Программа работы детского оздоровительного лагеря на базе школы
рабочая программа на тему
Программа работы детского оздоровительного лагеря на базе школы для детей младшего школьного возраста.Содержит планирование дней смены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_.doc | 308.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
“Ямщиковская начальная школа-детский сад”
Программа
оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
“Апельсин”
2014 год
Визитная карточка
Программа составлена:
Учителем начальных классов Мельниковой Е.В.
Название лагеря: пришкольный оздоровительный лагерь “Апельсин”
Тип лагеря: лагерь с дневным пребыванием детей.
Профиль лагеря: комплексный.
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников и будущих первоклассников.
Кадровое обеспечение: педагоги, медицинский работник, привлеченные специалисты (соц.работник, участковый инспектор, работники ДК, сельский библиотекарь).
Продолжительность смены: 21 день
Возраст участников: 6,5 – 12 лет
Срок проведения смены: 02.06. – 25.06.2014 года
Количество детей : 16 человек
Количество отрядов: 2
Введение
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Духовность заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности интересов другого человека над собственными интересами, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого.
Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь.
Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, максимальным вниманием к развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов , потребностей
(прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных). Жизнь и работа в лагере — продолжение воспитательного процесса в школе. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда.
Социальный состав школы сам определяет потребность создания в школе условий для организации занятости и отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей и детей “группы риска”.
Пояснительная записка.
Ежегодно на базе МБОУ “Ямщиковская начальная школа-детский сад” открывается оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Программа предназначена для учащихся школы от 6,5 до 12 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (21 день).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей способствует включение в программу работы кружков. Запланированы тематические дни, привлекаются специалисты других ведомств и организаций: работники ДК, участковый инспектор, инспектор по пропаганде ПДД, волонтеры отряда «ЮИД», социальный работник, сельский библиотекарь, медработник,
Понятие “здоровый образ жизни” необходимо закладывать ещё в детстве. Важна сила воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и прогулки и работа на свежем воздухе.
Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера ,
разного физического состояния(детей-инвалидов в том числе) ,помогает ребятам найти своё место в детском коллективе, развить свое творчество, укрепить здоровье.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Цель программы:
Cоздание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Задачи:
1. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
2. Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и совместной творческой деятельности.
3. Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей.
4. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни.
Программа летнего оздоровительного лагеря “Апельсин” опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует,
развивает свой творческий потенциал.
Содержание программы:
Так как программа является комплексной, то её работа строится по нескольким направлениям:
-Экологическое
- Физкультурно-оздоровительное
- Нравственно-эстетическое
- Патриотическое
- Профилактическое
Для реализации каждого направления в плане работы предусмотрены следующие мероприятия:
1. Экологическое:
-день леса
-день кладоискателей
-конкурсы рисунков, газет
-экологические игры, конкурсы ,экскурсии
-работа на пришкольном участке
-экологические акции по уборке территории лагеря ,спортивных и игровой площадок от мусора
-беседы о пользе овощей, фруктов, лекарственных растений
2. Физкультурно-оздоровительное:
-день здоровья
-день без вредных привычек
-утренняя зарядка
-подвижные игры на свежем воздухе
-минутка здоровья (беседы мед. работника)
-спортивный праздник
3. Нравственно-эстетическое:
-конкурсы рисунков, поделок
-концерты
-день юного мастера
-день читателя
-день юмора
-день послушания
-день семьи
-день кино и музыки
-день дружбы
-беседы о правилах поведения
4. Патриотическое:
-день родного края
- день памяти и скорби
-день народных традиций
-викторины, конкурсы, экскурсии
5. Профилактическое:
-день пешехода
-день послушания
-день без вредных привычек
-беседы мед.работника
-беседы с представителями ОВД
В программе так же предусмотрена работа кружков, занятий по интересам. Каждый день программы имеет свое название и направление. Проведение мероприятий осуществляется различными формами и методами.
Для проведения некоторых мероприятий планируется привлечение работника библиотеки, инспектора ГИБДД, медицинского работника, работников ДК.
Механизм реализации:
1. Подготовительный этап:
1.Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
2. Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования ;
3. Проведение родительского собрания на тему “Летняя занятость детей”;
4. Проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;
5.Издание приказов по школе о проведении летней кампании;
6.Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
7. Подготовка методического материала для работников лагеря;
8. Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
2. Организационный этап:
1. Прием детей;
2. Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;
3. Начало реализации программы;
4.Формирование органов самоуправления -разбивка по отрядам, выбор командиров;
5. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
6.Оформление отрядных уголков и дорожной карты лагеря.
3. Основной этап:
1. Реализация цели и задач летнего оздоровительного лагеря через
вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.
4.Заключительный этап:
1. Подведение итогов смены;
2. Определение дальнейших перспектив деятельности по организации летнего оздоровительного лагеря на основе анализа предложений детей;
Ожидаемый результат:
1.Укрепление здоровья детей.
2. Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка.
3.Привитие навыков самообслуживания.
4. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма.
5.Профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений в летний период.
6.Пополнение жизни детей интересными социо – культурными событиями;
7.Уважение к природе и родному краю.
В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации Программы применяется следующий инструментарий:
- Анкетирование детей в течение смены.
- Творческий отзыв-рисунок «Дольки вместе - апельсин»
- Карта наблюдения за состоянием здоровья детей, антропометрия (фельдшер).
Условия реализации Программы:
Кадровое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения (стаж работы от 5 до 35 лет), работники СДК, участковый инспектор, инспектор по пропаганде ПДД, социальный работник, сельский библиотекарь, медработник.
Материально-техническое обеспечение:
Методическая литература, канцелярские и игровые принадлежности, музыкальный центр, караоке, интерактивная доска, актовый зал, игровая площадка, футбольное ,волейбольное и баскетбольные поля, спортивный зал, школьный музейный уголок, спортивный инвентарь (мячи, сетки, обручи, канат, маты), настольные игры (шашки, шахматы, конструкторы, головоломки и др.)
Распорядок работы кружков
Понедельник | Юные спортсмены |
Вторник | Я умею… |
Среда | В мире интересного |
Четверг | Оч.умелые ручки |
Пятница | Страна « Рисовандия» |
Суббота | ТЮЗ |
Описание опыта работы по организации воспитывающей и оздоровительной среды.
На базе МБОУ “Ямщиковская начальная школа – детский сад” ежегодно организовывается работа летнего пришкольного лагеря. Работа лагеря осуществляется в течение 1смены.
На смену лагеря составляется комплексная программа , которая включает несколько направлений: экологическое, спортивно-оздоровительное, патриотическое, профилактическое, нравственно-эстетическое, которые решают главные воспитательные цели и задачи.
Все мероприятия, которые планируются на смену, подобраны с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Работа лагеря осуществляется в тесной взаимосвязи с работниками различных организаций: ДК, сельской библиотекой, УВД .
Главной целью работы пришкольного лагеря является оздоровление детей и подростков. Для реализации этой цели проводятся различные спортивно-массовые мероприятия, игры, конкурсы, ежедневная зарядка, работают спортивные кружки.
В обязательном порядке в летнем пришкольном лагере работает медицинский работник , который следит за состоянием здоровья детей, проводит осмотр, профилактические беседы и мероприятия, контролирует качество питания и витаминизацию блюд.
Состояние травматизма детей и подростков за летний период.
За последние годы на базе МБОУ “Ямщиковская начальная школа-детский сад” травматизма детей и подростков за летний период не было.
В целях недопущения травматизма с детьми регулярно проводятся инструктажи, беседы, мероприятия.
Организация профилактической работы с детьми, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации, с несовершеннолетними “группы риска”
В летний период особое внимание уделяется профилактической работе.
Во избежание каких-либо нарушений со стороны детей и подростков, организовывается 100% охват детей “группы риска”, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации отдыхом в пришкольном лагере, обязательно проводятся беседы и мероприятия нравственно-правовой тематики.
Организация качественного питания детей.
В пришкольном лагере организовано двухразовое питание детей (завтрак, обед).За качество питания детей в школе отвечает повар и медицинский работник .В рацион включаются свежие овощи, фрукты и все необходимые и требуемые для детей продукты в соответствии с десятидневным меню.
Отзывы о качестве питания со стороны родителей и детей только положительные.
Материально-техническая база лагеря.
Лагерь находится в школе и занимает две игровых комнаты .
Во время летнего отдыха используется спортзал для игр, проведения спортивных мероприятий, состязаний в плохую погоду, а также спортивных кружков. При проведении используется спортивный инвентарь: мячи, сетки, канат, обручи, тренажеры, скакалки и др.
Для проведения спортивных мероприятий, состязаний, игр используются также футбольное поле, волейбольная ,баскетбольная и игровая площадки.
Питание детей проходит в столовой, в которой есть все необходимое оборудование, мебель, инвентарь.
В кружковой комнате проходят концертные выступления детей.
Во время работы пришкольного лагеря работают сельская библиотека, где проходят читательские мероприятия (викторины, конкурсы, путешествия).
Для проведения конкурсных, развлекательных мероприятий дети пользуются музыкальным центром, караоке, телевизором видеомагнитофоном, интерактивной доской.
Укомплектованность кадрами .
Кадровое обеспечение лагеря соответствует штатному расписанию.
Лагерь укомплектован следующим кадровым составом:
-начальник лагеря – 1
-мед. работник – 1
-воспитатели – 2
-повар-1
тех.служащая-1
План работы медицинского работника
Цель: соблюдение гигиенических условий пребывания, отдыха, питания, оздоровления и медицинского обслуживания детей.
Задачи:
1. Создание адекватных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в помещениях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам.
2. Соблюдение режима.
3. Соблюдение норм полноценного и рационального питания детей.
4. Проведение максимально возможных оздоровительных процедур и мероприятий.
Мероприятия:
1. Проведение антропометрии на начало и конец смены.
2. Ежедневный контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка.
3. Осмотр детей.
4. Постоянный контроль за здоровьем детей в лагере.
5. Контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи.
6. Проведение витаминизации третьих блюд.
7. Санитарно-просветительская работа (беседы, акции, конкурсы – до 30 минут.)
Список литературы
2.Балашова, Т.Д. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря [Текст]/ Т.Д. Балашова. – М: МГПО, 2000.- 112 с. 3. Бобкова Е.Г., Рябуха Н.М. и др. Играем в сказку…: Технология погружения в игровую модель «Сказка…» (из опыта работы педагогического коллектива ДОЛ «Электрон»): метод. пособие/Н.М. Рябуха, Е.Г. Бобкова, Т.В.Сильнягина, Е.В. Киселева; науч. ред. Н.Н. Киселев. – Новосибирск, 2008. – 80 с. 4.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 5.Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007 6.Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/авт.-сост. А.П.Красичкова, Д.Н.Зимин. – Волгоград: Учитель, 2007. 7.Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. .Москва: ВАКО, 2007 г. 8.Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.-сост. А.А.Маслов. –Волгоград: Учитель, 2007. 8.Соколова, Л.А. Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе для детей от 2 до 14 лет [Текст]/ Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007.- 165 с. 9.Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере [Текст]/ С.В.Титов. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с. 10.Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
|
План мероприятий
№ п/п |
День | Мероприятия | Ответственные |
1. |
ежедневно |
Уборка территории лагеря |
Воспитатель |
2. |
ежедневно |
Ведение дневника наблюдений |
Воспитатель |
3. |
ежедневно |
Утренняя зарядка |
Дежурные |
4. |
1 день 02.06.14г. |
Открытие лагеря: “Будем знакомы!” -линейка; -знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря; -формирование отрядов, оформление отрядных уголков, распределение обязанностей; -игры с элементами тренинга на сплочение коллектива; -подвижные игры | Начальник лагеря Воспитатель |
5. |
2 день 03.06.14г. |
“День читателя”. Беседа о правилах поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку “Путешествие по страницам любимых книг” викторина “ Волшебный круг” |
Воспитатель Библиотекарь |
6. |
3 день 04.06.14г. | “День юного мастера”. Конкурсно – игровая программа: “Город мастеров”. Минутка здоровья: “Закаливание – солнечные и воздушные ванны”. “Праздник мудрости, знаний, труда” |
Воспитатель Мед.работник |
7. |
4 день 05.06.14г. | “День родного края”. Интеллектуально-познавательная игра “Хочу все знать!” Конкурс стихов, рисунков, песен о родном крае. |
Воспитатель Работник ДК |
8. |
5 день 06.06.14г. | День здоровья: “Чтоб здоровым, сильным быть, надо спорт любить” Игра-соревнование: “Путешествие в страну доброго здоровья – Спортландию” Игровой калейдоскоп: -весёлые старты; -лапта; -шашечный и шахматный турнир; Минутка здоровья: “Значение спорта для здоровья человека”. | Воспитатель Мед. работник |
9. |
6 день 07.06.14г. | День народных традиций. Конкурсная программа “Старину мы помним, старину мы чтим”. Праздник Ивана Купала. Народные игры, веселые заклички. | Воспитатель Библиотекарь |
10 |
7 день 09.06.14г. | День юмора. Познавательная программа “Хорошее настроение” Игровая программа “Да, здравствуют чудаки!” |
Воспитатель Работник ДК |
11 |
8 день 10.06.14г. | День пешехода Игровая программа “Знаем правила движения, как таблицу умножения” Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Конкурс рисунков: “Если знаешь ПДД-нет проблем с ГИБДД” |
Инспектор ГИБДД Воспитатель Мед. работник |
12 |
9 день 11.06.14г. |
День рыбака Игровая программа: “Лучший рыболов” Конкурсная игра: “Ловись рыбка большая и маленькая” Физиология здорового человека |
Воспитатель
Библиотекарь Мед. работник |
13 |
10 день 12.06.14г. | День Родины. Конкурсно-игровая программа: “Мы - Россияне” Конкурс рисунков, стихов, песен: “Моя семья” Игра: “Счастлив тот, кто счастлив дома!” | Воспитатель Работник ДК |
14 |
11 день 13.06.14г. |
День кладоискателей. Игра: “Поиски клада” Конкурсная программа: “В поисках приключений” Беседа: “Первая помощь при ранах” |
Воспитатель Мед. работник |
15 |
12 день 14.06.14г. |
День кино и музыки. Конкурсная программа “С песней по жизни” Викторина: “Не веришь- не слушай!” Психология здоровья | Воспитатель Работник ДК |
16 |
13 день 16.06.14г. | День мечты. Конкурсная программа: “К космическим далям”. Эрудит-лото “Солнечное настроение!” Конкурс рисунков: “К космическим далям” |
Воспитатель |
17 |
14 день 17.06.14г. |
День дружбы. Познавательно-игровая программа: “В дружбе – сила!” Конкурс: “Настоящий друг” Командные соревнования: “Один за всех и все за одного” |
Воспитатель Работник ДК |
18 |
15 день 18.06.14г. |
День без вредных привычек. Акция: “Начни с себя!” Познавательная игра: “Чтобы не было беды” Беседа: “О вредных привычках и о здоровом образе жизни” |
Воспитатель Мед. работник |
19 |
16 день 19.06.14г. |
День Мойдодыра. Праздник “Чистоты и здоровья” Конкурсная программа “Кто твой друг: Чистюлькин или Грязнулькин?” Акция: “Чистота – залог здоровья | Воспитатель |
20 |
17 день 20.06.14г. |
День Нептуна. Праздник Нептуна: “Водные затеи” Спортивные состязания. Беседа о пользе водных процедур. | Воспитатель Мед. работник |
21 | 18 день 21.06.2014 | День Памяти. Уборка территории памятника погибшим воинам. Конкурс рисунков « Пусть всегда будет солнце» Презентация «Мои земляки» | Воспитатель Библиотекарь |
22 | 19 день 23.06.2014 | День экологии Интеллектуальный марафон « Природа и мы» Экологический десант | Воспитатель Работник ДК |
23 | 20 день 24.06.2014 | День витаминов. Театрализованное действие «Алфавит здоровья» Конкурс «Армреслинг» | Воспитатель Медработник |
24 |
21 день 25.06.14г. | День закрытия смены. “Расстаются друзья!” – концертно-игровая программа. | Директор лагеря Воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы детского оздоровительного лагеря.
Программа работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, имеет профориентационную направленность....
программа деятельности детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Ромашка»
Летние каникулы – лучшее время для развития творческого потенциала и совершенствования возможностей ребёнка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и ...
Программа «Организация детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ «Камызякская СОШ №4»
Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения...
Программа работы летнего оздоровительного лагеря
Программа работы летнего оздоровительного лагеря...
Анализ работы летнего оздоровительного лагеря на базе школы
Этот материал поможет начальнику ЛОЛ на базе школы провести анализ работы данного учреждения...
План работы детского оздоровительного лагеря «Родничок»
В данном материале подробно расписаны ежедневные мероприятия детского оздоровительного лагеря «Родничок» при начальной школе на июнь месяц....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ - 2015
Июль 2015 - ссылка на страницу сайтаНачальник лагеря: Боровкова Елена Анатольевна. Организатор мероприятий: Дворецкая Свелана Валерьевна В последнее время общество осознало необходимост...