"Гуляй на святки без оглядки"
план-конспект занятия на тему

Занятие - практикум. Знакомит с русскими народными традициями празднования Рождества Христова. Дети исполняют  колядки - рождественские песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulyay_na_svyatki_bez_oglyadki.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение   -  Теренгульская средняя общеобразовательная школа

Занятие  - практикум

«Гуляй на святки без оглядки!»

Творческого объединения «Живое слово»

Разработала и провела: Исакова Нина Викторовна

учитель  начальных классов

первой квалификационной       категории  

2015

Оглавление

l. Актуализация знаний

1.1. Отгадывание загадки.

ll. Введение в тему занятия

2.1. Вводная беседа.

2.2. Просмотр мультипликационного фильма «Новый год».

2.3. Работа с опорными словами.

lll. Работа по теме занятия.

3.1. По страницам истории.

3.2. О праздновании православного Рождества.

3.3. Толкование терминов и основных понятий темы.

3.4. Театрализация «Рождественские колядки».

lV. Обобщающая беседа.

V. Релаксация.

 

Пояснительная записка

Область применения: внеурочная деятельность (кружковое занятие, тематический классный час, занятие – практикум в группе продлённого дня, познавательно – развлекательное занятие в старшей группе детского сада).

Возраст обучающихся:  от 7 до 15 лет

Целевые  образовательные, воспитательные, развивающие установки: создание  праздничной  атмосферы  мероприятия, позитивного эмоционального  настроя,  ситуации  успеха для детей с различными образовательными возможностями; расширение  представления о народных обычаях и традициях русского народа, связанных с Рождеством; формирование  интереса  к истории своей страны, народному творчеству; осуществление  межпредметных связей  при работе с терминами;  обогащение  словаря детей; развитие  навыков  сотрудничества в разновозрастной группе, актёрских  способностей обучающихся.

Формы и методы реализации:

Формы реализации: занятие – практикум

Методы реализации: фронтальная беседа, художественное чтение, работа в микрогруппах, коллективная работа, театрализация.

Тематическое содержание:

 Занятие построено на интеграции тем Новый год  – Рождество. Уточняет и расширяет знания обучающихся об особенностях празднования православного Рождества, предоставляет возможность приобрести определённые практические навыки.

Основные показатели, характеризующие результативность усвоения материала:

- использование рекомендуемого оборудования и реквизитов (см. Приложение №1)

-  позитивный  эмоциональный   настрой обучающихся;

- участие в театрализации «Пришла коляда»  (декламация колядок);

- активное участие в обобщающей беседе по завершении практику

Введение.

Данная методическая разработка является актуальной и с позиции задач современной российской школы в области духовно – нравственного воспитания школьников, и , наряду с этим, с позиции приоритетов семьи и общества в целом.  Содержание данного занятия предполагает осознание обучающимися своей этнической и национальной принадлежности; понимание и принятие ценностей:  Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России. Оказывает влияние на  формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий; развивает доверие и уважение к истории и культуре всех народов. Обучающиеся получают возможность развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

                       

Оборудование и реквизиты:

-компьютер

- проектор

- СD –диск     (м/ф «С Новым годом!»)

- образы новогодней  снежинки ,  Вифлеемской звезды

- учебный плакат «Здравствуй, зимушка-зима!»

- опорные слова по темам «Новый год», «Рождество»;  

-  тексты рождественских колядок

- 2 конверта с надписями «Колядки», «Основные понятия темы»

- карнавальные маски (волк, заяц, медведь, лиса, коза )  

- шест с Вифлеемской звёздой

- буклеты «Гуляй на святки без оглядки!»  (для гостей мероприятия)

Ход занятия

1.Актуализация знаний

Предлагаю отгадать загадку. О каком она времени года?

- Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила            (зима)

2.Введение в тему занятия.

А)- Прочитайте  название нашего занятия («Гуляй на святки без оглядки!» (Приложение №2)

- Как понимаете название нашего сегодняшнего занятия?

-  Как это выражение связано с зимой?

- Значение какого слова хотели бы  уточнить? (святки)

- Предлагаю со значением слова «святки» познакомиться по ходу нашего занятия.

Б) Просмотр м/ф.

- посмотрите фрагмент м/ф и постарайтесь определить, какому зимнему празднику он посвящён.

В)  Работа с опорными словами.

- На какие 2 группы можно распределить эти слова? (Приложение №3)

-Верно. Одни составят группу слов по теме «Новый год». Назовите 2-ю группу (Рождество).

- Распределите эти слова на образ снежинки и Вифлеемской звезды.

3)Работа по теме занятия.

А) По страничкам истории

- Когда в нашей стране празднуется Новый год? (1-го января)

- Почему Новый год в нашей стране празднуется 1-го января? (по указу царя Петра l).

- Что за праздник Рождество? Уточните его полное название. (Рождество Христово)-  обращается внимание детей на учебный плакат на доске:  «Здравствуй, Зимушка-зима!»)

Б) О праздновании Рождества

- Давайте расскажем нашим гостям некоторые сведения из истории этого замечательного  праздника.

(дети цепочкой читают стихотворение «Рождество») Приложение №4)

В) Толкование терминов и основных понятий  темы

- Ребята, значит, Рождество - это что за праздник? (  день рождения Иисуса Христа, как считают православные, Спасителя всего Человечества) Подберите слова, однокоренные, родственные слову Рождество (рождение, рождённый, родился, родить) 

- Отмечают ли в ваших семьях этот великий православный праздник? В какой день?

- Какие поздравления вы обычно готовите своим родным и близким? (рождественские открытки, сувениры, приготовленные своими руками, стихотворения) 

- А что такое святки? (обращаются за помощью к конвертам на доске, читают вслух.). Подберите слова, однокоренные и родственные этому слову (святой, святейщий, святость)

Слово учителя

- Что такое святки? Название святок, т.е.святых дней или вечеров, даётся обыкновенно у нашего народа 12 –ти дням, начиная с Рождества по день Крещения Господня.  (Приложение №5)

- Когда православные отмечают день Крещения Господня? ( 19 января)

- Как называется обряд русского народа, который проводится накануне Рождества ?( колядование: это  вечер перед Рождеством)

Колядование проводилось в вечер перед Рождеством – в сочельник (24 декабря по старому стилю и 6 января по новому стилю).

Колядование – эта традиция ведёт начало от празднеств во времена язычества, посвящённых солнцу: в декабре оно поворачивало на лето, прибавлялся день, люди с нетерпением ждали пробуждения природы. Вечер рождественского Сочельника называли в народе колядами. Парни, девушки, дети наряжались в шкуры животных, ходили по дворам, пели колядки – рождественские песни, играли в рождественские игры, а девушки ещё и гадали о своей судьбе.

В) Театрализация «Рождественские колядки»

- Предлагаю окунуться в атмосферу этого праздника. Давайте разучим и исполним рождественские колядки в адрес присутствующих на нашем мероприятии ( Приложение №6)

(угощение  всех колядующих детей сладостями со словами: «Вот вам, ребятушки, сладкие петушки, а к чаю сладкие конфетки!»)

4) Подведение итогов занятия

- Вам  понравилось выступать в роли колядующих?

- Кому захотелось выучить ещё одну колядку?

- А кто запомнил хотя бы одну из колядок, которые пели другие ребята?

- Предлагаю вам подбор колядок, разучите их к Рождеству и исполните своим родным, близким.

- Что вам хотелось  бы пожелать нашим гостям в преддверии Нового года и Православного Рождества?    (звучат пожелания в адрес присутствующих)

5) Релаксация

- Ребята, похвалите себя за активное участие в сегодняшнем мероприятии. Молодцы! Счастливого вам Нового года и Рождества! Будьте здоровы и счастливы!

Список литературы.

  1. «Педсовет». Газета для учителей начальных классов.№10, 2007.
  2. «Педсовет». Газета для учителей начальных классов.№10, 2008.

Интернет – источники:

 Сайт            viki. rdf.ru

Приложения

Приложение №1

Оборудование и реквизиты:

-компьютер

- проектор

- СD –диск     (м/ф «С Новым годом!»)

- образы новогодней  снежинки ,  Вифлеемской звезды

- учебный плакат «Здравствуй, зимушка-зима!»

- опорные слова по темам «Новый год», «Рождество»;  

-  тексты рождественских колядок

- 2 конверта с надписями «Колядки», «Основные понятия темы»

- карнавальные маски (волк, заяц, медведь, лиса, коза )  

- шест с Вифлеемской звёздой

- буклеты «Гуляй на святки без оглядки!»  (для гостей мероприятия)

Приложение №2

«Гуляй на святки без оглядки»

Приложение №3.

Карнавальное шествие

Рождество

Новый год

Ряженые

Дед Мороз и Снегурочка

Рождественские песни (колядки)

Приложение №4.

Стихотворение «Рождество»

Праздника ждала зима, приукрасила дома.

У церквей колокола подновила, как могла:

Снегом купола покрыла, чтоб как в сказке это было.

Наступило Рождество - всё нарядно и светло.

Вифлеемская звезда величава и чиста.

В эту дивнейшую ночь пресвятая Дева-дочь

Счастьем мир благословила - нам младенца подарила.

И чудеснейший ребёнок смотрит в небо из пелёнок:

Чистой святости зерцало, дивных подвигов начало.

В яслях маленький Иисус -  у него нелёгкий путь.

Уготовано немало: через муки смерти – слава!

Это всё так далеко…Деве будет нелегко.

А сейчас младенец малый с Пресвятою Девой – мамой

Окружён заботой, лаской, очарован звёздной сказкой.

Улыбается звезда, смотрит мальчику в глаза:

«Здравствуй, наш малыш желанный, наш Спаситель долгожданный!

Здравствуй, счастье, Рождество!»

Сердцу мило и светло!

Приложение №5.

- Что такое святки? Название святок, т.е.святых дней или вечеров, даётся обыкновенно у нашего народа 12 –ти дням, начиная с Рождества по день Крещения Господня.

Приложение № 6.

Колядки

1)Коляда, коляда, отворяй –ка ворота!            2) Дай вам Господи                                                                                          

Пришла коляда накануне Рождества,               корову с  телёночком,                                                                 С пышками, с лепёшками,                                 лошадь с  жеребёночком.

Со свиными ножками.                                        Свинью с поросёночком!

3)Коляда, коляда, подай пирога!                      4)Хозяева и хозяюшки!

Подай, не ломай, а по целом давай.                Поздравляем вас с Рождеством!

Кто даст пирога – тому скот живота.             Подайте пятачок отцу на табачок,

Кто не даст пирога – уведём корову со двора.     Матери на гребешок.

5)Коляда, коляда, выходи со двора           6)  Коляда! Коляда!

Солнце встречать, счастья желать!                    А бывает коляда

Чтобы был в доме хлеб,                                       накануне Рождества!                 Чтоб пустым не был хлев!                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки гуляют по свету

Г. Х. Андерсен: Биографические данные, викторина, кроссворд......

Мы идём гулять, захватив с собою мяч.

Представленные  в  данной  публикации  игры  с  мячом  для  детей  3-6  лет  -  не  только  интересное...

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ГУЛЯЮТ РЕБЯТКИ В ЗИМНИЕ СВЯТКИ!»

Материал праздника знакомит с обрядами Святок, приобщает к устному и песенному фольклору....

Программа по внеурочной деятельности "Сказка гуляет по свету..."

Дополнительная образовательная программа по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России для детей младшего школьного возраста...

Гуляй, Масленица!

Фоторепортаж с праздника...

Конспект внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения "Гуляй по улицам с умом!"

Учим правила дорожного движения. Сценарий классного часа для учеников начальной школы.Цель: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД, повторить дорожные знаки; воспитать внимание, культуру поведен...