"Сотрудничество семьи и школы"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 401
Колпинского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ на тему:
"Сотрудничество семьи и школы"
Воспитатель ГПД: Зуева Н.В.
2015г
Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями.
1. Целевые ориентиры работы с семьёй
Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество классного руководителя, детей, родителей. В этой связи важно предусмотреть решение следующих педагогических и организационно – управленческих задач.
- Педагогические задачи:
В работе с детьми:
- воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
- формирование ответственности за свои поступки перед семьёй;
- воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно–воспитательном процессе в школе и классе;
- формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
- Организационно – управленческие задачи
- обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
- разработать и обеспечить систему психолого – медико-педагогического просвещения родителей;
- организовать методическую работу по проблеме взаимодействия с семьёй;
- разработать и обеспечить систему стимулирования:
а) участия родителей в воспитании детей;
б) участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса;
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе.
- организовать работу родительского комитета, поднять его престиж.
Важнейшей целью реализации сотрудничества классного руководителя, учащихся и родителей является организация совместного творчества.
Для формирования отношений сотрудничества важно представлять детский коллектив как
большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная
деятельность учителя, родителей, детей. Поэтому возникшие проблемы, поставленные задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга.
2. Гуманистический подход в работе с семьей
- выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- опора на положительные стороны родителей и детей;
- доверие к ребёнку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
- принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействие;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
- забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни семьи;
- проявление взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Сотрудничество классного руководителя, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Распространены семейные формы работы.
3. Формы совместной деятельности учащихся, родителей и классного руководителя
3.1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:
- познавательные конкурсы между родителями и детьми;
- общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми, родителями;
- праздник знаний и творчества, предлагающий защиту семейных проектов, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
- турниры знатоков – количество групп соответствует количеству туров (тему выбирает сама группа);
- совместные классные собрания («Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учёбу интересной?», «Зачем мы учимся?»);
- беседы родителей – специалистов в различных областях жизни, науки и техники.
3.1. Формирование у детей нравственности, культуры поведения
- беседы о культуре поведения в общественных местах;
- просмотр, обсуждение кинофильмов;
- подготовка концертов, спектаклей;
- проведение дня радости;
- проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности («О доброте и друзьях», «Отцы и дети», «Родители и дети»);
- проведение акций по оказанию помощи ветеранам;
- организация встреч с интересными людьми;
- организация и проведение экскурсий в музеи, культурные центры.
3.3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни
- систематическая диагностика состояния здоровья детей;
- пропаганда здорового образа жизни;
- организация спортивных секций и коллективов;
- туристические походы в лес, парк;
- спортивные игры («Папа, мама, я – спортивная семья»);
- спортивные турниры, соревнования в спортивном зале, на открытом воздухе по футболу, лёгкой атлетике;
- проведение «Дней Здоровья».
Такая совместная деятельность проходит успешно при соблюдении следующих условий:
- дела имеют конкретные, понятные детям и родителям цели;
- дети участвуют вместе с родителями в подготовке и анализе проведённого мероприятия;
- коллективное дело чётко организовано, заранее обсуждается цепочка: цель – средства – результат;
- участвуют в деле все.
В решении проблемы взаимодействия классного руководителя и семьи учитель должен обратить особое внимание на формирование отношений в самой семье. Внутренняя стабильность в доме – вот залог успешного обучения и развития детей.
Среди важных факторов, влияющих на успешное развитие ребёнка, можно выделить:
- неформальное общение родителей с детьми, касающееся повседневных событий;
- интерес к проблемам ребёнка, их обсуждение;
- частые диалоги между родителями и детьми, тёплые и заботливые взаимоотношения;
- обсуждение прочитанных книг и побуждение со стороны родителей читать книги в свободное время;
- выражение эмоций и чувств в общении;
- чуткие и стабильные ограничения, постоянный контроль за проведением ребёнка свободного времени.
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.
Решению этой задачи способствуют следующие действия:
1. Изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации).
2. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:
- организация поздравлений с праздниками, днём рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
- создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (« Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?»);
- творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
- организация выставок, результатов труда родителей.
4. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье
- знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье;
- пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребёнка в семье.
5. Организация совместной деятельности родителей и детей
- организация семейных конкурсов («Спортивная дружная, читающая семья», конкурс семейных газет;
- представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);
- проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, экскурсии);
- выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий.
6. Проведение «Праздника семьи»
7. Проведение совместных занятий, практикумов, с учетом предложений родителей и детей
Содержание:
1. Целевые ориентиры работы с семьёй
- Педагогические задачи
- Организационно – управленческие задачи
- Гуманистический подход в работе с семьей
3. Формы совместной деятельности учащихся, родителей и классного руководителя
3.1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся
3.2. Формирование у детей нравственности, культуры поведения
3.3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни
4. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье
5. Организация совместной деятельности родителей и детей
6. Проведение «Праздника семьи»
7. Проведение совместных занятий, практикумов, с учетом предложений родителей и детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество семьи и школы
Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками
Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками
Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...
Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»
В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...
Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста
Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....
Сотрудничество семьи и школы в обучении и воспитании учащихся.
В материале красной нитью проходит мысль о единстве взглядов и подходов к учащимся родителей и учителя, т. к. они не чуждые лагеря, а добрые союзники и помощники воспитанников. Успеш...