Классный час "Как на вольном на Дону..."
классный час (3 класс) на тему
На уроке ученики совершают путешествие в казачью станицу, знакомятся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_na_volnom_donu.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие:
Учитель начальных классов
Лузина Ирина Александровна
2015год
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
1.Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
2. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .
3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Слайд 2 и 3
Учитель: Здравствуйте ребята, гости пришедшие к нам на урок. Наш классный час называется «Как на вольном на Дону…», и начать его я хочу стихотворением о нашей малой Родине, о нашем донском крае.
Ученик:
Над станицами тает рассвет,
Тихо плещет речная волна.
Край донской! Краше родины нет,
И душа моя счастьем полна.
Испытал ты и горесть утрат,
И великую радость побед.
Ты углём и пшеницей богат,
Щедрым солнечным светом согрет.
Лейтесь, песни, у Дона – реки,
Разыграйся, казацкая стать!
Дорогие мои земляки,
Нашей области – 77
Учитель: Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.
К нам в гости пришёл наш поселковый атаман В.Н. Могилевцев.
По старой, русской традиции на Руси почётных гостей встречали хлебом и солью. И мы хотим преподнести Вам каравай, т.к. говорят, что «Хлеб всему голова».
(Входят учащиеся одетые в костюмы казака и казачки с караваем)
Казачка: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казак: На Дону мы родились, на Дону живем,
Любим Родину свою и о ней поем!
Мы донцы - молодцы бравые ребята,
Не смотрите, что малы – все мы казачата!
(Казак и казачка подносят каравай гостям. Звучит песня «Хлеб всему голова».)
Учитель: Наша малая родина - край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк - писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь…»
Сегодня наша встреча посвящена нашей малой родине. Мы совершим путешествие в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.
Слайд 4
А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди,
удалые). Донские казаки – народ отважный, отчаянно смелый и непокорный. Со всех концов Руси бежали, скрываясь в безбрежных просторах, доведенные до отчаяния господами, боярами люди с неуютных земель Рязанщины, Псковщины, Киевщины…
Слайд 5
Какая река нашего края главная? (Дон)
Ласково казаки называют ее Тихим Доном. Как вы думаете почему? (За медленное течение народ назвал Дон -Тихим. Скорость течения невелика – 0,5 м/с.)
Сейчас мы послушаем стихотворение Александра Софронова «Откуда Дон берёт начало»
Ученик:
А. СОФРОНОВ
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из - под травы земли московской,
С Ивана-озера течёт.
Века идут... Но не мелеет
Донское русло на пути;
И все мужает, все смелеет
Казачье воинство в степи.
Учитель: А как еще называют Дон? (Вольный, Дон – батюшка)
А знаете, ли вы, что Дон раньше назывался Танаисом. Древние греки строили поселения на его берегах. Послушайте любопытную легенду о названии реки: «Когда–то эта река называлась Амазонской, потому что на её берегах жили амазонки. Амазонки – племя воинственных женщин, которые завоёвывали земли, дрались с мужчинами, и даже брали некоторых в плен. Однажды сын предводительницы амазонок, которого звали Танаис, утонул в этой реке. С тех пор она стала называться Танаисом. Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон», обозначающее «река» - постепенно вытеснило греческое «Танаис», - и теперь наша река зовется Доном».
Слайд 6 - 7
На территории Ростовской области находится Археологический музей-заповедник «Танаис» – первый из археологических заповедников на территории России.
Слайд 8
Восточная часть города состояла из домов квадратной или прямоугольной формы, с колодцами для питьевой воды и с ровными, хотя и узкими улицами. Эта часть уцелела и теперь составляет основную долю раскопок.
Слайд 9
Жители Донского края любят свою реку, летом купаются в ней и просто отдыхают на ее берегах, любуются красотой Дона-Батюшки. Это очень хорошее место для отдыха и рыбной ловли. Своей любимой реке казаки посвятили много песен. Послушайте песню «Казачий Дон».
Слайд 10
Правый берег Дона возвышенный, на нем люди строили и строят города, селения. Левый берег – пологий. Здесь хозяйничает природа: много зелени, цветов, камыша, птиц.
Слайд 11
На берегах Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных.
Слайд 12
И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.
Слайд 13
Главное помещение в казачьем курене называлось «зало». Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.
Слайд 14
А вот так выглядела спальня в казачьем курене.
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Слайд 15
Орудия труда казака. Мы можем сейчас не только посмотреть, но даже и прикоснуться к этим предметам. Здесь на выставке находятся предметы быта казаков, которые хранятся в нашем школьном музее. Посмотрите, ребята, вот посуда, вот прялка, на которой казачка пряла долгими зимними вечерами, а вот и коромысло с помощью его носили воду из колодца в избу.
Слайд 16
Сейчас я расскажу вам о национальных костюмах казаков. Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота, штаны-шаровары и папаха – головной убор. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами.
Слайд 17
Любимым нарядом казачек были юбка и кофта - кубелёк. Старинный облик женского казачьего костюма объединял в себе элементы русского и татарского костюма.
А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину! Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?
Давайте сопоставим старинные слова с современными.
Вечерять - ужинать
Цибарка - ведро
Завеска - фартук
Курень - дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки – тапочки, туфли
Ошкарябать – поцарапать
Кочет – петух
Торбочка – сумка
Жменя - горсть
Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.
А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казак с конем и ночью и днем;
- Гриб хорош белый, а казак умелый;
- Донской казак честь не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
Слайд 18 -19
Мы с вами столько поговорок услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам-трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые).
Сейчас нам ребята покажут обряд «Проводы на службу».
(Учащиеся 7 класса одетые в костюмы казака и казачки инсценируют песню «Казак уходил на войну» - проводы казака)
Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «КАЗАК УХОДИЛ НА ВОЙНУ»
На вольном.
На синем, на тихом Дону
Походная песня звучала.
Казак уходил на большую войну,
Невеста его провожала.
- Мне счастья, родная, в пути пожелай,
Вернусь ли домой – неизвестно,-
Казак говорил, говорил ей: - Прощай!
- Прощай! – отвечала невеста.
Над степью зажегся печальный рассвет,
Донская волна засверкала.
- Дарю я тебе на прощанье кисет,
Сама я его вышивала.
Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,
За русскую землю сражайся.
И помни про Дон, про невесту свою,
С победою к ним возвращайся.
Давайте и мы споем одну из походных песен.
Слайд 20
Учитель: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню, напоят и накормят.
Песня «Ой при лужку, при лужке».
Слайд 21-22
Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана.
Слайд 23
Вы видите памятник знаменитому атаману Всевеликого войска Донского Матвею Ивановичу Платову в станице Семикаракорской. Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.
Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо».
(Слово для выступления предоставляется атаману Валерию Николаевичу).
Слайд 24
Поговорим о вооружении казаков. Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка - символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу. Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка и шапка стариками, ушедшими со службы. Потеря шашки и шапки считалось большим позором.
Любили казаки, и отдохнуть после службы.
Казак: Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра
«Кто сегодня самый ловкий?»
Игра – соревнование «Накинь подкову»
Необходимо набросить колечки на стержень.
Казаки любили ловить рыбу. Поиграем в игру «Поймай рыбку» и проверим кто же лучший рыбак.
Игра «Поймай рыбку».
Для того, чтобы поймать рыбку надо ответить на вопросы викторины.
(На столе лежат «рыбки», на которых с обратной сторону написан вопрос. Ученик подходит, берёт рыбку, читает вопрос и отвечает на него)
- С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)
- Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)
- Как называется холодное оружие, которым пользуется казак на службе? (Шашка)
- Как в древности называлась река Дон? (Танаис)
- Почему Дон называют Тихим? (За медленное течение)
- Как называется жилище казаков? (Курень)
- Что составляло основу мужского казачьего костюма? (рубаха, штаны – шаровары, папаха)
- Что составляло основу женского казачьего костюма? (кофта – кубелёк, юбка)
Учитель: Молодцы, ребята, славно потрудились, много рыбы наловили!
Слайд 25 - 26
Удалые казаки
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Учитель: На этой торжественной ноте мы заканчиваем наше мероприятие. Я надеюсь, теперь вы стали ещё ближе к нашим предкам - донским казакам, к их обычаям, традициям, быту.
Спасибо всем кто помогал мне в подготовке этого мероприятия, спасибо ребятам за конкурс рисунков «Мой край родной», гостям, которые пришли к нам на урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Как на вольном на Дону..."
Классный час , посвященный 75-летию образования Ростовской облати....
Классный час «72 годовщина освобождения правобережья Дона. Острогожско-Россошанская операция».
Освобождение правого берега Дона в Лискинском районе Воронежской области....
Презентация к классному часу"Как на волном на Дону..."
Классный час сопровождается презентацией...
Классный час на тему "День освобождения Ростова-на-Дону"
Классный час проведен с целью привить любовь к Родине у учащихся...
Классный час в начальных классах по теме: "14 февраля 1943 года - день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"
События Великой Отечественной войны навсегда запечатлелись в нашей истории, памяти, а также в наших сердцах. На примере героизма великих воинов и всего русского народа воспитывалось не одно подрастающ...
Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"
В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...
Классный час "Юные герои Ростова- на - Дону"
Классный час....