методическая разработка «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».
методическая разработка по теме
Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.
Были выделены следующие задачи:
1. повысить речевую активность;
2. учить слушать и понимать речь взрослого;
3. создать благоприятный эмоциональный фон;
4. развивать умение подражать взрослому;
5. развивать воображение и память;
6. тренировать память ребенка.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_palch._igra_razrabotka.docx | 67.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с комбинированного вида № 1 «Солнышко»
Методическая разработка на тему:
«Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».
Разработала: воспитатель
МАДОУ № 1 «Солнышко»
г. Шагонара
Бады Алиса Николаевна
Шагонар
2015г
Тема, по которой я работаю: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».
Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.
Были выделены следующие задачи:
- повысить речевую активность;
- учить слушать и понимать речь взрослого;
- создать благоприятный эмоциональный фон;
- развивать умение подражать взрослому;
- развивать воображение и память;
- тренировать память ребенка.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.
Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.рой настройте детей,
Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы. Подчеркивая отдельные слов, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
Актуальность. Я считаю, что данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.
Моя работа проводилась по 3 направлениям:
- дети;
- родители;
- педагоги.
- Пальчиковые игры были включены в непосредственно образовательную деятельность;
Например, во время занятия по конструированию.
Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!
На рисовании можно использовать следующую игру:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
При проведении занятия по развитию речи предлагаю:
Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.
Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.
- использую в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку,умывания или укладывания спать:
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)
Умой моё личико.
Чтобы глазки смотрели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
На подушку головой –
Глажу, глажу лобик свой.
Глазки закрываю, быстро засыпаю.
- во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Групповая форма:
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют
остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют
изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло.
Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.
Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:
- Индивидуальные беседы.
- Подготовила консультации для родителей «Как правильно использовать пальчиковые игры» и «Для чего нужны пальчиковые игры».
- Изготовила буклеты “Пальчиковые игры”.
Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:
- Продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
- Пополнять копилку пальчиковых игр;
- Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- Осуществлять взаимодействие с семьей.
- Имеется желание в дальнейшем выступить на педагогическом совете по данной теме.
- В своей работе я использую следующую литературу:
- «Пальчиковые игры» Русские игры с пальцами
Немецкие игры с пальцами
Тувинские игры с пальцами
Н.Н. Соболева, Н.В. Егорова, Л.П. Паршукова;
- «Веселые пальчики» Ткаченко Татьяны Александровны;
- Интернет – сайты.
И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста
Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....
«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...
Методическая разработка « Принципы и методы развития речи»
Методическая разработка « Принципы и методы развития речи»...
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Регулярное применение пальчиковой гимнастики у дошкольников способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и...
Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.
В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...
Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Методическая разработка "Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у младших школьников".
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у учащихся младших классов. Данные игры подобраны с учетом возрастных особенностей и рекомендованы для использования родителями в ...