Программа работы летнего оздоровительного лагеря
статья по зож на тему
Программа работы летнего оздоровительного лагеря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_lagerya.docx | 594.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сосновская средняя общеобразовательная школа»
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»
с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Сосновская СОШ».
Программа рассчитана на детей 7-10 лет
Срок реализации программы – 21 дней
2014
Пояснительная записка программы
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии, привитии трудолюбия. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 21 день.
Этапы реализации программы.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Солнышко»;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- трудовые дела.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем,
- сдача документации в Управление Образования,
Коллектив оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» ставит перед собой цель: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной сред, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей, организация такого воспитательного пространства, в котором возможно выявить самоценность каждого ребёнка.
Базовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.
Приоритеты отдаются трудовому, патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому направлению, творческому.
Трудовое
Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
- Формировать сельскохозяйственные умения и навыки у учащихся.
- Помочь приобрести навыки культуры труда.
- Научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему.
- Научить правильно аккуратно вести записи в дневниках наблюдения и журналов опытов, оформлять отчет, делать сообщения о выполняемых наблюдениях и опытах.
- Научить учащихся бережному отношению к земле, прививать любовь и заботу к родной природе.
- Привить учащимся понимание о необходимости постоянно охранять природу, разумно использовать ее дары и приумножать ее богатства.
- Обеспечить школьную столовую необходимыми овощами.
Патриотическое
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою
Спортивно-оздоровительное
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.
Нравственно-эстетическое
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Творческое
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.
Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)
Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.
В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.
В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности детского коллектива.
Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:
- принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;
- принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
- принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
- Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
- Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
- Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
- Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
- Принцип расширения индивидуального экологического пространства. В соответствии с этим принципом основные экологические понятия, экологические проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне села, района, страны и всей планеты.
Методы реализации программы:
Методы оздоровления:
- витаминизация;
- физиотерапия;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
Методами образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- экскурсий.
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
- Проектно-конструкторские методы ( разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
- практическая работа( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).
- наблюдения (запись наблюдений).
Методы трудового воспитания:
- упражнение,
- убеждение,
- воспитывающие ситуации,
- стимулирование деятельности и поведения,
- личный пример и пример родителей,
- наблюдение,
- исследования и опыты.
Методы опытнической работы:
1.Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, устный и письменные инструктажи.
2.Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем и др.), трудового процесса и его компонентов.
3.Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и др.
4.Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий и квалификационных пробных работ.
Формы организации деятельности по реализации программы:
Формы организации деятельности | ||
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
Праздники Конкурсы Экскурсии, походы Спортивные соревнования Мастерская будущего КТД | Отрядные огоньки Беседы, КТД Спортивно-оздоровительные процедуры Создание и реализация проектов Проведение опытов, исследовательские работы по растениеводству. | Индивидуальные беседы Выполнение учебно-исследовательских работ Создание и реализация проектов |
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
- обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
- организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности участников городского оздоровительного лагеря;
- поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
- развитие самостоятельности, самоуправленческих умений воспитанников.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:
- физическое оздоровление школьников
- сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников
- развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков
- содействие социализации учеников через организацию и проведение социальных проб.
Задачи программы:
- вовлечь ребят в весёлую, творческую коллективную деятельность по организации жизнедеятельности всего лагеря.
- обеспечить детские свободы и детские права.
- создать условия для самоорганизации детских коллективов.
- содействовать максимальной включенности участников детского оздоровительного лагеря дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; решению коммуникативных проблем воспитанников.
- сохранение и укрепление здоровья детей
- воспитание трудолюбия и самостоятельности, формирование и закрепление необходимых навыков самообслуживания, бережного отношения к общественной собственности, участие в общественно полезном труде.
- привитие навыков бережного отношения к зелёным насаждениям.
- формировать сельскохозяйственные умения и навыки у обучающихся
- обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем.
Прогнозируемый результат:
1)обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
- оздоровление и физическое развитие участников смены;
- участие школьников, посещающих детский оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей, участников детской площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
- обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
- формирование культуры общения среди детей, навыков взаимодействия друг с другом, активное обогащение личности.
- поиск наиболее эффективных путей совершенствования разнообразной и интересной жизнедеятельности временных детских коллективов.
Программа рассчитана на детей 7-10лет
Срок реализации - 21 дней.
Смена делится на три периода: организационный, основной, заключительный.
Период | Цель | Задачи |
Организационный | Помочь адаптироваться к новым условиям | - создать благоприятный эмоциональный настрой на совместную деятельность и общение; - предъявить единые требования к распорядку дня и дисциплине; - познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учётом предложений и пожеланий детей; - сформировать органы детского самоуправления. |
Основной | Организовать : - совместную коллективную творческую деятельность; - коллективную трудовую деятельность; - закладку опытов. | - реализовывать программу смены через организацию общих и отрядных дел; - корректировать планы в зависимости от меняющихся условий; - обеспечить благоприятный психологический климат. - овладение практическими знаниями и навыками при выращивании овощных культур; - научить пользоваться справочной литературой, составлять план и работать по нему; - научить правильно оформлять записи в дневниках наблюдения. |
Заключительный | Подготовить детей к возвращению домой | - обеспечить рефлексивные приёмы подведения итогов смены; - создать положительное эмоциональное настроение; - подвести итоги деятельности каждого участника смены. |
Деятельность по реализации программы летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей.
Особенности организации деятельности.
1. Интерес.
Как бы замечательно ни была организована жизнь лагеря с точки зрения взрослых, она может не дать желаемого результата лишь по одной причине: если не будут учтены желания и любимые развлечения детей.
2. Взаимоотношения.
Непростые задачи, стоящие перед лагерем, можно успешно решить только в том случае, если организаторам удается создать в нем благоприятный микро- и макроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ребенок-центр внимания и главный объект лагеря – должен быть уверен, что его защищает в случае обиды, оградят от произвола, от непредвиденных обстоятельств. Живя в коллективе, ребенок должен иметь право и принадлежать себе самому, и вместе с тем ощущать радость от своей причастности к коллективу.
Каждому отряду предоставить право выбрать свою символику, ритуалы, форму управления и распределения обязанностей с учетом пожелания и интересов детей.
Данная программа определяет перечень основных направлений в воспитательном и образовательном процессе и форм организации отдыха детей. Особенностью настоящей программы выражается в следующем:
- практической направленности;
- кратковременной деятельности;
- возможность увидеть результаты.
Деятельность самоуправления лагеря.
Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Ученическое самоуправление в лагере – это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая
- развитие самостоятельности обучающихся;
- оптимальное решение повседневных задач с учетом интересов детей;
- подготовку к будущему выполнению обязанности по участию в руководстве государственными и общественными делами, т. е, приобретение каждым ребёнком знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Функции самоуправления в лагере:
- адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонией взаимоотношений в коллективе);
- интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение детей и педагогов; объединение культурных норм различных наук);
- рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
- ввод в управленческую культуру.
Общий сбор – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников лагеря. Собирается 1 раз в неделю.
Совет лагеря – детский, исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского коллектива. Собирается 1 раз в день, подводит итоги дня, осуществляется обмен информацией, занимается подготовкой общих КТД, контролирует работу отрядов в течение дня.
Информбюро – собирает информацию о жизнедеятельности отрядов, выпускает газеты, разрабатывает оформление мероприятий.
Совет «Здоровье» - организует утреннюю зарядку, спортивные соревнования и мероприятия.
Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д.
В конце каждого дня в отрядах выбирается лидер дня, который был самым активным, самым творческим, самым внимательным и т.д. Этому ребенку коллективным решением присуждается именная звезда.
Все итоги «звездного роста» подводятся в конце смены с последующим присвоением званий и награждением.
Какие поручения могут быть в отряде
- командир отряда;
- дежурный командир;
- медицинская служба отряда;
- корреспондентская служба отряда;
- сценарная группа;
- массовики-затейники;
- физорг отряда.
Права и законы в лагере.
Права.
- Право безопасности жизни.
- Право уважения личности.
- Право творческого созидания.
- Право познания.
- Право свободы выбора деятельности.
- Право свободного общения.
- Право на информацию.
- Право на инициативу.
- Право быть счастливым.
- Право на ошибку.
Законы.
- Закон территории.
- Закон точного времени.
- Закон доброго отношения.
- Закон охраны природы.
- Закон здорового образа жизни.
- Закон самоуправления.
- Закон трудолюбия.
- Закон поднятой руки.
Режим дня.
8.30 – 8.45 - утренняя линейка
8.45 - 9.00 - зарядка
9.00 – 9.30 - завтрак
9.30 – 10.30 – трудовой десант ( ежедневно)
10.30 – 12.00 – основные отрядные дела
12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры (умывание прохладной водой, аэрация, пешеходные прогулки, экскурсии, подвижные игры, спортивные упражнения с элементами соревнований, обливание из лейки рук и ног)
13.00 – 13.30 – обед
13.30 – 14.00 – прогулки на свежем воздухе, коллективно-творческие дела
14.00 – 14.30 – подведение итогов дня, линейка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт работы летнего оздоровительного лагеря «Дружба»
Целью летней оздоровительной кампании «ЛЕТО-2010» было:обеспечение занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях образовательного учреждения, развитие личности ребёнка, ег...
Календарное планирование работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Календарное планирование работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, отчет о работе ЛОЛ и отзывы ребят о смене....
План- сетка работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Работы пришкольного лагеря по дням....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ "ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОДОК"
1 июня - Добро пожаловать в детство3 июня - «Ярмарка идей» 4 июня- День дружбы5 июня – День экологии6 июня- День волшебных сказок7 июня – День Безопасности8 июня- День здоровья и спор...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
1 июня - Добро пожаловать в детство3 июня - «Ярмарка идей» 4 июня- День дружбы5 июня – День экологии6 июня- День волшебных сказок7 июня – День Безопасности8 июня- День здоровья и спорта10 и...
Отчет о работе летнего оздоровительного лагеря
Цель летней оздоровительной работы :· оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив.· создан...
План -сетка работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
работа соответствует режиму дня в лагере...