "Малая родина - большая любовь"

Классный час - путешествие по страницам альбома, посвященного Республике Марий Эл: "Край, в котором я живу", "Начало истории республики", "Люблю тебя, мой город", "З...