Классный час "Час доброты и дружбы"
классный час (3 класс) на тему

Савельева Валентина Алексеевна

Внеклассное мероприятие, направленное на:

  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • развитие у учащихся эстетические и духовно - нравственные способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc448 КБ
Microsoft Office document icon chas_dobroty_i_druzhby.doc356 КБ
Office presentation icon chas_dobroty_i_druzhby.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

 

 

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились  к тебе.

8. Умей признавать свои ошибки.



Предварительный просмотр:

«Час  доброты и дружбы»

МБОУ «Жилевская СОШ»
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории

Савельева Валентина Алексеевна

Педагогическая цель:

Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательность, доброту;
  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
  • воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Учитель: 

Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Повернитесь все друг к другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Классный час начинать пора!

                                                  Ход классного часа
Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец  ДОБРОТА.

Учитель: - Ребята, а как вы думаете, что такое доброта?
Да. Многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 
Учитель:- Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.
А зачем нужна доброта?
Абсолютно верно, ребята, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

 Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,  
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.

Учитель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:

А-аз                     Ж-живёте       
Б-буки                 3 - земля       
В-веди                 Л-люди       
Г - глагол            М - мыслите    
Д - добро             П - покой   


Азбука как бы призывала:
«Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Распределение по группам

Дети подходят к столу. Берут перевёрнутые карточки  (солнышко, облака, цветы).

Садятся по группам за столы, в зависимости от того, какая карточка.

Ребята, мы с вами распределились по группам.

Как вам нужно работать в группе? (дружно)

Вам нужно вместе обсуждать задание, советоваться, обращаться за помощью друг к другу.

        

Учитель:   Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

1. Составление и объяснение пословиц. 

В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

Ребята работают  в группах

1 группа
• «Злой не верит, что есть добрый»
• «Добрая слава лежит, а худая бежит»
• «Доброго чтут, а злого жалуют»
• «Добрые вести прибавят чести»

- Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

- Про доброе дело говори смело.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Худо жить без ласкового слова.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

- Добрые слова дороже богатства.

- Не ищи красоты, ищи доброты.

- кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

 Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте.

2. Составление сложных слов и объяснение.

 Учитель:   Добрые люди обладают хорошими качествами, с которыми я хотела вас познакомить, но их названия рассыпались. Давайте вместе подумаем, посоветуемся в группах, попытаемся составить из простых слов сложные и объяснить их значение
соседи ДОБРО              

Сердце

Душа

Желать

Порядок

нрав

совесть

Ребята читают получившиеся слова и объясняют их.

  • добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
  • добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
  • доброжелательный - желающий добра
  • добропорядочный - приличный, достойный одобрения
  • добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
  • добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Поговорим об этом подробнее.

Учитель:  Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда вам не разрешают. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. …… будет говорить Кате что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

Учитель:   Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
-  Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.  

Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.



Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

3. Добрый ли человек

Можно ли назвать добрым человека, который:
•   делает что-то полезное для людей;
•   делает домашнее задание за кого-то;
•   ждёт, когда его позовут на помощь;
•   переводит старушку через дорогу;
•   накормит бездомного котёнка;
•   заберёт обратно подаренную вещь


Учитель:   Сегодня мы с вами говорим о доброте и дружбе. Давайте мы ещё раз подумаем о значении этих слов в жизни каждого человека. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить. Готовясь к нашей встрече я случайно прочла стихотворение Федора Абрамова «Щенок», которое поразило меня жестокостью одного из героев.

Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему не кто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
И сейчас, за ломтик хлеба
Он отдал пол жизни
Жизнь - за руку, давшую его!
Вдруг вскочил....
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног
То ему, ему призывно кто - то свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
И ... летит, отброшенный тяжёлым,
Кованным кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(футболист, как видно, был мастак...)
Ты привыкни, маленький калека.
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так...
В разговоре этот самый парень
Как - то о знакомом он сказал:
«Разве человек он?
Пёс, собака! Я б его иначе не назвал...»

- Как можно назвать поступок этого человека?

(высказывания детей)

Какой это человек? (высказывание детей)

А что есть зло? (высказывание детей)

Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.


Учитель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Учитель:  Давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет нам в этом народная мудрость.
• Доброе слово лечит, злое калечит.
• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
• Делай другим добро – будешь сам без беды.
• Худо тому, кто добра не творит никому.
• Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
• Добрые умирают да дела их живут.
• Живи добрее, будешь всем милее.

Дети называют правила, а учительница записывает на доске.
Правила доброты.


1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.

5.  Делись последним с другом.   
6.  Помогай людя
7. Защищай слабог
8. Не завиду
9.  Прощай ошибки други

10. Уметь радоваться успехам своих товарищ

11.Достойно переживать свои неудач.

12. Быть рядом, когда неудача у другого.


Учитель:  -Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.


Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.


Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот...
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

Учитель: Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?

Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

                        Дружба – главное чудо всегда,

                        Сто открытий для всех настоящее,

                        И любая беда – не беда,

                        Если рядом друзья настоящие.

5. Игра-тренинг «Ромашка»

Поиграем в игру «Ромашка».

Учитель: У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. 

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

Учитель:Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

Лепестки ромашки: (не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)

  • добрый
  • преданный
  • щедрый
  • внимательный
  • понимающий

- Много слов сказано о дружбе.

6. Игра «Рука дружбы»        

(под музыку)

Дети на альбомных листах обводят свою руку (или дать готовые руки). На ладошке можно написать своё имя. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

          Прикрепляем руки на доску.

         - Мы все протянули руку дружбы друг другу. Составили хоровод дружбы.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь

Его боль раздели на двоих,

Помоги ему, он - твой друг.

На лодонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

Учитель вручает каждому ребенку звезду, на которой написаны правила дружбы.

Правила дружбы

  • помогать другу в случае беды
  • делится с другом новостями
  • эмоционально поддерживать друга
  • доверять другу
  • защищать друзей
  • быть доброжелательными с друзьями

Исполнение песни "Если с другом вышел в путь"

Рефлексия

Игра «Паутина дружбы»

(Дети встают в круг)

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

А чтобы ваша дружба была ещё крепче, я предлагаю вам сплести паутину, связывающую вас всех вместе.

При этом каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые возникли у вас,  и сказать добрые слова своим одноклассникам.

(Учитель берёт клубок нити, обматывает нить вокруг своей ладони и передаёт клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребёнку фразу: «Мне…., потому что…» Затем этот ребёнок также обматывает нить и передаёт клубок кому захочет. Каждый ребёнок говорит о том, чем ему понравилось или не понравилось.

Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека...

19. Заключительное слово учителя:

Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.


Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:

20. Песня «Дорога добра»

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
\ Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять

легко. Старый друг лучше новых двух.

Подведение итогов

Для чего мы сегодня говорили о дружбе?

Какой вы сделали вывод для себя?

Рефлексия

Что было интересным?

В чём испытывали затруднения?

Физминутка:  

    Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,


                           Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

                           Влево, вправо  повернитесь

                            И  друг  другу  улыбнитесь.

                            Руки  к  солнцу  протянули,

                            Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

                            С  этим  лучиком  в  груди 

                            Ты  на  мир  ясней  гляди

  •  Доброе дело два века живет.
  • Доброму везде добро.
  • Добро – не лихо бродит тихо.
  • Добро не горит не тонет.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Добро не умрет, а зло пропадет.
  • Добро того учит, кто слушает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Час доброты и дружбы Учитель начальных классов МБОУ «Жилевская СОШ» Савельева Валентина Алексеевна

Слайд 2

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой Доброта. Вот качество, которое я желаю приобреси больше всех других.

Слайд 4

Старославянская азбука А - аз Б- буки В - веди Г - глагол Д - добро Ж - живёте З -земля Л - люди М - мыслите П - покой Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро.

Слайд 5

добро сердце добро душа добро желать добро порядок добро нрав добро совесть добросердечный добродушный доброжелательный добропорядочный добронравный добросовестный

Слайд 6

* делает что-то полезное для людей * делает домашнее задание за кого-то * ждёт, когда его позовут на помощь * переводит старушку через дорогу * накормит бездомного котёнка * заберет обратно подаренную вещь

Слайд 7

Не причиняйте даже самого незначительного страдания, не одному живому существу на нашей земле, не людям, ни животным! Не причиняйте даже самого незначительного страдания, не одному живому существу на нашей земле, не людям, ни животным! Относитесь к ним бережно!

Слайд 8

Народная мудрость * Доброе слово лечит, злое калечит. * Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. * Делай другим добро - будешь сам без беды. * Худо тому, кто добра не творит никому. * Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром. * Добрые умирают да дела их живут. * Живи добрее, будешь всем милее.

Слайд 9

ПРАВИЛА ДОБРОТЫ 1. Будь приветлив, вежлив. 2. Будь внимателен к людям. 3. Делай добрые дела. 4. Не отвечай злом на зло. 5. Делись последним с другом. 6. Прощай ошибки другим. 7. Защищай слабого.

Слайд 10

С чего начинается дружба? Ты улыбкой, как солнышко брызни, Выходя по утру из ворот, Понимаешь, у каждого в жизни, Предостаточно бед и забот... Разве любы на хмурые лица, Или чья то сердитая речь Ты улыбкой сумей поделиться, И ответную искру зажечь.

Слайд 11

Дружба нужна всем!

Слайд 12

Желаю вам хороших и верных друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Доброта, вежливость, дружба"...

-        Доброта, вежливость, дружба... Что означают эти слова?Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:«Доброта — это отзывчивость, душевное расположен...

классный час "Доброта, вежливость, дружба"

Классный час на тему "Доброта, вежливость, дружба" провела ко дню толерантности. Материал подобрала с учётом возраста детей. Материал содержит: стихи, песни, слайды, поговорки и пословицы, практическу...

Классный час "Поговорим о доброте и дружбе"

Мероприятие углубляет представления детей об общечеловеческих ценностях доброте и дружбе....

Классный час " Урок доброты и дружбы"

Разработка классного часа для 3-х классов....