Способы развития у школьников уверенности в себе
опыты и эксперименты на тему

Способы развития у школьников уверенности в себе. Развитие творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_razvitiya_u_shkolnikov_uverennosti_v_sebe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы развития у школьников уверенности в себе  ( развитие творческого мышления)

(Подкопаева А.Г. учитель начальных классов МОУ СОШ №12 г.о. Жуковский Московской области)

Природа творчества полностью до сих пор не изучена, несмотря на то, что творческое мышление является высшим проявлением феномена человека. Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Развитие психических процессов, в том числе творческого мышления, идет у ребенка в определенном порядке, и велика роль взрослого в развитии ребенка.

Вся история человечества - это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения.

Р.Ф.Томсон определяет творческое мышление, противопоставляя его критическому мышлению: "Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного развития необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: «творческое мышление является помехой для критического, и наоборот».

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Творчество, как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

1.         Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

2.         Социальная и личная значимость и прогрессивность;

3.         Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;

4.         Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей);

5. Новизна и оригинальность процесса и результата.

Творческое мышление - высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;

1.         Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти своё собственное решение;

2.         Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

3.         В третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие
объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны;

4.         Человек, с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок для формирования новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической, спонтанной гибкостью.

Для активизации мышления детей, можно использовать различные методы. Занятия начинаются с простого с 1 класса. Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их. Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами - символами.

"На реке";

- Бульк! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! - Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк!

Можно ребенка наполнить образом и он превращается в петуха, кипящий чайник, одуванчик, автомобиль.

ЦЕЛЬ: Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

ЗАДАЧИ:

1.     Поддержка развития творческой исследовательской активности детей.

2.            Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;

3.            Активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития;

4.            Учить методам и приемам научного исследования;

5.            Учить работать с научной литературой.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

        Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности;

        Обучение учащихся работе с научной литературой;

        Подготовка, организация и проведение научно – практических турниров, конкурсов, олимпиад;

        Редактирование и издание научного сборника.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль урока в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей детей важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. По опыту знаю, что даже у самых равнодушных можно побудить интерес. Для этого занятия стремлюсь проводить в различных формах: это и деловые игры, и дискуссии, и беседы за круглым столом, и устные журналы и другие.

Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни - один из основных путей активизации образного мышления. Это и важный способ пробуждения творческих сил.

Заметим, что в автобиографических произведениях всех великих писателей, поэтов, педагогов подчеркивается, какое важное значение в их творческом становлении имел мир родной природы. К. Паустовский вспоминал о своем детстве: « Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля».

Есть древняя притча: в глубину тайны мира неуверенной стопою идет неопытный путник, жалуясь на израненные ноги; он не знает, что не ноги нужны ему в этом трудном походе, а крылья - крылья вдохновения. Человек, обладающий образным мышлением, видит мир иначе - более ярким, праздничным.

Любовь к природе — могучий источник творческих сил, радости жизни, благородных чувств. Важно дать детям возможность чаще бывать на природе, научить их замечать, как много вокруг тихой, неброской красоты.

Рассказывают, что наших туристов, приехавших в Японию, привозят на автобусах в горы и оставляют там почти на час. Туристы возмущаются: « Мы теряем время: тут же ни музеев, ни магазинов, одни скалы». Японцы вежливо разъясняют: « В вашей сегодняшней программе эти 45 минут отводятся для любования природой».

Созерцание скал, цветущей сакуры, праздничных фонариков, составление букетов... Может быть, одна из причин того, что маленькая Япония достигла высот в развитии науки и техники. И состоит в том, что там отводят специальное время для созерцания природы? Нет, это не пустая трата времени. Игнорируя тягу детей к общению с природой, взрослые закрывают доступный и естественный для их возраста канал развития творчества. В итоге личность, безвозвратно теряет какие - то оттенки чувств, нюансы восприятия жизни, творческого отношения к ней.

В начале урока провожу игры на развитие внимания, памяти, мышления, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи сказочного характера, веселые задачи, игры- путешествия. Значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но главное игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.

Разнообразны задания на развитие внимания:

«Фотографирование» предмет, тренировки по скорочтению, различные лабиринты, упражнения с таблицей гласных и согласных, игра «Кто больше?», задания по восстановлению знаков, чисел, букв. Игра «Звездный час» и другие.

Разнообразны задания для развития памяти:

Математические слова, продолжи «цепочку» взаимосвязанных слов, повтори за мной, рассмотреть незнакомый предмет и описать его, рассмотреть репродукцию картины и описать его по памяти, « предмет (например, карман -внутренний, дырявый, пустой и т. д.), проиллюстрировать сказку, рассказ стилизованными рисунками, воссоздать знакомые звуки и т. д.

Задания для развития воображения и представлений: Составление из счетных палочек геометрических фигур, букв, бабочек, цифр; перекладывание счетных палочек так, чтобы из одной фигуры получалась другая.

Задания для развития мышления:

Продолжи ряд чисел; сравни условия и решения задач; выдели группу чисел, слов по признаку; сравни выражения, не выполняя вычислений.

Развитие речи

Умение правильно изложить свои мысли, обосновать свое мнение умение вести дискуссию, общаться со взрослыми и сверстниками формируется в течении лет. Здесь необходимо использовать потенциальные возможности каждого ученика. Для этого стараюсь предусматривать задания разной степени сложности, даю право выбора детям. Предусматриваю дополнительные заданий повышенной сложности .Пусть не все с ним справятся, это и не нужно. Главное, чтобы дети могли выбрать задание по своим возможностям. Интересы и склонности у детей различны. Важно выявить особенности каждого. Все дети талантливы, раскрыть этот талант, помочь раскрыться должны мы.

«Малышей надо посадить за парту лишь для того,- говорил Ш.А. Амонашвили, - чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них творческих задатков, уверенности в себе , которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».

Итак, использование различных методик, способствуют активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами;

1.         Дети свободно адаптируются в социуме;

2.         Они начинают замечать мир в другом ракурсе;

3.         Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;

4.    Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;

5. Трепетное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционное занятие с учащимися с недостаточным уровнем развития уверенности в себе"

Коррекционное занятие разработано с целью проведения  коррекционной работы с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, Коррекционное занятие помогает застенч...

Советы родителям по развитию у ребенка уверенности в себе

Нередко родители задают вопрос о том, как же воспитать у ребенка уверенность в себе. Уверенность в себе у человека формируется еще в детстве, следовательно, большое влияние будет оказано на формирован...

"Формирование у детей доброго отношения друг к другу и уверенности в себе" (работа с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Статья на тему «Формирование у младших школьников доброго отношения друг к другу и уверенности в себе».

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"

Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...

Доклад «Олимпиадное движение в начальной школе, как способ развития младших школьников»

Учебные олимпиады — это интеллектуальные соревнования. Оказывается, можно быть чемпионом по школьным предметам! Но, для того чтобы побеждать, нужно много тренироваться, трудиться.Участие учащихс...