Программа по внеурочной деятельности "Школа волшебников".
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_volshebnikov_beklemysheva_na.docx | 77.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми
Рассмотрена на ШМО учителей начальной школы Протокол № ____от__________ ___________________20____г. Руководитель ШМО ______________Л.В.Новикова | Согласовано: Зам.директора по ВР Е.Н.Суханова _______от_________2014г. | Утверждаю: Директор _________Л.И.Рябова _______от_________2014г. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа волшебников»
1-4 классы
Составитель:
Беклемышева Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пермь, 2014
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Цель программы:
Развивать познавательные, творческие и художественные способности младших школьников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи программы:
Стимулирование и развитие любознательности.
Формирование мотивации успеха и достижений.
Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления.
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки
Гуманистическая направленность образования обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже на первой ступени образования учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Школа волшебников» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Важное направление в содержании программы «Школа волшебников» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Школа волшебников» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
а) интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
б) формирование информационной грамотности современного школьника;
в) развитие коммуникативной компетентности;
г) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
д) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
е) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.
Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, программа «Школа волшебников» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Программа внеурочной деятельности кружок «Школа волшебников» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и является общекультурной программой научно-технической направленности. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ.
Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.
Организационные принципы
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Программа рассчитана на детей 7 -10 лет, на 4 года обучения:
1-й год 33 часа,
2-й год и последующие 34 часа в год,
4 часа в месяц.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Задачи.
Развивающие:
Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд.
Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Обучающие:
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций.
Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Воспитательные:
формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия: у обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основномучебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Первыйуровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.
Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам.
Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течение всей своей жизни.
Список учебных пособий:
- «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
- Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
- «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
- Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
- «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
- Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
- «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
- Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.
- Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.
- Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.
- Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.
- Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.
«Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
АНКЕТЫ
АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ В КРУЖКЕ «Школа волшебников»
1 . Нравится ли тебе заниматься в кружке?
- нравится,
- не очень нравится,
- не нравится.
2 . С каким настроением ты приходишь на занятия?
- иду с радостью,
- бывает по-разному,
- с привычным равнодушием,
- скорее бы это все кончилось.
3.Ты доволен, когда отменяются занятия кружка?
- доволен,
- бывает по-разному,
- не доволен
4.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о занятиях в кружке?
- часто,
- иногда,
- почти никогда не рассказываю.
5.Много ли у тебя друзей занимающихся вместе с тобой ?
- не очень много,
- много,
- почти нет.
6.Считаешь ли ты, что выбрал дело по душе?
- да,
- нет,
- не знаю
7.Тебе нравятся обучающиеся в твоей группе?
- нравятся
- нравятся некоторые
- нравятся большинство
8 . Интересуются ли родители твоими успехами работы в кружке?
-всегда интересуются
-иногда интересуются
- никогда не интересуются
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
3 балла - положительное отношение
1 балл - нейтральные ответы
0 баллов - отрицательное отношение
24 – 20 баллов – высокий уровень мотивации и учебной активности;
16 – 19 баллов – достаточный уровень мотивированности и учебной активности;
12 – 15 баллов – положительное отношение к занятиям
АНКЕТА (ИЗУЧЕНИЕ ДРУЖЕСКОГО ОКРУЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)
( можно проводить на 2-м и последующих годах занятий)
Цель: установить характер дружеских отношений обучающегося.
1.У вас есть круг друзей?
• Да
• нет
2.Что вас объединяет?
• Игры
• Хобби
• Другое____________________________________________________________________________________________________________________.
3.Кому из друзей вы смогли бы доверить свою тайну?____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
4.К кому из друзей вы бы обратились за помощью в трудную минуту?
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
5.Какие качества ценят в вас друзья?
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
6.Как вы себя чувствуете со своими друзьями:
• И скучно и грустно, и некому руку подать;
• Очень здорово, весело;
• То хорошо, то плохо;
7.Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
8.Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время?
• Мои друзья,
• Моя компания,
• Мой двор,
• Моя команда,
• Свой вариант_______________________________________________
9.Возникают ли у вас конфликты? Если «да», то, как обычно они решаются?
• Миром,
• Дракой,
• Благодаря вмешательству взрослого,
• Благодаря вмешательству лидера,
• При помощи компромисса.
10.Как относятся родители к вашей дружбе?
• Доброжелательно,
• Враждебно,
• Равнодушно,
• Запрещают общение.
11.Отметь, какие утверждения соответствуют истине, подходят для тебя:
• Даю друзьям советы для их же пользы;
• Со мной часто советуются;
• Не могу принять важное решение без моих друзей;
• Никто не понимает меня по-настоящему;
• Мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на ниже перечисленные вопросы. Среди данных вариантов
ответов подчеркните тот, который более всего характерен для вашего ребенка.
1. Фамилия, имя ребёнка…………………………………………………..
2. Какая основная причина выбора данного кружка?
- развитие творческих способностей;
- проблема свободного времени;
- расширение кругозора;
3. Интересуетесь ли вы успехами вашего ребенка, посещающего кружок __________________________________________________________________
- постоянно;
- иногда;
- никогда не интересуюсь;
4. С каким настроением ваш ребенок идет на кружок?
- с радостью;
- неохотно;
- по вашему желанию;
5. Часто ли ребенок делится с вами впечатлениями от посещения кружка?
- практически некогда;
- делится иногда;
- делится всегда;
6. Появляется ли у ребенка желание дома продолжить работу, начатую на занятиях кружка?
- довольно часто;
- появляется иногда;
Учебно-тематический план1 класс
Содержание программы на 33 часа.
11 часов внеаудиторных занятий,
22 часа аудиторных занятий
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 | Формирование группы Вводная беседа. Инструктаж. | 1 | 1 | Беседа, анкетирование. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты | |
2 | Секреты творчества. | 9 | 6 | 3 | Находить и различать инструменты, материалы |
3 | Аппликация и моделирование | 12 | 6 | 6 | Выполнять работу с опорой на слайдовый или текстовой план |
4 | Работа с бумагой и картоном | 11 | 9 | 2 | Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия |
Итого: | 33 |
Примерный вариант тематического планирования на 33 часа
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
1 | 1 (ауд) | Формирование группы Вводная беседа. Инструктаж. | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом). Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона. Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание. |
Аппликация и моделирование. | |||
2 | 2(внеауд) | Сбор природного материала (листья, мох, шишки, семена и т.д.) | Сбор природного материала. Правила засушивания. |
3 | 3 (ауд) | Аппликация из листьев и цветов. | Принцип подбора элементов, составление композиции, правила приклеивания. Создание композиций, используя природную красоту и схожесть с реальностью засушенных растений. |
4 | Аппликация из различных природных материалов. | ||
5 | Аппликация из различных природных материалов. | ||
6 | 2(внеауд) | Посещение выставки оригами. «Рифей». | |
7 | 3(ауд) | Сказочные образы в технике оригами. Оригами из фантиков. Коллективные композиции в технике оригами. | Разметка квадрата, получение заготовки, декорирование изделия. |
8 | 2(внеауд) | Экскурсия. Моделирование. | |
Работа с бумагой и картоном. | |||
8 | 2(внеауд) | Экскурсия в зимний лес. | Наблюдение за природой в зимнее время года. Наблюдение за снежинками. |
9 | 5(ауд) | Аппликация из круглых салфеток. Снежинки. Динамическая открытка с аппликацией. Аппликация из геометрических фигур. | Понятие «симметричные фигуры». Симметрия в природе. Правила вырезания симметричной фигуры по шаблону. Составление композиции из симметричных фигур. Творческая работа. |
10 | 4 (ауд) | Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа. | Вырезание по шаблону. Изобразительные возможности панно (ритм, передача движения). Выбор фона. |
Секреты творчества. | |||
11 | 3(внеауд) | Экскурсия в весенний лес. | Наблюдение за изменениями в природе. |
12 | 3 (ауд) | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево. Отпечатки на пластилине. | Принцип подбора элементов, составление композиции, правила приклеивания. Создание композиций, используя природную красоту. |
13 | 3 (ауд) | Лепка из солёного теста. Забавные зверята. Выставка детских работ. | Обучение лепке фигур животных из целого куска теста. Подведение итогов. Проведение итогового контроля. Награждение победителей. |
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Учебно-тематический план
2 класс
Содержание программы на 34 часа.
15 часов внеаудиторных занятий,
19 часов аудиторных занятий
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 | Вводная беседа. Инструктаж. | 1 | 1 | Беседа, анкетирование. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты | |
2 | Работа с пластилином. | 12 | 6 | 6 | Понятие панно. Этапы создания. Способы создания объема. Роспись. |
3 | Работа с тканью, нитками. | 13 | 7 | 6 | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, тканью). |
4 | Работа с бумагой и картоном. | 8 | 5 | 3 | Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия |
Итого: | 34 |
Примерный вариант тематического планирования на 34 часа
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
1 | 1 (ауд) | Вводная беседа. Инструктаж. | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом). Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона. Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание. Работа с тканью и нитками. |
Работа с пластилином. | |||
2 | 6(внеауд) | Экскурсия в гончарную лавку. Кунгур. | Познакомиться с изделиями мастеров Прикамья. |
3 | 6 (ауд) | Раскатывание и обрубовка пластилина. | Понятия «скульптура», «трехмерное изображение». Понятие «барельеф». Этапы создания барельефа. Способы создания объема. Роспись. |
4 | Выпуклая аппликация из пластилина. | ||
5 | Торцевание на пластилине. | ||
Работа с тканью, нитками. | |||
6 | 2 (ауд) | Правила работы с иглой. Салфетка с бахромой. | Изучение правил работы с иглой. Изучение видов переплетения. Полотняное переплетение. Выкраивание салфетки, продергивание бахромы. |
7 | 3 (ауд) | Изготовление костюма для куклы. | Правила раскроя, мерки. |
8 | 2 (ауд) | Игрушки из перчаток. | Изучение материала изготовления игрушек. Порядок выполнения работы. |
9 | 6 (внеауд) | Экскурсия «За кулисами театра». Экскурсия «Кукольный театр». | Знакомство с изготовлением игрушек и театральных костюмов |
Работа с бумагой и картоном | |||
10 | 2 (ауд) | Моделирование из картона. Рамочка. | Знакомство с техникой работы. Разметка. |
11 | 1 (ауд) | Скручивание в жгут. Аппликации. | Приёмы выполнения. |
12 | 2 (ауд) | Скатывание в комок. Мозаика. | Принцип подбора элементов, составление композиции, правила приклеивания. |
13 | 3 (ауд) | Мастер-класс. |
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
• название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
• правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
• правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
• способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
• правильно пользоваться ручными инструментами;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
• организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
• бережно относиться к инструментам и материалам;
• экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
• самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
• правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Учебно-тематический план
3 класс
Содержание программы на 34 часа.
14 часов внеаудиторных занятий,
20 часов аудиторных занятий
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 1 | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках. | |
2 | Текстильные материалы. | 9 | 5 | 4 | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, тканью). |
3 | Модульное оригами. | 14 | 9 | 5 | Работать по инструкции, умений рассматривать рисунок, чертеж, вырезать квадрат, складывать фигуры, руководствуясь рисунками. Формирование умения предвидеть результат. |
4 | Пластические материалы. | 10 | 5 | 5 | Приемы создания поделок или скульптурок из имеющихся материалов. |
Итого: | 34 |
Примерный вариант тематического планирования на 34 часа
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание | ||
1 | 1 (ауд) | Вводное занятие. Инструктаж. | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом). Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона. Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание. | ||
Текстильные материалы. | |||||
2 | 1 (ауд) | Аппликация из резаных нитей. | Изучение правил работы с иглой. Изучение видов переплетения. Полотняное переплетение.продергивание бахромы. | ||
3 | 3 (ауд) | Моделирование из помпонов. | Выбор цветовой гаммы. Творческая работа. Подбор рисунков, материала, выкройки, шаблоны. | ||
4 | Аппликация из распущенного трикотажа. | ||||
5 | Приклеивание ниток по спирали. | ||||
6 | 1 (ауд) | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. | Оформление работы по замыслу детей. | ||
7 | 4 (ауд) | Экскурсия. Мастер-классы. | |||
Модульное оригами. | |||||
8 | 2 (ауд) | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля. | Выбор цветовой гаммы. Формирование ассоциативного видения. | ||
9 | 2 (ауд) | Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля. | Способы соединения деталей. Формирование ассоциативного видения | ||
10 | 2 (ауд) | Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. | Выбор цветовой гаммы. Формирование ассоциативного видения. | ||
11 | 3 (ауд) | Художественные образы из треугольных модулей. | Способы соединения деталей. | ||
12 | 5 (внеауд) | Экскурсия по паркам Перми. Экскурсия в музей. | |||
Пластические материалы. | Объёмные изделия из треугольных модулей | ||||
13 | 1 (ауд) | Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито. | Приемы работы. | ||
14 | 2 (ауд) | Разрезание пластилина, аппликация. | Этапы создания. Способы создания объема. | ||
15 | 2 (ауд) | Лепка из теста на каркасе. | Этапы создания. Способы создания объема. | ||
16 | 5 (внеауд) | Выставки. Экскурсии. |
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
• название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
• правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
• способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
• правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
• выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
• организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
• понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
• самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
Учебно-тематический план
4 класс
Содержание программы на 34 часа.
10 часов внеаудиторных занятий,
24 часа аудиторных занятий
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 1 | Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. | |
2 | Работа с бумагой. Техника «Квиллинга». Модульное оригами. | 17 | 15 | 2 | Определять по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. |
3 | Текстильные материалы. | 8 | 4 | 4 | Приемы работы. Этапы создания. Способы создания объема. |
4 | Пластические материалы. | 8 | 4 | 4 | Приемы работы. Этапы создания. Способы создания объема. |
Итого: | 34 |
Примерный вариант тематического планирования на 34 часа
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Содержание |
1 | 1 (ауд) | Вводная беседа Беседа по охране труда Диагностика обученностиучащихся | Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, шилом). Изгибание, резание, разрывание, сгибание, обработка картона. Разметка по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы, сгибание, склеивание. |
Работа с бумагой. | |||
2 | 1(ауд) | Аппликация с раздвижкой. | Выбирать удобный для себя план работы над изделием. |
3 | 6 (ауд) | Оригами из окрашенной бумаги. | Выбор цветовой гаммы. Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план. |
4 | Симметричное силуэтное вырезание. | ||
5 | Транспарантное вырезание. | ||
6 | 1(ауд) | Аппликация из рельефной бумаги. | Выбирать удобный для себя план работы над изделием. |
7 | 4 (ауд) | Техника «Квиллинга». | Выбор цветовой гаммы. Определять по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. |
8 | 3 (ауд) | Модульное оригами. | Выбор цветовой гаммы. Определять по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. |
9 | 2 (внеауд) | Знакомство с профессией дизайнера. | |
Текстильные материалы. | |||
10 | 4 (ауд) | Вязание крючком. | Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа. |
11 | 4 (внеауд) | Экскурсии в ателье. | |
Пластические материалы. | |||
12 | 4 (ауд) | Лепка из пластилина на проволочном каркасе. | Приемы работы. Этапы создания. Способы создания объема. |
13 | 4 (внеауд) | Мастер-класс по изготовлению шоколадных открыток. | Работа с марципаном. |
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
• название изученных материалов и инструментов, их назначение;
• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
• правила планирования и организации труда;
• способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
• правильно использовать инструменты в работе;
• строго соблюдать правила безопасности труда;
• самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
• самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
• экономно и рационально расходовать материалы;
• контролировать правильность выполнения работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по рисованию "Школа волшебников" 1-4 кл.
В этом материале представлена программа по рисованию в 1-4 классах по ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности художест...
Программа курса внеурочной деятельности "Станем Волшебниками"
Рабочая программа составлена с учетом специфики образовательного учреждения. При реализации программы используется рациональный подход к процессу обучения, исходя из представления об основных показате...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская волшебников"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская волшебников" разработана для обучающихся 1 класса и рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы представлено творческими масте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебное творчество:Станем волшебниками"
quot;Волшебное творчество: Станем волшебниками"...
Конспект внеурочного занятия "Волшебник ударение" 3 класс
Тема: «Волшебник ударение»Планируемые результаты:Предметные: определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы словаМетапредметные: способность сознат...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"1-4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками" в 1-4 классах, полностью соответствует ФГОС и составлена на основе программы Т.Н. Просняковой...