Деньги добро или зло
классный час на тему

Корчагина Вера Алексеевна

Занятие знакомит детей с историей воникновения денег; помогает осознать социальную, практическую и личностную значимость денег в жизни человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_dobro_ili_zlo.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. Способствовать развитию духовно-нравственной личности.
  2. Помочь уч-ся осознать социальную, практическую и личностную значимость денег в жизни человека.
  3. Содействовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Ход занятия

Здравствуйте! Садитесь.

Посмотрите, друг на друга и приветливо улыбнитесь.

Проверьте свои рабочие места.

А теперь произнесем девиз нашего урока

       Экономику мы любим

   Обещаем не болтать

           А серьезно будем думать

           И все заданья выполнять

А теперь посмотрите на экран на нем загадка, отгадав ее вы узнаете тему нашего занятия.

Штучка невеличка, а всем нужна. (деньги)

Нам предстоит ответить на вопрос «Деньги: добро или зло?», который и является темой нашего занятия.

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверно, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает.

А что такое деньги по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду или вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное: почему? Как к ним относиться? Чего больше: добра или зла приносят они людям.

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрёл, тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад, на заре становления человеческой цивилизации. Когда мужчина ходил на охоту, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обхода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца.  И пришла людям мысль меняться продуктами своего труда. Я тебе зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

Бартер – обмен товарами или услугами.

Всем хорош бартер, но иногда он никак не может помочь. Как быть, если охотник за зайцами хочет получить мешок сушеных ягод, но собирателю ягод заяц не нужен. Выходит поменяться они не могут. И люди придумали деньги.

Сначала роль денег выполняли разные предметы – камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно и соль.

. Игра «Установи соответствие». Учащиеся должны определить, в какой стране данный предмет служил в качестве денег (слайд 6). Щелчком мыши учитель и ребята проверяют, правильность ответов.

рыба

Исландия

меха

Русь

Куски минерала нефрита

Китай

жемчужины

Индия

Клыки и хвостики свиней, нанизанные на шнур

Остров Новая Гвинея

Человечьи черепа

Соломоновы острова

Мешочки с бобами какао

Никарагуа

«Вампум» - кожаный пояс с нашитыми раковинками

Северная Америка

Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за цветными металлами - золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются.

В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название- рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам- получались две полтины. Кроме того, рубль можно было резать на пятьдесят резаней.

Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова «ассигнацио»- «назначение» (в смысле назначать, водить в обращение). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Её портрет украшал 100-рублёвую купюру, ласково называемую «катенькой».

Деньги сопровождают человека всю его жизнь.  Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей.. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

.: Рыночная экономика создала множество болезненных проблем.

Выявить проблему

Девятилетняя девочка из семьи, оказавшейся в трудном материальном положении, просит в молитве: « Господи! Пошли нам побольше денег. Я не от жадности прошу, а для удобства. Я лишь хочу, чтобы хватило денег маме на операцию и она бы снова появилась дома, и чтобы папа быстрее нашёл работу. А ещё я хочу, чтобы Ира с Леной со мной дружили и не говорили, что бедные должны дружить с бедными, а богатые с богатыми.

Деньги приводят к социальному расслоению общества

Беседуют две приятельницы. Одна жалуется:

- Хочу сыну купить квартиру, да предлагают неподходящие районы. Вот два года назад мне очень повезло с квартирой, купила прямо в центре. Да и с машиной тогда угодили.

- А зачем твоему сыну вторая квартира?- вежливо поинтересовалась её подруга.

- Да он первую в казино проиграл, а у меня жить не хочет.

- А зачем ему вторая машина? Что, одной не хватает или модель устарела.

- Да нет, он её разбил, когда возвращался с вечеринки.

Чрезмерные карманные деньги ведут к пагубным пристрастиям.

Дочь приходит домой и заявляет родителям:

- Мне на косметику рублей 700 нужно.

Немного погодя она добавляет:

- Да, я ещё забыла, мы мальчишкам на подарки собираемся по 200 рублей. Ну и на телефон закинуть хоть 100 рублей нужно. А то целый день без связи.

Мама замечает:

- Рита, я ведь тебе предлагала у меня в салоне подработать или папе на фирме помочь. А кроме этого сколько возможностей было. Тогда бы и не клянчила у родителей деньги на карманные расходы

Российские дети существуют за счёт родителей

А скажите все ли можно купить за деньги? ( ответы детей)

Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.

Закончить предложение

(Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.)

- За деньги можно купить часы... (но не время).

- За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).

- За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).

- За деньги можно купить еду... (но не аппетит).

- За деньги можно купить дом... (но не семью).

- За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).

- За деньги можно купить лекарство... (но нездоровье).

- За деньги можно купить поцелуй... (но нелюбовь).

- За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).

- За деньги можно купить икону... (но не веру).

- За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).

- За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).

Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог, или телефона. Никакие машины не могут выполнять так много работы и сберечь столько человеческих сил как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточённую борьбу за обладание ими, причём борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя принесла жажда денег.

Вот как об этом написал Александр Пушкин в «Скупом рыцаре»:

Барон смотрит на свое золото.

Кажется, не много,

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно - тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп –

Я захлебнулся бы в моих подвалах верных.

Ох, вы деньги, деньги, деньги, рублики,
Франки, фунты-стерлинги да тугрики.
Ох, день-день-деньжата - деньги, денежки,
Слаще пряника, милее девушки.

А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».

А сейчас послушайте одну песенку и ответьте на вопрос «кем стал мальчик»? Эта песенка из детского мультфильма «остров сокровищ».

«Мальчик  Боби, который любил деньги»( запись)

В старину поговаривали, что деньги изобрёл дьявол. Миф о деньгах, как порождение сатаны - пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещённых.

Вот какой парадокс - с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого не возможен был прогресс, а с другой стороны, это - зло, от которого нужно избавиться.

Возьмём, к примеру, мнение народа, выраженное в пословицах и поговорках. Вспомните известные вам пословицы, которые имеют отношение к деньгам.

Собрать пословицы.

  1. Богатство разум рождает.
  2. Долго спать с долгом вставать.
  3. И слова не скажи, только грош покажи.
  4. Денежка дорожку прокладывает.
  5. Захочешь добро - посыпь серебра.
  6. Лишние деньги - лишние заботы.
  7. Меньше денег - меньше хлопот.
  8. Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
  9. Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
  10. Без копейки рубля нет. /Береги денежку про чёрный день.
  11. Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
  12. Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет рубля.
  13. Горе - деньги, а без денег вдвое.
  14. Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  15. Денег ни гроша, да слава хороша.
  16. Денежки без ног, да весь свет обойдут.
  17. Денежки, что голуби; где обживутся, там и поведутся.
  18. Деньги любят счет.
  19. Свой грош везде хорош.
  20.   Копейка рубль бережет.
  21.   Богатство разум рождает.
  22.   Долг платежом красен.
  23.   И слова не скажи, только грош покажи.
  24.  Денежка дорожку прокладывает.
  25.    Тот мудрен, у кого карман ядрен.
  26.   Есть грош, так будет и рожь.
  27.  Денежка не бог, а бережет.
  28.  Денег наживешь — без нужды проживешь.
  29. Лишние деньги —лишняя забота.
  30.  Через золото слезы льются.
  31. И то бывает, что и деньгам не рад.
  32. Деньги что каменья: тяжело на душу ложатся.
  33. Будешь богат, будешь и скуп.
  34. .Без денег сон крепче.
  35. Меньше денег — меньше хлопот.
  36. Без нужды живет, кто деньги бережет.

Во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание  

литературная викторина.

  1. Герой какого произведения наивно последовал этому совету: «.. .На этом поле выкопай ямку, скажи три раза "Крекс, фекс, пеке", положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (Буратино, герой сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик».)

2. Кто автор произведения, в котором:

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(«Муха-цокотуха», Корней Чуковский.)

3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

 А зачем?

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я? Про запас.

- Вот и они про запас».

(Разговор между котом Матроскиным и Шариком, героями книги Эдуарда Успенского «Про дядю Федора».)

4. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (В царстве Гвидона были деньги золотые: «Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету, Да пускают в ход по свету».)

  1. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Льюиса Стивенсона.)

  1. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, из книги Даниэля Дефо.)

Ведущий 4. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

Задачи от гнома эконома

  1. Папа получает 16000 руб. в месяц, зарплата мамы – на 1500 руб. меньше. Пенсия дедушки – 8200 руб., а бабушки – 7000 руб. В семье двое детей. Ежемесячное пособие на каждого 100 руб. в месяц. Подсчитайте семейный доход за год. (Правильный ответ: 550800 руб.)
  2. За месяц работы фирмы «Колобок» выручка от продажи товара составила 5000 руб. Затраты же составили: мука – 1500 руб., масло – 500 руб., дрова – 150 руб., зарплата – 1450 руб. Найти прибыль фирмы «Колобок» за месяц. (Правильный ответ: 1400 руб.)
  3. Стол стоит 2 150 рублей. Это на 1 380 рублей больше чем стул. Узнайте стоимость всей покупки.

Ясно, что деньги нужны как взрослым, так и детям. Как раз сейчас существует положительный момент в жизни нашего общества, когда можно заработать своим умом и интеллектом. Вы должны, проявив свою интеллектуальную изобретательность, предложить идеи, как можно заработать школьникам. Подумайте, чтобы источники ваших доходов были не опасными для здоровья и психики, и только то, за что заплатят.

Как заработать подростку

  • мытьё машин;
  • почта;
  • торговля комнатными цветами.
  • временное трудоустройство нВ летний период;
  • вскапывание огорода;
  • складывание сена;
  • картофель копать;
  • разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок и др.

Итак, представьте , что деньги вы заработали. Это ваша первая зарплата. На что бы вы её потратили?) Посмотрите, пожалуйста на доску. Там находятся 4 конверта с изображёнными на них картинками. Внимательно рассмотрите их, и подумайте в какой конверты и в каком количестве вы вложите свои «деньги».

Вы должны истратить все «деньги».

Анкета

  • На себя, личные нужды и развлечения;
  • На членов своей семьи и друзей;
  • На образование, здоровье, расширение кругозора;
  • На спонсорство и благотворительность.

Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу и попытаемся дать на него аргументированный ответ

Как вы считаете, что такое деньги: добро или зло?

(Учащиеся пытаются сделать вывод.)

Так где же истина?

Верно, т.к. деньги – это серьёзное испытание. И две крайние точки зрения на деньги – деньги – это добро – деньги – это зло неверны. Ведь

Мир сотворён, но ещё не досоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам.
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
А человек оказался посерединке.

 Осторожно - деньги! Составление правил обращения с деньгами

Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

2. Зарабатывай честно.

3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

5. Старайся не влезать в долги.

6. Не играй в лотереи, азартные игры.

 Возможно, вы сегодня впервые говорили так много об этой проблеме. Но ведь она сопровождала и будет сопровождать людей на протяжении всей истории существования человечества. Я хочу предложить несколько афоризмов.  Посоветуйтесь в группе и скажите, какой из афоризмов взяла бы ваша группа в качестве девиза после нашего сегодняшнего разговора.

Афоризмы

Никогда с деньгами не бывает так хорошо, как плохо бывает без них. Неизвестный автор 

 Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги. Бауржан Тойшибеков 

Если вы любите деньги, подумайте взаимная ли эта любовь. Башир Зугумов 

Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. "Пшекруй»

Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе... Бенджамин Франклин 

За деньги можно все купить,
Любовь же надо заслужить. 
Гарун Агацарский

Подводя итоги нашего информационного часа, посвященного такой серьезной теме, хотелось бы напомнить: чем бы мы ни занимались в будущем, кем бы мы ни стали, повзрослев, все мы должны признать, что есть вещи, которые цены не имеют.

Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.

Поэтому, то, чем будут являться деньги в ваших руках- добром или злом, зависит не от количества денег, а от уровня вашего духовного развития и от способа их использования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами"

Материал представляет собой конспект родительского собрания на тему "Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами", в котором представлена полезная информация родителям по проблеме "Дети и деньги", наме...

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Презентация «Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Презентация «Финансовая грамота» кружок  3 класс   Тема занятия:  «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги».

Методическая разработка занятия по предмету «Финансовая грамотность» в начальной школе «Как умно управлять своими деньгами. Считаем деньги»....

Технологическая карта урока+ анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"

Технологическая карта урока + анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"...

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"

Презентация к уроку по финансовой грамотности на тему "Что такое деньги? Как появились деньги?"...