КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «МЫ-РОССИЯНЕ».
классный час (4 класс) на тему

Сокирко Ирина Васильевна

Цели и задачи:

·                    Познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России. Развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «МЫ-РОССИЯНЕ».

Цели и задачи:

  • Познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России. Развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.        

Оборудование:  аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.

Материал для урока:  видеоролик, презентация, фотографии обучающихся, карта РФ,эссе на тему «Моя Родина-Россия», карточки «отгадай слова».

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вся страна отмечает праздник День знаний. Для вас – это тоже необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. 5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новый распорядок дня, и новые требования и новые учителя. Знания, полученные в школе, помогут вам  в будущем выбрать профессию, принести пользу России, стать уважаемыми людьми. Сегодня наш урок Знаний посвящен празднованию 20-летия Конституции Российской Федерации.

Видеоролик.

Читает ученик.

Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей.

Вот она по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Прибавляет силы год от года,

Вся красуясь в славе молодой

И живут в содружестве народы

Под её  державною звездой.

Продолжает учитель:

-У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей родиной, наша родина- Россия. Россия- Российская федерация –есть демократическое федеративное правовое государство..: Велика и прекрасна наша Родина - Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура - все это наша Россия.

          Каждое государство, каким бы оно малым не было, как, например, крошечные Бельгия или Люксембург, или такое большое как Россия, - живут по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь.

           Весь этот свод правил, выработанный  на протяжении многих веков, собирается в определенном документе и называется такой документ - Конституция.  

Наша конституция - Конституция России собрала в себя все лучшие и необходимые для нормальной жизнедеятельности государства законы, которые были приняты ещё в Конституции Советского Союза, и теперь перенесены с необходимыми добавками и уточнениями в Конституцию России.

-Ребята, давайте составим синквейн на тему «Конституция» Сначала давайте вспомним, что обозначает данный термин.

Отвечает ученик

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это короткая форма стихотворения, состоящая  из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Конституция

конституция
юридическая, государственная
обладает, определяет, действует
основной закон государства
писаный акт

Молодцы,вы подобрали наиболее точные слова, выражающие основную мысль и содержание

- Ребята, когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Мы с вами на уроках окружающего мира в 4 классе  говорили о правах, которыми обладают наши граждане, и вы в том числе. Кто вспомнит, какие это права?

  - право на труд,

- образование,

- отдых.

И еще об одном праве я с вами хотела бы поговорить, об избирательном праве,хотя, чтобы вам было более понятно, давайте отправимся в небольшое виртуальное путешествие, в одну из далеких неизвестных стран, в страну Дикарей..

Просмотр фильма.

чтобы лучше знать права

защитить суметь себя

должен каждый гражданин

знать: ты в мире не один

в помощь каждому из нас есть закон

и в трудный час

лишь открой его страницы ты

 и всегда найдешь совет

, в каждом своде Конституции

 помещается ответ.

Где бы ни был ты на свете

 иль в Канаде иль в Кувейте

В силе действует закон,

Знай ,всегда ты защищен!

Учитель: .  Наше государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Главный постулат прав человека « все люди обладают человеческим достоинством»,из него следует, что у нас все равны перед законом. Люди должны относиться друг к другу как равным себе — это есть важное условие межличностных отношений.Для нас это очень важно, ведь мы живем в многонациональном государстве.

Читает стих-ние ученик.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

Вдругом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней –

И то едва домчится.

И в городах, и средь морей,

И средь колхозных пашен –

Везде вы встретите людей,

Все россиян, все наших.

Учитель: Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

Посмотрите на доске, перед вами карта Российской Федерации, расположите ваши имена, в тех частях нашей страны, где вы уже побывали, путешествовали вместе с вашими родителями.

Посмотрите на нашу карту, несмотря на ваш возраст вы побывали во многих частях нашей необъятной Родины, познакомились с обычаями, традициями, укладом жизни других народностей .Чем больше мы будем знать о своей Родине, тем больше будем её любить!
Ребята, я просила вас к нашему уроку  написать небольшое эссе на тему «Моя Родина –Россия». Давайте послушаем.

Ребята, зачитывают свои рассуждения.

-Ребята, кто такие россияне? Что объединяет нас россиян?

-Как вы понимаете словосочетание многонациональный народ России?

-Какие права и свободы имеется у всех граждан России?

-Что обозначает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную»?

-Назовите известных людей, разных национальностей, делами которых гордится вся Россия?

Михаил Васильевич Ломоносов- Русский учёный,

Александр Сергеевич Пушкин- великий русский поэт

казахский народный  музыкант, композитор Курмангазы

 боксёр Борис Кузнецов -астраханец-олимпийский чемпион (В 1972 года астраханский боксёр Борис Кузнецов стал Олимпийским чемпионом в Мюнхене).

Шадрин Адихан Измайлович-известный астраханский писатель.

Русский и многочисленные другие народы России внесли свой весомый вклад в мировую цивилизацию во всех областях экономики, культуры, науки, искусства, географических открытий, освоения подземных богатств, космического пространства Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и Александр II, Суворов и Кутузов, Пушкин и Толстой, маршал Жуков и первый космонавт Гагарин – каждый из них прославил свою Родину бессмертными делами.

Ребята, нет будущего без настоящего и прошлого. Мы должны знать историю России, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», потому, что мы – россияне!

И каждый россиянин должен знать свои права и обязанности и помнить, что на защите каждого из нас стоит наша Конституция. Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России. 

Давайте вспомним все, что мы сегодня говорили о Конституции Российской Федерации. Перед вами лежат карточки, вооружитесь ручками и внимательно прочитайте задание.

В тексте пропущены слова, вам необходимо, используя слова для справок  по смыслу правильно заполнить пробелы.

«ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».

(команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________  - обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные _________.

Правильный ответ:

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Ребята, а что же важно сделать уже сегодня для своего будущего, чтобы   стать настоящим гражданином нашей страны?

1 ученик: Не совершаю бездумных действий.

2 ученик: Несу ответственность за все, что со мной происходит.

3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь

4 ученик: Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

5 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

6 ученик: Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

7 ученик: Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Чтец 1 Про царей и про вождей знаем мы с пеленок,

Но важней, нужней, главней

Для страны ребенок

Кем он станет маленький и нежный.

Всей земли  права его,права на надежду

А что же хотите вы ,наши дети,давайте послушаем

Чтец 2

Мне хочется, чтоб были все счастливыми,

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех

Давайте станем каплю терпеливее,

давайте станем чуточку добрей

Давайте жить в спокойствии , согласии

Пусть свет земли нам освещает путь

Чтоб дети без боязни смогли  сегодня в будущее заглянуть.

Исполнение песни.

Учитель подводит итог:

Ребята, вы будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите  страну, в которой вы родились и живете, любите так как любили ее ваши предки, защищая от врага,как любят ее ваши мамы и папы, гордитесь тем,что вы россияне, пользуйтесь правами, которые гарантирует вам наша Конституция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме:"Путь к здоровью", проведенный в рамках декады классного руководителя

Классный час по ЗОЖ, где дается доступная информация о том как можно сохранить крепкое здоровье, как правильно питаться, зачем нужно соблюдать режим дня, как правильно начинать закаливание и другое. В...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».

laquo;Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древниемыслители. Эта мудрость бесспорна, ...

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ " КЛАССНЫЙ ЧАС  «КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ " С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "КРЫМСКИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ" (1 КЛАСС)...

МО классных руководителей по теме" Совершенствование работы классного руководителя с родителями"

МО классных руководителей по теме " Совершенствование работы классного руководителя с родителями"...

Классный час "День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества"

Классный час посвящен дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества....