методическая разработка «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».
методическая разработка по теме

Бады Алиса Николаевна

Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

Были выделены следующие задачи:

1.      повысить речевую активность;

2.      учить слушать и понимать речь взрослого;

3.      создать благоприятный эмоциональный фон;

4.      развивать умение подражать взрослому;

5.      развивать воображение и память;

6.      тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_palch._igra_razrabotka.docx67.95 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  д/с комбинированного вида № 1 «Солнышко»

Методическая разработка на тему:

«Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

G:\DCIM\Camera\IMG_20131210_075716490.jpg

Разработала: воспитатель        

МАДОУ № 1 «Солнышко»

г. Шагонара

Бады Алиса Николаевна

8-923-266-97-44

Шагонар

  2015г

Тема, по которой я работаю: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

Были выделены следующие задачи:

  1. повысить речевую активность;
  2. учить слушать и понимать речь взрослого;
  3. создать благоприятный эмоциональный фон;
  4. развивать умение подражать взрослому;
  5. развивать воображение и память;
  6. тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.рой настройте детей,

Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы. Подчеркивая отдельные слов, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.

Актуальность. Я считаю, что данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

Моя работа проводилась по 3 направлениям:

  1. дети;
  2. родители;
  3. педагоги.
  • Пальчиковые игры были включены в непосредственно образовательную деятельность;

Например, во время занятия по конструированию.

Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!

На рисовании можно использовать следующую игру:

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, 
Рисовать опять начнем.

При проведении занятия по развитию речи предлагаю:


Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.

Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.

  • использую в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку,умывания или укладывания спать:

Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)

Умой моё личико.                                  

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.                                  

 Чтоб смеялся роток  

 И кусался зубок.        

На подушку головой –

Глажу, глажу лобик свой.

Глазки закрываю, быстро засыпаю.  

  • во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью.

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы морковку  трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.

В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Групповая форма:

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют

остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло.

Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы.
  • Подготовила консультации для родителей «Как правильно использовать пальчиковые игры» и  «Для чего нужны пальчиковые игры».
  • Изготовила буклеты “Пальчиковые игры”.

Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:

  • Продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
  • Пополнять копилку пальчиковых игр;
  • Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
  • Осуществлять взаимодействие с семьей.
  • Имеется желание в дальнейшем выступить на педагогическом совете по данной теме.
  • В своей работе я использую следующую литературу:
  1. «Пальчиковые игры»  Русские игры с пальцами

                                Немецкие игры с пальцами

                                Тувинские игры с пальцами

Н.Н. Соболева, Н.В. Егорова, Л.П. Паршукова;

  1.  «Веселые пальчики» Ткаченко  Татьяны Александровны;
  2. Интернет – сайты.

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...

Методическая разработка « Принципы и методы развития речи»

Методическая разработка   « Принципы и методы развития речи»...

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Регулярное применение пальчиковой гимнастики у дошкольников способствует разви­тию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кис­ти рук становятся более подвижными и...

Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.

В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...

Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе

В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

Методическая разработка "Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у младших школьников".

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у учащихся младших классов. Данные игры подобраны с учетом возрастных особенностей и рекомендованы для использования  родителями  в ...