Классный час "Как на вольном на Дону..."
занимательные факты на тему

Cоловьева Юлия Петровна

Классный час , посвященный 75-летию образования Ростовской облати.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_na_volnom_na_donu.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

 

МБОУ Первомайская СОШ

Красносулинского района

2012 г.

Слайд 1

Ученик:

Над станицами тает рассвет, 

Тихо плещет речная волна.

Край донской! Краше родины нет,

И душа моя счастьем полна.

Испытал ты и горесть утрат,

И великую радость побед.

Ты углём и пшеницей богат,

Щедрым солнечным светом согрет.

Лейтесь, песни, у Дона –реки,

Разыграйся, казацкая стать!

Дорогие мои земляки,

Нашей области-75!

Ведущий 1: Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции. По случаю 75-летия Ростовской области сегодня мы поговорим и культуре, традициях и быте донских казаков.                      

Слайд 2

Ведущий 2: Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

Ведущий 1: Сегодня наша встреча  посвящена нашей малой родине. Мы  совершим путешествие  в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.

Слайд 3

Ведущий 2: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди,

удалые).

Ведущий 1: Верно, донские   казаки  – народ  отважный, отчаянно смелый и непокорный. Со всех концов Руси бежали, скрываясь в безбрежных просторах, доведенные до отчаяния господами, боярами люди с неуютных земель Рязанщины, Псковщины, Киевщины…

Слайд 4

Ведущий 2: Какая река нашего края главная?

Ведущий 1: Ласково  казаки называют ее Тихим Доном. Как вы думаете почему? (За медленное течение народ назвал Дон -Тихим. Скорость течения невелика – 0,5 м/с.)

Ученик:

А. СОФРОНОВ

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской,

С Ивана-озера течет.

Века идут... Но не мелеет

Донское русло на пути;

И все мужает, все смелеет

Казачье воинство в степи.

Ведущий 2:  А как еще называют Дон? (Вольный, Дон – батюшка)

Ведущий 1: А знаете, ли вы, что Дон раньше назывался Танаисом. Древние греки строили поселения на его берегах. Послушайте любопытную легенду о названии реки:

Когда–то эта река называлась Амазонской, потому что на её берегах жили амазонки. Однажды сын предводительницы амазонок, которого звали Танаис  утонул в этой реке. С тех пор она стала называться Танаисом. Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон», обозначающее «река» - постепенно вытеснило греческое «Танаис», - и теперь наша река зовется Доном.

Ведущий 2: Правый берег Дона возвышенный, на нем люди строили и строят города, селения. Левый берег – пологий. Здесь хозяйничает природа: много зелени, цветов, камыша, птиц.

Слайд 5

Ведущий 1: На берегах  Дона и появились первые селения казаков. На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. И появились дома 2-х этажные. На первом этажа жили животные: коровы, овцы, куры, гуси; на 2-м этаже – люди.

Удалые казаки
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

                                                                Слайд 6

Ведущий 2: Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота, штаны-шаровары и папаха – головной убор. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами.  

Ведущий 1: Любимым нарядом казачек были юбка и кофта - кубелёк. Старинный облик женского казачьего костюма объединял в себе элементы русского и татарского костюма.

Ведущий 2:  А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину! Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?
Сопоставьте старинные слова с современными.

Вечерять - ужинать
Цибарка - ведро
Завеска - фартук
Курень - дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки – тапочки, туфли
Ошкарябать – поцарапать
Кочет – петух

Торбочка – сумка

Жменя - горсть

Ведущий 1: Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Ведущий 2: А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем.

Слайд 7

 Ведущий 2: Мы с вами столько поговорок  услышали о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен. Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни весьма разнообразны по жанрам-трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые).


(Каждый класс исполняет народную казачью песню)

Слайд 8

Ведущий 1: Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в, знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Вы видите памятник знаменитому  атаману  Всевеликого войска Донского Матвею Ивановичу Платову в станице Семикаракорск. Атаману подчинялись беспрекословно. “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”, - говорили казаки.

Слайд 9

Ведущий 2: Поговорим о вооружении  казаков. Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка- символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу. Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка и шапка стариками, ушедшими со службы. Потеря шашки и шапки считалось большим позором.

А теперь мы предлагаем вам отгадать загадки, которые приготовили вам казак и казачка.

  Крепка, звонка, да отточена,
              Кого поцелует, тот и с ног долой.
(Шашка)

Летит птица крылата,
                  Без глаз, без крыл,
                  Сама свистит, сама бьет.
(Стрела)

Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы

  Погоны желтые, шашки острые,
              Пики длинные, кони борзые,
              Полем едут с песнями
              Искать царю чести, а себе – славы! (
казаки)

Ведущий 2: Пришло  время  подвести итоги. Нас ждет викторина:

  1. С какого времени юношу призывали на службу? (с 17 лет.)
  2. Как назывался командир, возглавляющий войско? (Атаман)
  3. Как называется холодное оружие, которым пользуется  казак на службе? (Шашка)
  4. Как в древности называлась река Дон?
  5. Почему Дон называют Тихим?
  6. Как называется жилище казаков?
  7. Что составляло основу мужского казачьего костюма? (рубаха, штаны - шаровары, папаха)
  8. Что составляло основу женского казачьего костюма? (кофта - кубелёк, юбка)
  9. К какому жанру относится песня «Посею лебеду на берегу» (плясовая)
  10.  Назовите струнные казачьи инструменты (балалайка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «72 годовщина освобождения правобережья Дона. Острогожско-Россошанская операция».

Освобождение правого берега Дона в Лискинском районе Воронежской области....

Классный час "Как на вольном на Дону..."

На уроке ученики совершают путешествие в казачью станицу, знакомятся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой....

Презентация к классному часу"Как на волном на Дону..."

Классный час сопровождается презентацией...

Классный час на тему "День освобождения Ростова-на-Дону"

Классный час проведен с целью привить любовь к Родине у учащихся...

Классный час в начальных классах по теме: "14 февраля 1943 года - день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"

События Великой Отечественной войны навсегда запечатлелись в нашей истории, памяти, а также в наших сердцах. На примере героизма великих воинов и всего русского народа воспитывалось не одно подрастающ...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...