"Правила поведения"
план-конспект занятия на тему

Забалуева Светлана Борисовна

Разработка праздника в начальной школе по нравственному воспитанию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_vezhlivykh_rebyat.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ РЕБЯТ

 Разработка праздника в начальной школе по нравственному воспитанию.  Тема: « Правила поведения»

Забалуевой Светланы Борисовны,

учителя начальных классов

МАОУ «СОШ №3» г. Балаково

                                                                                Саратовской области

г. Балаково

2015г.

     

  Данный праздник помогает сформировать у учеников этическую культуру, т.е. образ жизни ориентирующий растущего человека на нравственные ценности.

      Целью мероприятия является воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах, формирование внутренней культуры ученика младших классов.

      Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, вежливому обращению друг с другом. Овладевают нормами вежливого обращения со старшими, заботе о младших.

      Известно, что воспитанность – качество личности, которое проявляется, прежде всего, в повседневном поведении человека, в его отношении к другим людям.

     Проработка повседневных правил поведения осуществляется в игровой и занимательной форме: сюжетно-ролевые игры «Я приду к тебе в гости», «Хороший ли я хозяин», решение задач по культуре поведения, разыгрывание сценки «Волшебное слово» по рассказу В.Осеевой. Веселые стихи Г. Остера «Вредные советы» вызовут у детей смех – здоровую реакцию на такие «советы».

     Учащиеся не пассивные зрители: они анализируют ситуации, участвуют в решении нравственных конфликтов, вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения.

     В детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважения к другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к  человеку, обществу, Родине, труду, природе, к самому себе.        

     Тема:              Правила поведения.

     Цель: воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте), формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста (культура поведения, этика, этикет, вежливость, тактичность, уважение к старшим, забота о младших, воспитанность).

     

     Оборудование:

  1. На доске большой плакат: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
  2. Плакаты на стенах

     « Слушай больше, говори меньше».

     « Пообещал что-то сделать - сделай. Не можешь – не обещай».

     « Хотя не богат, а гостю рад».

     « Уважая человека, уважаешь себя».

  1. Декорация к сценке «Волшебное слово» В. Осеева.
  2. Фонограмма песен В. Шаинского «Улыбка» и Б.Савельева «Настоящий друг».

       

Ученик:  Придумано кем-то

                Просто и мудро

               При встрече здороваться:

               -Доброе утро! (к учителю)

                Доброе утро

                Солнцу и птицам.

                Доброе утро

                Улыбчивым лицам. (Поворачивается к гостям)

                И каждый становится

                Добрым, доверчивым…

                Доброе утро

                Длится до вечера.

 Ведущий:

         -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник «Праздник вежливых ребят». На занятиях по ОЗОЖ  мы с вами уже говорили о том, что есть правила определяющие поведение человека в повседневной жизни и общении с другими людьми. Эти правила называются этикетом.

                               Этикет. Этикет. Что такое этикет?

                               Это правила. И очень важные.

                               Они нужны нам всем. Они не страшные.

                               И они обо всем. Как сидеть за столом.

                               И как с кем говорить.

                               Как подарки дарить.

       Многие правила этикета возникли еще в глубокой древности. Наиболее разумные, удобные и красивые из них, помогающие проявить уважение, доброе отношение к людям, человечество пронесло через века. Такие правила превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек соблюдает всегда. Не случайно многие пословицы и поговорки отражают эти правила. Задумайтесь  над такими изречениями: (на доске плакат)

     « Слушай больше, говори меньше».

     « Пообещал что-то сделать - сделай. Не можешь – не обещай».

     « Хотя не богат, а гостю рад».

     « Уважая человека, уважаешь себя».

Дети читают стихотворение «Попробуй-ка сам» С. Погореловского.

1-й ученик:

                          Стать добрым волшебником

                          Ну-ка попробуй!

                          Тут хитрости

                          Вовсе  не нужно особой:

                          Понять и исполнить желанье другого-

                          Одно удовольствие, честное слово.

2-й ученик:

                          На клумбе цветок

                          Его листья повисли.

                          Грустит он… О чем?

                          Угадай его мысли?

                          Он хочет напиться.

                          Эй, дождик, полей!

                          И дождик струится

                          Из лейки твоей.

3-й ученик:

                          А что же сестренка

                          Скучает в сторонке?

                          Волшебное  что–нибудь

                           Сделай сестренке!

                           И ты обернулся

                           Ретивым конем –

                           Галопом сестренка

                           Помчалась на нем!

4-й ученик:

                           Хоть мама еще

                           Не вернулась с работы,

                           Нетрудно узнать

                           Ее дома – заботы

                           «Вернусь –

                           Хорошо бы пошить, почитать,

                           Да надо

                           С уборкой возиться опять.

5-й ученик:

                          И совершаешь

                          Веселое чудо:

                          Ковер засверкал,

                          Засияла посуда!

                          И ахнула мама,

                          Вернувшись домой.

                          - Да это как в сказке!

                            Волшебник ты мой!

6-й ученик:

                          Стать добрым волшебником

                          Ну-ка попробуй!

                          Тут хитрости

                          Вовсе  не нужно особой:

                          Понять и исполнить желанье другого-

                          Одно удовольствие, честное слово.

Ведущий:

     Скажите, пожалуйста, вы видели когда-нибудь волшебников? (Завязывается разговор. Возможно, дети назовут волшебников из сказок, мультфильмов). А в жизни волшебники есть? Кто видел волшебника в жизни, то есть где-то рядом? Как вы думаете, а в театре можно увидеть волшебника? Хотите в театр?

                        Театр открывается!

                         К началу всё готово!

                         Билеты предлагаются

                         За вежливое слово!

     А теперь посмотрите сценку «Волшебное слово» В. Осеева.

   (Маленький старичок с длинной седой бородой сидит на скамейке и зонтиком чертит что-то на песке)

 Павлик

        Подвиньтесь (садится рядом со стариком, лицо сердитое.)

 Старик

        С тобой что-то случилось?

 Павлик                       

        Ну и ладно, а вам-то что?

 Старик

         Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

 Павлик 

        Еще бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дома.

 Старик

          Убежишь?

   Павлик

          Убегу. Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краске не дает, а у самой сколько.

 Старик

             Не дает? Ну, из-за этого убегать из дома не стоит.

  Павлик

        Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой… (засопел от обиды).

   Старик

           Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

   Павлик

         Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу».

   Старик

          Что же, не берет тебя брат?

   Павлик

         А почему вы все спрашиваете?

   Старик (поглаживая бороду)

          Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни? Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни, тихим голосом, глядя прямо в глаза.

   Павлик

         А какое это слово?

   Старик (говорит на ухо)

          Это волшебное слово. Но не забудь, как надо его говорить.

   Павлик

         Я попробую. Я сейчас же попробую.(Бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все карандаши.)

   Павлик

         Лена, дай мне одну краску… пожалуйста.

   Лена (снимает руку с красок)

         Какую тебе?

   Павлик

         Мне зеленую, пожалуйста.( Павлик подержал краску и отдал ее сестре. Идет к бабушке.)

     Павлик

          Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

    Бабушка

           Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой.(Дает самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости.)

    Обед. Вся семья за столом. Павлик кладет руку брату на плечо и говорит:

           Возьми меня, пожалуйста, покататься на лодке.

    Лена

          Возьми, что тебе стоит.

    Павлик

          Пожалуйста…

    Брат

          Эх ты, путешественник. Ну, ладно собирайся!

Ведущая

     - Как вы думаете, старичок был волшебником? Какие слова помогли Павлику? А какие вежливые слова знаете вы? Как можно назвать одним словом фразу: ,, Соблюдение правил доброго отношения к людям”? (вежливость)

 Несколько учеников читают стихотворение А. Барто «Признание»

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довел до слез,

Его зовут – стоит как пень,

 Как будто в землю врос.

- Смотри, не пей воды сырой! –

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

- Придешь обедать к трем часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам…

А сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька?-

И сын признался ей

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Ведущий

     Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.

Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. И давайте поиграем в игру «Стоп - красный свет». Вы же знаете, что когда горит красный свет светофора, идти нельзя-опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком  сигнале. Он загорается тогда, когда человеку неприятно, обидно, больно.

       Я буду рассказывать маленькие эпизоды, а вы, как только заметите неэтичное поведение, говорите быстро: «Стоп – красный свет».

       Шли по улице две девочки, а на встречу им шла группа студентов, среди которых были люди разных национальности: негры, вьетнамцы, болгары. «Ой, смотри, какой черный!- сказала одна из них, указывая пальцем на негра.

       Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.

       Таня с Наташей очень любили шушукаться, когда находились с другими ребятами.

       Девочка, войдя в автобус с мороженым, устроившись у двери, аппетитно начала облизывать лакомство.

      Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Молодцы. Многие из вас уже понимают :,,…Что такое хорошо и что такое плохо…”

     А вот какая история произошла с одной девочкой из стихотворения А. Барто « В театре».

 Когда мне было

 Восемь лет,

 Я пошла

 Смотреть балет.

 Мы пошли с подругой Любой,

 Мы в театре сняли шубы,

 Сняли теплые платки.

 Нам в театре в раздевалки

 Дали в руки номерки.

 Наконец-то я в балете!

 Я забыла все на свете!

 Даже три помножить на три

 Я сейчас бы не смогла.

 Наконец-то я в балете!

 Как я этого ждала!

 Я сейчас увижу фею

 В белом шарфе и венке.

 Я сижу, дышать не смею,

 Номерок держу в руке.

 Фея кружится по сцене-

 Я на сцену не гляжу.

 Обыскала все колени-

 Номерка не нахожу.

 Может, он

 Под стулом где-то?

 Мне теперь не до балета!

 Все сильнее играют трубы,

 Пляшут гости на балу,

 А мы с моей подругой Любой

 Ищем номер на полу.

 Укатился он куда-то…

 Я в девятый ряд ползу.

 Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?-

 По сцене бабочка порхала-

 Я не видала ничего:

 Я номерок везде искала

 И, наконец, нашла его.

 Но тут как раз зажегся свет,

 И все ушли из зала.

 - Мне очень нравиться балет,-

 Ребятам я сказала.

Ведущий

     - Правильно – ли вели себя девочки в театре? Почему?

    Еще одна задачка по культуре поведения: «Лена сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя все-таки себя вести, - заметила старушка.

- А что я сделала?- возразила Лена. – Подумаешь: «Пожалуйста, буду сидеть спокойно».

    Можно ли сказать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

 - А вы заметили, как произносятся волшебные слова?

 - Верно, вежливо, с улыбкой.

 - А почему улыбка, так украшает произнесенное слово, фразу?

 - Конечно, ведь даже в песенке поется: « От улыбки станет всем теплей». Давайте споем эту песенку. (Дети поют песенку В. Шаинского «Улыбка»)

Ведущий

        Ребята, а вы помните мультфильм, в котором звучит эта песня? Зачем енот пошел на озеро?  А вы любите праздники? Почему? Кто из вас любит ходить в гости? А встречать  гостей?

    Разыгрывается сценка « В прихожей». В роли Гостя, и в роли Хозяина – дети. Хозяин занимается в своей комнате какими-то - делами (например, рисует). К «двери» подходит Гость и звонит. Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать. (Сценка заранее не готовится). Дети разбирают ситуацию.

 - С каким выражением он открывает дверь? Как приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость?

   Хозяин должен быть приветливым и тактичным.

   Послушайте стихотворение О. Григорьева « Гостеприимство» (ученик читает стихотворение).

 Встаньте с этого дивана,

 А не то там будет яма,

 Не ходите по ковру –

 Вы протрете в нем дыру.

 И не трогайте кровать –

 Простынь можете помять.

 И не надо шкаф мой трогать –

 У вас слишком острый ноготь.

 И не надо книги брать –

 Их вы можете порвать.

 И не стойте на пути…

 Ах, не лучше ль вам уйти?

   - Понравился вам хозяин?

   А еще хозяин должен уметь занять всех своих гостей. В какие игры вы играете со своими гостями?

   Давайте поиграем в жмурки.

 Дети раскручивают жмурку,  завязавшего глаза с такими словами

      Надувала Кошка шар,

      А Котенок ей мешал

      Подошел и лапкой – топ!

      А у Кошки шарик – лоп!

  (Дружно топнули, говоря «топ!», хлопнули в ладоши, сказали «лоп!», и разбежались).

     Недавно ученые  с удивлением открыли, сто на свете бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезные советы: « Умывайтесь по утрам!» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, сто таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы.

    Ну а если к вашим родителям пришли гости, то вам просто необходимо, по совету Г. Остера, вести себя именно так. (Два ученика читают стихотворение из книги «Вредные советы» Г.Остера.)

  Если к папе или к маме

  Тетя взрослая пришла

  И ведет какой-то важный

  И серьезный разговор,

  Нужно сзади незаметно

  К ней подкрасться, а потом

  Громко крикнуть прямо в ухо:

  «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

  И когда со стула тетя

  С перепугу упадет

  И прольет себе на платье

  Чай, компот или кисель,

  То, наверно, очень громко

  Будет мама хохотать,

  И, гордясь своим ребенком

  Папа руку вам пожмет,

  За плечо возьмет вас папа

  И куда-то поведет.

  Там,  наверно, очень долго

  Папа будет вас хвалить.

Ведущий

        Ну вот, ребята, мы поговорили с вами о правилах, которые необходимо помнить и выполнять ежедневно. Давайте, определим общее правило общения. (На доске плакат.)

      В отношении к другому всегда будь:

             вежлив

             уважителен

             внимателен

             доброжелателен.

     Не позволяй себе смеяться над неловкостью и недостатком другого человека

     Не стесняйся уступить другому.

     Не стремись возвысить себя над другими.

       Я надеюсь, что вы будете выполнять эти правила и заразитесь новым «Чудесным вирусом» из стихотворения Е. Чеповецкого.  (Группа детей читают стихотворение)

   Ребята, потише!

   Послушайте лучше,

   Какой был со мной

   Удивительный случай!

   Однажды я нес

   Чемоданы с вокзала,

   Но сдали силенки –

   Не те, что бывало!

   Ну, думаю, сяду

   Сейчас по дороге:

   Откуда на улице

   Ждать мне подмоги?..

   И вдруг отовсюду

   Бегом и вприпрыжку

   Гурьбою ко мне

   Повалили мальчишки;

   Их сотня за сотней

   Дружно спешила,

   Наверное, все,

   Сколько в городе было.

   Они извинились,

   Что поздно схватились,

   За все чемоданы

   Мои ухватились.

   Они мне повсюду

   Дорогу давали,

   В метро и трамваях

   Места уступали…

   Я спрашивал: «Братцы,

   Чего это ради?»

   Они отвечали:

   «Пожалуйста, дядя!»

   Вокруг то и дело

   Звучали красиво

   Слова «Извините»,

   «Позвольте», «Спасибо».

   Меня же,

   Сменяясь в пути понемногу,

   Буквально несли

   На руках всю дорогу…

   Я так волновался,

   Что съел два обеда,

   Я ночью стучался

   В квартиру соседа,

   И срочно с постели его поднимая,

   Я все рассказал, ничего не скрывая.

   Сосед удивился:

   «Вы разве не знали?!

   Да вы же, дружок

   От событий отстали!

   Ведь это известно всему уже миру -

   Детей охватил уважения вирус!

   Они теперь все –

   превосходные люди,

   И так, очевидно, всегда уже будет».

   Мы с ним до утра

   Обнимали друг друга,

   Мы с ним до утра

   Поздравляли друг друга:

  Мол, вот это – дети!

   Не то, что когда-то…

   И с этим же вас

   Поздравляем, ребята!

       А самое главное, ребята, пусть эта фраза будет девизом вашей жизни

  «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого- то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому- то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

(Исполняется песня Б. Савельева,, Настоящий друг”)

                                        Литература

  1. Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности»: М. «Просвещение»,1988г.
  2. «Методические рекомендации к программе «ОЗОЖ» (для начальных классов общеобразовательных школ): Саратов, 1999г.
  3. Пикулева Н.В. «О вежливости – с вами вместе. Слово на ладошке»: М. «Новая школа», 1994г.
  4. Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах»: М. «Школа- Пресс», 1998г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения с одноклассниками.

Правила поведения с одноклассниками Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помо...

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки

Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...

Конспект классного часа «Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»

«Правила дорожного движения; правила поведения дома и на улице»...

Беседа по соблюдению правил поведения и правил техники безопасности.

Беседа по соблюдению правил поведения и правил техники безопасности....

«Правила поведения на улице и культура поведения в общественном транспорте».

Конспект открытого занятия в ГПД по теме: «Правила поведения на улице и культура поведения в общественном транспорте» для 3-их классов....