Разговор с учащимися по теме: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется"
классный час (4 класс) на тему
Беседа о важности правильного употребления слов в речи, понимания их значения. Словом можно убить, словом можно лечить... Приготовление "живой воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_s_uchashchimisya_po_teme_na_konkurs.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Разговор с учащимися по теме:
«Нам не дано предугадать как слово наше отзовется…»
Ход разговора
1.Орг. момент.
Приветствие участников. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на очень важную, нужную и полезную тему.
«Нам не дано предугадать как слово наше отзовется…»
- Как вы понимаете тему нашей беседы?
- Вы согласны, что это действительно так?
Давайте, разберемся.
2.Работа по теме.
- У вас на столах лежат цветные конверты.
- Что может лежать в конверте? (высказывания детей). Откройте и посмотрите. Это слова. Прочитайте.
На какую тему слова, подумайте в группах.
Проверка обсуждения
1группа 2 группа 3группа 4 группа
Важные слова Добрые слова Вежливые слова Красивые слова
Родина Мама Спасибо Благородство
Отечество Доброта Пожалуйста Счастье
Долг Милосердие Здравствуйте Красота
Любовь
3. Разговор о словах.
1 группа.
- Почему эти слова мы назвали важными? (Высказывания детей)
- Что такое Родина? (Это страна, в которой мы живем)
- Как называется наша страна? (Россия)
- Почему мы называем свою Родину Отечеством?(Потому что наши отцы, деды, прадеды и их предки защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Родина… Вслушаемся в это родное для на слово. Д.С.Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов «родной», «народ», «природа», «малая и большая Родина», но одинаково дорогих сердцу.
-Какую родину мы называем малой?
Пожалуй, лучше всего об этом сказал К.М.Симонов. Он написал стихотворение.
РОДИНА. К. СИМОНОВ
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке, -
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал…
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годиться,
Чтоб видеть в ней предметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть…. Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Слово учителя:
Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний. Он омыт в светлом роднике народных песен, его оттачивали художники слова, классики великой русской литературы. Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Лермонтов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев… Сила и красота русского языка, русского слова заставляли верить в лучшее будущее народа и поэтому: “…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
- Как вы понимаете слово долг перед Родиной? (Высказывания детей)
Долг каждого человека, гражданина своей страны защищать Родину.
2 группа.
- Прочитайте свои слова. Почему мы их назвали добрыми? (Ответы детей)
-Можно сказать, что эти слова связаны друг с другом? (Ответы детей)
- Как вы называете свою маму? Можете вспомнить пословицу про маму? (При солнышке тепло, при матери добро).
-Одно из самых добрых слов на свете – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет.
Любовь… Любовь бывает с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Если увидишь голодного, уже ни к чему оценивать его – хороший он или плохой. Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая самая главная среди множества заповедей. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку;: «Люби ближнего, как самого себя». А ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!».
Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – ты упал и ушибся, а он посмеялся над тобой. Это неприятно. Но прошло время, и этот кто-то сам смешно растянулся на банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться.
Как ты поступишь? Поможешь или будешь радоваться его беде? Сможешь подойти? Вызовешь врача? Есть замечательное слово – золотое правило этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
3 группа
- Прочитайте свои слова. Можно без них обойтись? (Ответы детей) Почему?
-Можно сказать, что они говорят о культуре человека? А кого можно назвать культурным человеком?(Ответы детей) Кто не только произносит вежливые слова, но и совершает хорошие поступки. Приведите примеры. А почему мы говорим именно эти слова? Давайте прислушаемся. Спаси Бог?
Здравствуйте. Что обозначает это слово? Пожалуйста.?
Закончите фразу:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Зеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах скажем маме мы … (спасибо)
Когда нас бранят за шалости, мы говорим .. (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания)
4 группа
- Прочитайте свои слова. Разберемся.
- Кого называют благородным ? Посмотреть в словаре.
- Что такое счастье? (Ответы детей) Чтобы понять это слово, я думаю, надо подумать о том, что такое несчастье? (Ответы детей)
- Несчастье – это когда…
- Так что такое счастье? (Ответы детей)
- Что такое красота? Что может быть красивым, на ваш взгляд ?
- Вычитывание в словаре.
Объясните:
Красота слова. Красота природы. Красивый поступок. Что еще может быть вечно?
Искусство вечно.
5 группа
- Почему мы не написали ни одного слова? (Ответы детей)
- Стыдно произносить скверные слова, т.е. сквернословить. На Руси говорили: «Матерные слова оскверняют землю», разрушают человека. Злые, жесткие, обидные слова – это очень плохие поступки, которые наносят удары прямо в сердце.
…Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим ткань души и раскаленным железом, и комьями грязи В.А.Сухомлинский.
СЛОВА. В. ШЕФНЕР
Много слов на земле, есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Послушайте одну историю.
Личный врач А.С.Пушкина доктор Спасский словом убил больного. Доктор возвращался от умирающего после дуэли Пушкина. Больной к которому он приехал, едва приподнялся на постели, ему было плохо. Он схватил руку доктора и спросил: «Скажите, доктор, есть ли какая-нибудь надежда? Могу я выздороветь? «Никакой,- ответил Спасский. – Да что ж такое? Все умрем, батюшка! Вот и Пушкин умирает! Сам Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть. Больной опустил голову на подушку и умер в один день и почти в один час с Пушкиным.
Доктор потерял самообладание и погубил человека.
Вы узнали, как можно словом убить. А теперь узнаем, как словом можно лечить.
Японский ученый Масару Эмото проводил опыты, замораживая воду над которой говорили добрые слова и получавшую негативное словесное воздействие.
В первом случае ученый увидел красивые снежинки, а во втором были видны рваные осколки. Все это видно было под микроскопом. Но самые красивые кристаллы получались при замерзании воды, над которой были сказаны два слова «любовь» и «благодарность». А еще когда говорят молитву.
Молитва – это обращение к Богу. Если человек молится искренне и правильно, то он прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать (добрый дар). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь, называются святые. Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми через Свою благодать. Действие Божьей благодати воплощается в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных.
Ребята, скажите, а при чем тут вода и человек? (Ответы детей)
Действительно, очень важно, какую воду пьет человек. Человек, ведь сам на 70% состоит из воды. Хорошая вода, попадая в организм человека укрепляет его здоровье, а что делает плохая вода? (Ответы детей)
4.Практическая работа.
- Ребята, я предлагаю вам сейчас приготовить целебную воду.
Проговаривание над водой слов: « Люблю. Благодарю». Учитель читает молитву.
Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко..
М.Лермонтов.
«Отче наш»
«Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим,и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки! Аминь»
- А теперь сами попьем этой водицы и угостим других.
5.Итог.
Игра «Хорошо – плохо»
Хорошо, что слова…
Плохо, что слова…
Как же надо поступать, чтобы слова нас только радовали и даже оздоравливали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разговор с учащимися по теме "Без прошлого не может быть настоящего"
Разговор с учащимися 3 - 4 классов по теме "Без прошлого не может быть настоящего"....
Презентация к разговору с учащимися по теме: "Нам не дано предугадать как наше слово отзовется"
Презентация к классному часу...
Разговор с учащимися на тему "Всегда ли дружба превыше всего"
Цели разговора с учащимися второго класса: 1. Выявить представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; 2. Формировать умение строить отношения с людьми...
Конспект внеклассного мероприятия по теме "Всегда ли правы взрослые?" (Разговор с учащимися, 4 класс)
Форма проведения внеклассного мероприятия - разговор с учащимися. Это новая форма, которая становится всё более популярной, особенно в свете новых образовательных стандартов. Разговор с учащимися всег...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Дания и Финляндия - наши северные соседи"
Данный урок способствует формированию умения работать и сотрудничать в группах....
Как Ваше слово отзовется! Сквернословие
Данная разработка направлена на выяснение отношения учащихся к проблеме сквернословия, установление причин распространения ненармотивной лексики, а также о её пагубном влиянии на духовное и физи...
Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном по теме: «Какие в нашей стране есть символы?».
28 ноября прошло внеурочное занятие Разговоры о важном по теме: «Какие в нашей стране есть символы?». На занятии ребята узнали, с какими историческими событиями связана символика гер...