Первая мировая война великая и забытая (1914–1918 г.) «Спасибо, тебе солдат»
классный час (2 класс) на тему
Материал классного часа способствует воспитанию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Первой мировой войны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klasnyy_chas_1_sentyabrya_2014_goda.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Первая мировая война
великая и забытая (1914–1918 г.)
«Спасибо, тебе солдат»
Классный час. II, III классы
Л. Н. ПЕРОВА,
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 2 п. Добринка, Липецкая область
Цель классного часа:
- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Первой мировой войны».
- Воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
- Воспитывать учащихся в духе благодарности к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью;
- Довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства.
- Затронуть современную обстановку в горячих точках.
- Обучающие: дать начальные сведения о Первой мировой войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.
Наглядные пособия и оборудование:
- Интерактивная доска, проектор
- Презентация.
Ход классного часа
I. Орг. момент.
II. Вводное слово учителя.
Этот учебный год особенный. В 2014 году исполнилось 100 лет со дня начала Первой мировой войны. (Слайд 1)
Летом 1914 года разразилась кровопролитная война, в которой постепенно втягивалось все больше стран. В общей сложности в ней участвовало 33 государства. Поэтому она вошла в историю как Первая мировая. Россия вступила в боевые действия, придя на помощь славянской Сербии, а затем – своим союзникам Англии и Франции. Их общими противниками были Австро-Венгрия и Германия.
III. Рассказ учителя с показом презентации.
1. Начало Первой мировой войны.
Накануне войны Россия достигла больших успехов. (Слайд 2.) Она была богатой, быстро развивающейся страной. Гигантскими шагами шел рост российской промышленности и сельского хозяйства. Не случайно тогда говорили, что Россия кормит Европу хлебом.
Но война подорвала жизненные силы страны. Россия поставила под ружье девятнадцать миллионов человек. Основная тяжесть ведения войны падала именно на нее.
Упорные затяжные сражения шли на громадной территории. (Слайд 3.) Людей не жалели: человеческого «материала» было много, солдаты были всего лишь пушечным мясом. Недаром войну, которой не было видно конца, все чаще стали называть человеческой мясорубкой и кровавой бойней.
2. Оружие первой мировой войны.
Во время боевых действий широко применялось стрелковое автоматическое оружие – пулеметы. (Слайд 4.) Смертоносный пулеметный огонь не шел ни в какое сравнение с винтовочным и косил людей сотнями и тысячами. Мины, гранаты, артиллерийские снаряды уносили множество человеческих жизней, превращали людей в инвалидов.
В годы Первой мировой войны появилось губительное химическое оружие – газы. (Слайд 5.) Зловещие клубы ядовитого хлора желто-зелеными змеями заползали в солдатские окопы. Стоило бойцу вместе с воздухом вдохнуть этого отравляющего вещества, как он начинал задыхаться. От газовой атаки люди умирали мучительной смертью.
Грозным порождением научно-технического прогресса начала XX века стали мощные бронированные машины – танки (слайд 6.), которые благодаря гусеничному ходу свободно передвигались по любым дорогам. Земля содрогалась, когда они шли в наступление, ведя непрерывный огонь, разрывая колючую проволоку заграждений, сокрушая и сметая на своем пути всевозможные препятствия. Эти стальные чудовища наводили ужас даже на бывалых солдат.
Русская армия танками не располагала, было лишь небольшое количество бронемашин – автомобилей, приспособленных для военных целей. Они были оснащены пулеметами и пушками и покрыты броней.
На железных дорогах действовали бронепоезда. Обрушивая на врага ураганный артиллерийский и пулеметный огонь, они поддерживали войска в период наступления и обороны, а также несли охрану железнодорожных станций и узлов.
В морских сражениях основной силой воюющих сторон были броненосцы (слайд 7) – военные корабли, защищенные толстой стальной броней и вооруженные несколькими дальнобойными пушками, установленными на вращающихся башнях. Большой ущерб боевым судам причиняли подводные лодки, или субмарины. Они внезапно наносили торпедные удары по кораблям и транспорту противника.
Первая мировая война шла не только на суше и на море, но и воздухе. (Слайд 8.) Военным новшеством стала авиация, которая использовалась как для разведки, так и для бомбардировки войск и военных объектов: оружейных заводов, складов с боеприпасами и горючим. Совершались налеты и на мирные города и села. Они производились с помощью дирижаблей (слайд 9) – управляемых воздухоплавательных аппаратов удлиненной формы. Дирижабли с металлической оболочкой внешне напоминали субмарины. Урон от них тоже был велик: они обрушивали с воздуха авиационные бомбы большой разрушительной силы. Самолеты и дирижабли были и у России.
Физкультминутка «На привале»
3. Рассказ ученицы 3 класса Горшковой Юлии.
«Пчелы-шпионы»
На какие только ухищрения не шли воюющие стороны, чтобы добыть друг о друге сведения! В качестве «шпионов» использовались даже пчелы. Их приманивали сахарным сиропом, и они, перелетая через линию фронта, доставляли определенного цвета ниточку, привязанную к лапкам. Например, зеленая ниточка означала, что в том месте, откуда только что прилетело насекомое, сосредоточена пехота противника. Были знаки, с помощью которых можно было узнать, какова численность неприятеля и каким вооружением он располагает.
4. Роль и участие России в первой мировой войне.
За свое участие в Первой мировой войне Россия платила страшную цену. Сначала русская армия одерживала победы, но по истечении двух лет непрерывных боевых действий успехи становились все реже, а поражения – все чаще. Приняв на себя основной удар германо-австрийских сил, Россия оказалась почти один на один с врагом. Союзники не слишком спешили ей на помощь.
5. Разруха и голод в России.
Ведение войны требовала от России неимоверного напряжения сил. Страна истекала кровью. Еще недавно стремительно развивающаяся, неуклонно шедшая на подъем Российская империя теперь была отброшена на много десятилетий назад. Хозяйство России приходило в упадок. Останавливались фабрики и заводы – не было топлива, не хватало рабочих рук. Зарастали бурьяном незасеянные поля – некому было их обрабатывать. Ведь большая часть работоспособного населения находилось на фронте. Разруха, запустение, перебои с продовольствием, бездействующий транспорт – такой была Россия к 1917 году, после трех лет тяжкой и бесславной войны. И армия, и народ были разуты и раздеты. Простые люди терпели жестокую нужду, страдали от голода и холода. Дома из-за постоянной нехватки угля и дров не отапливались. (Слайд 10)
Но самым страшными ударами были людские потери. За годы Первой мировой погибло десять миллионов человек, а еще двадцать – это раненые и искалеченные. (Слайд 11.) Главные жертвы понесла именно Россия.
Уныло и мрачно выглядели города. На ремонтные работы дорог и тротуаров не было денег. Там и сям на мостовых зияли черные выбоины. А среди прохожих постоянно встречались люди на костылях или с пустым рукавом рубахи – инвалиды продолжающейся проклятой войны. (Слайд 12)
IV. Рефлексия.
- Что узнали? Проверим себя.
? Как война подорвала жизненные силы России? (Слайд 13, 14.)
? Какие виды оружия и какая военная техника применялась во время первой мировой войны? (Слайд 15, 16.)
? Какие страны были союзниками, а какие противниками России в годы Первой мировой войны? (Слайд 17, 18.)
? Какие примеры можете привести в подтверждение тому, что Россия была отброшена на много десятилетий назад, а хозяйство страны пришло в упадок? (Работа с карточками.)
V. Итог классного часа.
Учащиеся делают выводы о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства. (Слайды 19, 20.)
Разучивают стихотворение К. Синицына «Берегите Россию»
Берегите Россию –
Нет Росси другой.
Берегите её тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
Используемая литература:
1. История России для детей и взрослых. Москва, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны
«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...
Агитационные плакаты, выпущенные в России в годы Первой мировой войны (1914 - 1918 г г)
Агитационные плакаты, выпущенные в России в годы Первой мировой войны помогали людям определятьсвою точку зрения....
Великие полководцы Первой мировой войны
Биография о полководцах, которые участвовали в Первой мировой войне. Посвящается 100-летия со дня войны....
«100 - летие Первой мировой войны 1914-1918 годов. »
Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. Она продолжалась более 4 лет (закончилась 11 ноября 1918 года), в ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из кото...
урок истории 4 класс "Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи"
Конспект открытого урокав 4 классе по окружающему миру. Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в...
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА " Спасибо тебе, солдат!" ко Дню Победы в Великой Отечественной Войне для 1-2 классов
Сценарий праздника будет полезен учителям начальных классов, воспитателям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Материал предназначен для учащихся 1-2 классов.Целевая аудитор...