Великий могучий русский язык
план-конспект занятия на тему
· воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;
· развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_moguchiy_russkiy_yazyk.docx | 218.02 КБ |
Предварительный просмотр:
с 10 февраля по 15 февраля 2014 г.
ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ
1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной
в корне?
2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ? (ЗОЯ)
3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)
4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).
5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ? (Ь)
6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ? (М)
7) Чем кончается лето и начинается осень? (О)
ВОПРОСЫ ДЛЯ заочной ВИКТОРИНЫ
1)Кто больше напишет женских имен с удвоенной согласной
в корне?
2)Какое женское имя состоит из тридцати букв я ?
3)Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек)
4)Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая народу ( ? ).
5) Чем кончается ДЕНЬ и НОЧЬ?
6) Что стоит посредине ЗЕМЛИ?
7)Чем кончается лето и начинается осень?
МБОУ Лопатинская СОШ
«Великий могучий русский язык »
(линейка, посвященная открытию)
Учитель начальных классов:
Хасянова Зифа А рслановна
2014 г.
Цель:
- воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Оборудование:
- плакаты с высказываниями о русском языке
- слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;
- карточки со знаками препинания;
Ход мероприятия
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.
(уч-ся читают на передней части стенки запись)
«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».
-Правильно. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка».
На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.
- А сейчас, ребята, мы открываем“Неделю русского языка”.
Чтение стихотворения.С.Абдулла “Выучи русский язык”.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик,он проводник.
Если штурмуешь познания кручи–
Выучи русский язык!
Ведущий.
–Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу
со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям,живущим России,
тем более необходимо знать русский язык. Мы должны уметь грамотно выражатьсвои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать
четким,красивым почерком.Не получается ли у нас иногда так,
как стихотворении В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.
Инсценирование стихотворения В.Гончарова“О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
–Будь другом,напиши письмо,а то я не умею…
–Нет, не могу,нога болит, –ответил хмуро тот.
– Через неделю приходи,авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? –неграмотный спросил.
– Нет,мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой,трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
Ведущий:
-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В своём прекрасном стихотворении в прозе«Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться
к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.
Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
- Сейчас мы вам напомним этот случай.
(Разыгрывание сценки)
(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный:
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева:
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)
Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева:(Поправляет корону)
-Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя:
Федя.
Королева:
Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь -жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя:
Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение написано на доске)
Казнить нельзя помиловать!
Королева:
Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя:(запятую ставит после слова)
Королева:
Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Казнить, нельзя помиловать!
Королева:
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать.
А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление».
А тут жизнь решается.
Королева:
Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя:
Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева:
Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя:
Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят.
Федя:
Мне домой надо, если можно.
Королева:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием.
И никогда больше не будь таким дерзким.
Королева:
Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как?-Откуда?-Сколько?
-Почему?-Зачем?
-Где?-Куда?
-Какая?-Отчего?
-О ком?-Что?
-Кому?-Который?
-Чья?-Каким?
- О чём?Вот какой я мастак, Вопросительный знак! (А. Шибаев)
2 уч-ся (!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)
3 уч-ся (.):
Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —вывод прост:
Это значит — точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мыслиНить
От воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)
4 уч-ся (…):
- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)
5 уч-ся (:):
- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)
6 уч-ся (-):
- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)
7 уч-ся (« »):
- А я - кавычки. Обо мне есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)
8 уч-ся ( ( ) ):
- Я - скобки.
Словам раскрываю объятия:
- Жду в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)
Ведущий:
-Вот и все наши гости.
Федя (шумно вбегает на сцену):
- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?
Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
Ведущий:
- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
-Наверное, мы не пригласили ту, о которой говорят:
«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
(А. Шибаев.)
Федя:
- Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?
Дети:
- Речь идет о запятой!
Федя:
-Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.
А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?
Ведущий:
- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти.
В современном русском языке много разделов:
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика.
Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать, чтобы не получилось в жизни таких ситуация как у мальчика Феди.
-А сейчас, я вас познакомлю с планом проведения недели русского языка.
(учитель зачитывает план и разъясняет)
- И хочу еще раз напомнить слова великого писателя И.С. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
Чтец 1 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
Ведущий.
– Неделю русского языка объявляю открытой. Удачи вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий могучий русский язык
Цель:· воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;· развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и...
Великий могучий русский язык
Цель:· воспитание у уч-ся бережного отношения к русскому слову;· развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...
Викторина «О великий, могучий русский язык»
Викторина «Дню славянской письменности и культуры посвящается»...
Внеклассное занятие по русскому языку "Великий, могучий русский язык"
Устный журнал. Воспитание любви к русскому языку и литературе....
КВН "ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ Русский язык
КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ .ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПОЛУЧЕННЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧ ШКОЛЕ И ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРОЯВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ В ВИДЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....