Воспитательная программа
методическая разработка на тему

Воспитательная программа классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

 классного руководителя

 Трутневой Оксаны Ивановны

 на 2013-2014 уч.год

 Содержание программы

1.

Актуальность программы……………………………………………

     3

2.

Основные цели, задачи программы…………………….….………..

     4  

3.

Направления воспитательной деятельности……………….………………………………………….

     5                            

4.

Основные субъекты деятельности ………………………..………...

     6

5.

Инновационные педагогические технологии………………………

     7

6.

Основные мероприятия по реализации программы………………..

     9

7.

Оценка эффективности  реализации программы………………...

    11

8.

Литература………………………………………………………..…..

    12

 

                                                                                    «Без семьи мы – я имею в виду                          

                                                                                     школу – были бы бессильны»

                                                                                                       В.А. Сухомлинский.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Актуальность программы

        Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.                                                            

 Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.  А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

     Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.  Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей. Поэтому огромное значение в работе с родителями  имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества.

Для реализации системы сотрудничества разработана представленная программа «Дети+Родители+Учителя=ДРУзья».

Основные цели и задачи программы

Воспитательная цель школы  - создание  творческой атмосферы, способствующей формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни в обучении и саморазвитии, раскрытию творческого потенциала, развитию культуры и нравственности ученика.

В соответствии с целями школы ставится воспитательная цель в классном коллективе: воспитание гармоничной творческой личности, способной к сотворчеству и сотрудничеству, обладающей умениями самокоррекции и саморегуляции в различных социальных средах (семья, школа, город, праздник, соревнование и т.д.) посредством тесного сотрудничества с семьей.  

Задачи:

•        Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании;

•        развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности,     творческие и организаторские способности, лидерские качества учащихся;  

•  прививать  общекультурные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Земля, позволяющие в дальнейшем выстраивать конкурентные отношения цивилизованными методами и средствами;

•   способствовать формированию направленности на здоровый образ жизни, на занятия физкультурой и спортом.

.

        

        Направления воспитательной деятельности

1. «ДРУзья и образование»– формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребёнка.

2. «ДРУзья – патриоты» - формирование у подрастающего поколения любви к Родине, «малой Родине», бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому родной страны, формирование у детей  патриотизма и гражданской позиции.

3.«ДРУзья и культура»– принятие национальных и общечеловеческих ценностей и следование им в личной и общественной жизни.

4.«ДРУзья и здоровье»– укрепление здоровья  детей, физическое совер-шенствование и спортивная подготовка, формирование стремления к здоровому образу жизни.

5.«ДРУзья и  творчество» – выработка умений и навыков рациональной организации умственного и физического труда, развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовать свои склонности и интересы, активное участие в культурно-массовых, развлекательных, познавательных мероприятий; развитие трудовых навыков и умений, содействие в выборе профессии.

Субъекты деятельности

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. В школьном коллективе идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают  школу от других организаций. Передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в трех направлениях: в процессе взаимодействия Дети, Родители, Учитель (ДРУзья) т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, в процессе взаимодействия с внешкольными организациями, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества  поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Таким образом,  субъектами деятельности являются:

- учащиеся класса;

- совет школы;

- родительский коллектив класса,

- педагогический коллектив школы,

- администрация школы,

- СП ЦВР «Спектр»;

- центр занятости населения,

- совет ветеранов сельского поселения Н. Санчелеево;

- успешные выпускники школы;

- центр «Семья»;

- служитель  церкви;

- медицинские работники сельской амбулатории.

- социальные партнеры школы (ДК,  д/с «Радуга», администрация села, депутат от собрания представителей м.р. Ставропольский, инструктор по делам молодежи)

Инновационные педагогические технологии

Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самосто-ятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение. Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Данная программа предполагает широкое использование следующих инновационных технологий:

  • интерактивные технологии.

 При использовании интерактивных технологий процесс организован таким образом, что практически все учащиеся и их родители оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность подразумевает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества, развивает личные качества участников.

Продукт интерактивных технологий - интерактивные экскурсии, мозговой штурм, работа в группах, создание коллективных мультимедийных презентаций для внеклассных мероприятий, клипов, планируется в этом учебном году снять мультфильм.

  • технологию проектного обучения

Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обяза-тельной презентацией этих результатов. В прошлом учебном году был реализован  проект «Игры с прищепками», занявший 3 место в районном конкурсе социально-значимых проектов.

  • технологию КТД  (коллективные творческие дела)

Эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопро-вождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;        

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Основные мероприятия по реализации программы

Направления

Мероприятия

Партнеры

Ответственные

1

2

3

4

 

 

 

 Интеллектуаль

ное

 

 

1. Регулярное проведение предметных недель.

Родители

Администрация школы, руководители МО.

2. Ежегодное проведение школьных олимпиад. Выявление талантливых учеников.

ДК, инструктор по делам молодежи.

Администрация школы, руководители МО.

3. Регулярное проведение тематических классных часов, бесед, диспутов.

Родители, инструктор по делам молодежи.

Классный руководитель.

4. Ежегодное проведение научно-практических конференций педагогов и учащихся, работа над проектами.

Родители

Администрация предметные МО, классный руководитель

5. Участие в районных, городских, областных научно-практических конференциях.

Администрация руководители МО.

 

 

Гражданско-патриотическое

 

1. Проведение педсоветов, семинаров, конференций по проблемам гражданского воспитания и образования.

Зам. директора по воспит. работе, классный руководитель.

2. Встречи с ветеранами

Совет ветеранов

Зам.директора по воспит. работе, классный руководитель.

3. Проект «Моя семья в годы ВОВ»

Родители, совет ветеранов.

 Классный руководитель

4. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел.

Депутат, родители глава адми-нистрации села.

Зам.директора по воспит. работе, кл. руководитель,

 

Художественно-эстетическое

 

1Вовлечение учащихся в  сети кружковой и клубной работы.

СП ЦВР «Спектр»

Классный руководитель

2. Проведение открытых тематических классных мероприятий.

Родители.

Классные руководители.

 

 

Спортивно-оздоровительное.

(Подпрограмма «Здоровье»)

 

 

1. Проведение конкурса на самый спортивный класс.

Родители

Учителя физкультуры, кл.руководитель

2. Проведение Дней Здоровья, пропаганда здорового образа жизни,  проведение «Малых Олимпиад»

Инструктор по делам молодежи, родители

Зам.директора по воспит. работе, учитель физкультуры, кл. руководитель.

3. Туристско-экскурсионная работа в классе (организация походов, экскурсий, выездов на природу).

СП ЦВР «Спектр», родители

Классный руководитель,учителя физкультуры, кл. руководитель.

4.Диагностика уровня здоровья учащихся, уровня организации питания учащихся, состояния психолого-педагогического климата, конфликтогенности.

Медицинские работники

Классный руководитель, учитель физкультуры.

5. Регулярное проведение тематических кл. часов.

Родители, инструктор по делам молодежи.

Классный руководитель.

 

 

Правовое воспитание. Трудовое воспитание.

 

  1. Проект «Кем быть? Каким быть?»

Родители, центр заня-тости населения

Администрация школы. Кл.руководители.

3. Знакомство и углубленное изучение Конвенции о правах ребенка, Декларацией прав человека, Конституции РФ и др. документов.

Депутат, инструктор по делам молодежи.

Кл.руководитель

 

Оценка эффективности  реализации программы

Критерий эффективности функционирования программы

 

Показатели эффективности функционирования

 

 

Культура класса, динамика развития и самосовершенствова-ния

Конкурентоспособность класса в рамках школы (рейтинг ОУ, успешность учащихся и т.д.).

Социально-психологический климат класса (диагностика учащихся,  родителей (методика А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой).

Удовлетворенность  всех субъектов  жизнедеятельностью класса (диагностика учащихся,  родителей (методика А.Андреева)).

 

 

 

Культура личности ученика

Интеллектуальное развитие (диагностика учебных достижений, научно-практической деятельности и т.д.).

Физическое развитие (диагностика уровня здоровья учащихся (методика  Губаревой Л. И. ««Мониторинг психосомати-ческого развития и состояния адаптационных систем школьников»), спортивные достижения и т.д.)

Нравственное развитие (диагностика уровня воспитанности, сформированности личностных качеств и т.д. (Методика Н.Капустиной)).

Эстетическое развитие (творческие достижения, внешний вид учащихся и т.д.)

Уровень развития коммуникативных умений (диагностика сформированности коммуникативных качеств личности (тест на определение самооценки «Лесенка»)

.

Литература

  1. Березина В.А. Развитие воспитания - приоритетное направление деятельности в системе образования//Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М.:  Вентана-Графф, 2003.-384с.
  2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей в общеобразовательных школах //Библиотечка журнала "Вестник образования России", 2006, №7, с.50-54
  3. Бурдинская С.В. Воспитательная программа "Вокруг тебя - мир…"// Классный руководитель, 2004, №4, с.19-23.
  4. Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание//Воспитание школьников, 2004, №7, с.2-5.
  5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"//Воспитание школьников, 2006, №2, с.2-7.
  6. Ильенко Л.П. Программа развития общеобразовательного учреждения: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.- М: АРКТИ, 2005, 128с.
  7. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы//Классный руководитель, 2003, №5, с.33-43.
  8. Линский И. Политика в области воспитания: новые идеи//Воспитание школьников, 2005, №5, с.8-13.
  9. Лузина Л. Воспитание как событие//Воспитание школьников, 2004, №9, с.4-6.
  10. Михайлова Л.А. Комплексная программа воспитательной деятельности школы №618 г. Санкт-Петербурга//Классный руководитель, 2003, №5, с.44-63.
  11. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М: МОДЭК, 2008. – 400 с.
  12. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы//Воспитание школьников, 2000, №1, с.6-9.
  13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М.  Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2005.
  14. Фисенко М.А. Классные часы. 4 класс. Изд. Корифей, 2005г.,112с.
  15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М, 2000. - 256 с.
  16. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах «Сердце отдаю детям». Изд. Феникс, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс

Рабочая программа по воспитательной программе по модулям на 2022-2023 гг. 3 класс...