Трудности обучения медлительных детей.
статья (1 класс) на тему

Иванова Лариса Алексеевна

Медлительность—не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной системы. Медлительный ребенок вследствие  низкой подвижности нервных процессов (тип темперамента), низкой переключаемости испытывает постоянный дефицит времени, не успевает за темпом работы класса при все увеличивающейся нагрузке, что приводит к ситуации стресса и неуспеха. Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности.

• Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма - в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза).

• У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).

• У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение в работу и переключение.

• При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».

• У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.

• Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники - при одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_obucheniya_medlitelnykh_detey.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Трудности обучения медлительных детей.

При слове «ребенок» у нас возникают ассоциации, связанные с шумными играми, с непоседливостью, ведь дети постоянно находятся в движении. Однако, почти 20% детей называют медлительными. Их медлительность связана со слабой подвижностью нервных процессов, поэтому ребенок все делает медленно – думает, говорит, двигается.  Медлительный ребенок не только делает все медленно, у него также замедлена и умственная деятельность, прежде чем ответить на вопрос, ребенку нужно собраться с мыслями, сосредоточиться. Проявляется медлительность и в речи ребенка – он тянет слова, делает паузы. Еще одна особенность – ребенок не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Торопить его бесполезно, он станет еще медлительнее и не увереннее. Ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей. Их постоянно ругают, наказывают, торопят, родители из-за них раздражаются, но самое главное – медлительный ребенок испытывает трудности с обучением. Все это накладывает отпечаток на характер ребенка, он замыкается в себе, становится необщительным. Так создаются условия для возникновения невроза. С началом обучения в школе эта проблема обостряется: у ребенка медленное развитие речи и письма, он не успевает вовремя ответить на вопрос учителя. Вследствие этих причин резко снижается успеваемость.  

Медлительность—не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной системы. Медлительный ребенок вследствие  низкой подвижности нервных процессов (тип темперамента), низкой переключаемости испытывает постоянный дефицит времени, не успевает за темпом работы класса при все увеличивающейся нагрузке, что приводит к ситуации стресса и неуспеха. Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности.

• Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма - в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза).

• У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т. п.).

• У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение в работу и переключение.

• При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».

• У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.

• Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники - при одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться.

Тезис «умеет — сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

• Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит учебная деятельность медлительного ребенка.

С этими особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях. Педагоги и родители в силах оказать максимальную помощь и поддержку детям с медленным темпом деятельности.  Нужно только понять их, принять такими, какие они есть, и захотеть помочь.

Как же помочь медлительному ребенку преодолеть дискомфорт и тревожность, раскрыть свои способности и возможности, обучаясь в школе?

 Рекомендации родителям медлительных детей.

Никогда не ругайте ребенка за медлительность, так как это особенность нервной системы человека и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее. Спокойствие, выдержка, доброжелательность, ровный тон голоса, без раздражения и окриков, должны стать постоянными спутниками в общении с вашим ребенком. Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном темпе.

       Никогда не торопите, не подгоняйте ребенка, не используйте в общении с ним слова «Быстрее!», «Не копайся!», «Сколько можно ждать?» - это вызовет обратную реакцию, возможно стресс, что впоследствии может стать причиной невроза.

Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели. Четкая организация режима дня поможет медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Составьте круг обязанностей ребенка, постепенно расширяя их, не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте с той, что получается хорошо. Не торопитесь заставлять ребенка выполнять задания самостоятельно, составьте вместе план работы, разберите его.

 При выполнении домашних заданий строго и четко регламентируйте и дозируйте время, отводимое на каждый предмет. Помогайте ребенку включиться в работу. Чередуйте нагрузку с отдыхом. Начинайте выполнение домашней работы с предметов, с которыми ребенок справляется быстрее. Избегайте отвлекающих факторов (включенный телевизор, компьютер, разговоры, игрушки и т.д.). Помните: продленка не для медлительных детей. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке. Ребенку следует исключить все дополнительные нагрузки, так как они для медлительных детей утомительны. Не рекомендуется обучение детей с замедленным темпом деятельности в школах повышенного уровня – лицеях, гимназиях. Выберите школу адекватно возможностям ребенка, где он будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Отдавая ребенка в школу, при выборе учителя руководствуйтесь особенностями темперамента вашего ребенка. Учитель быстрый, с быстрой речью, сам того не желая, будет создавать для медлительного ребенка постоянную ситуацию напряжения и неуспеха. Записывая ребенка в спортивные секции, кружки, избегайте тех, что носят соревновательный характер, вызывают большую физическую нагрузку, перевозбуждение. Выберите те, где ребенок будет чувствовать себя спокойно, увлеченно занимаясь в течение продолжительного времени.

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели: чаще хвалите, когда он этого заслуживает, подбадривайте, подчеркивайте успехи. Это укрепит уверенность ребенка в своих силах, повысит его самооценку. Главное, о чем должны знать мы, взрослые, - это то, что для помощи медлительным детям нужны системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, родителей.

Важно помнить: при создании необходимых условий, при учете индивидуальных особенностей ребенка и, главное, при работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительных детей могут быть очень высокими, а обучение в школе может быть вполне успешным. Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным, помочь ему раскрыть свой потенциал.

Рекомендации учителям по работе с медлительными детьми.

В работе с медлительным ребенком важны терпение и спокойствие, доброжелательный, тон. Главное — не напоминать ребенку о его медлительности и не стыдить за нее. Работу с медлительным ребенком стройте индивидуально.

Медлительным детям, в связи с недостаточной сформированностью функции программирования, для организации учебной деятельности необходимы контроль, направляющая, организующая и стимулирующая помощь со стороны взрослых. Предоставьте возможность медлительному ребенку обращаться к вам за помощью в случае затруднения. Предложением «делай сам!» вы дадите толчок страху сделать неправильно. Разберите все, убедитесь, что ребенок понял и знает, что и как нужно сделать.

 Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Если в классе таких детей трое-четверо, можно организовать работу в малой группе, еще лучше дать каждому индивидуальное задание. Очень эффективна работа по карточкам.

Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет выполнять задание быстрее, но будет суетиться, нервничать, допуская ошибки и небрежность. В работе с медлительными детьми следует оценивать не объем работы, а ее качество. Не считайте скорость чтения основным критерием его успешности, так как медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, понимание текста. На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь больше времени для их выполнения. Даже диктант целесообразнее провести отдельно с группой детей, которые медленно пишут.

Медлительного ребенка не рекомендуется вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его о вызове. Важно, чтобы вызов не был неожиданным, так как ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.  

 Деятельность такого ребенка нельзя перебивать никакими вопросами и просьбами. Например, ребенок решает примеры, а  учитель просит рассказать приём, с помощью которого он выполняет вычисления.  Любая непоследовательность, отклонение от привычного ритма, тормозит мыслительную деятельность ребенка.  

Не рекомендуется давать медлительным детям задания с ограничением времени выполнения, соревнования вида «кто быстрее». Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.  Обязательно включайте задания, которые ребенок точно может выполнить, и обязательно похвалите его. Медлительный ребенок должен иметь время на включение в деятельность, и простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для урока), повторяющиеся ежедневно, они  помогают ему успешно работать.  Если ребенок устал, задание нужно отложить, сделать физминутку, расслабление. В идеале необходим отдых каждые 15 - 20 минут.

 Медлительному ребенку нужно не только помогать выполнять домашнее задание, разбирать все пройденное на уроке, но и «забегать» немного вперед, чтобы ребенку было легче усвоить то, что будет объяснять учитель. Тогда ему не придется догонять класс, следовательно, он не будет отставать в учебе. Учеба на опережение. Каникулярное время и выходные дни можно использовать на то, чтобы ребенок наперед читал  в учебнике то, что будет изучаться на последующих уроках.   Такой подход позволит избежать ненавистных ребенку переключений с одного предмета на другой. У ребенка не пропадет интерес к материалу, когда он будет слушать его в очередной раз. Ведь медлительные дети старый материал слушают с большим удовольствием, чем новый.

 Медлительный ребенок не успевает усваивать большую часть видимого и слышимого в быстром темпе (количество информации увеличивается — возрастает нагрузка на свойство подвижности, что ведет к углублению торможения у него). Если повторять то же еще раз или говорить медленнее, такой ребенок прекрасно бы справлялся с заданиями, но это далеко не всегда возможно в классе. Следовательно, медлительному ребенку нужно больше внимания, больше повторений одного и того же, чтобы он догнал по показателям детей с подвижными нервными процессами. Медлительные дети не уступают подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее - они быстрее устают. У них ниже скорость и точность работы, хуже внутреннее торможение.   Любую тренировку (более быстрое выполнение задания, ограничение во времени и т.д.) проводите на положительном эмоциональном фоне, т.е. с веселым настроением, которое легче всего создается в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций.

   Медлительного ребенка нужно хотя бы на время отдать в спортивную секцию. Ему подойдут такие виды спорта, где есть соревнования на скорость – бег, плавание. Это поможет ему концентрировать внимание и энергию, собираться с силами.

Медлительный ребенок, поставленный в условия чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, т.к. при этом свойство подвижности, и без того недостаточное, ослабляется еще больше. Взрослые должны помнить, что нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке, в противном случае будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, возникнут трудности в обучении.

Правила игры с медлительными детьми

Правило 1.  Необходимо подумать, как организовать медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свойство подвижности, выделить время для специальных занятий-игр. При ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут в день. Место для игры значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

Правило 2. Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учится. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности. Достигая успеха, он начинает любить себя «нового» и стремиться к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но, в первую очередь, конечно, у сверстников.

Правило 3. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен научиться бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после нее ведут себя гораздо дружелюбнее, т.к. имеют возможность сбросить накопившуюся агрессию. В играх с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

 Игры с использованием максимально быстрых движений

«Точки» За одну минуту нужно поставить наибольшее количество точек на листке бумаги. Кто больше поставит — тот победил.

«Обмоталочки» Берется длинная веревка, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу начинают крутиться, накручивая на себя веревку, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

Скоморохи» Ребенку предлагается каждой ногой поочередно шлепнуть себя по ягодицам. Время выполнения задания 30 сек. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

Игры для развития психомоторики

«Смотай клубок» Это упражнение развивает координацию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме. У каждого участника должно быть 4-5 цветных шерстяных ниток, каждая длиной 2 м. Задача: смотать плотный клубочек одной рукой* Сперва правой (ведущей), а затем левой. Контрольной время: для ведущей руки - 20 сек., для другой - 25 сек. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити. Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.    

 Игры со сменой темпа движений

«Музыкальные линии» Взрослый отчетливо про-певает какую-либо мелодию. Ребенок на листе бумаги начинает чертить линию. Как только взрослый замолкает, линия прерывается -и возобновляется, когда голос зазвучит вновь. Величина разрыва линии зависит от длительности паузы. Потом можно поменяться ролями с ребенком — он поет, а вы чертите. Пение можно заменить игрой на музыкальных инструментах.

«Мотоциклисты»  Взрослый имитирует звуки мотоцикла: момент запуска, ускорение, замедление, поворот ручки «газа». И одновременно вместе с ребенком кружится на воображаемых мотоциклах.  

 Игры для развития внутреннего торможения

«Игрушка» Очень эффективная игра для развития внутреннего торможения. Взрослый готовит заранее игрушку, накрытую салфеткой. Ребенок должен закрыть глаза, и пока взрослый не досчитает до пяти, не открывать их. Тогда малыш сможет увидеть сюрприз, который находится под салфеткой. Сначала ребенок не сможет выдержать до счета «пять», но постепенно у него это получится. Впоследствии вы будете должны довести этот промежуток времени до счета «десять.

Приемы, облегчающие учебную деятельность медлительных школьников.

• не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа нанего; дать ребёнку достаточно времени на обдумывание и подготовку;

• желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (при достаточной сформированности навыка письма);

• нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

• лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

• путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у такого ребёнка уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т. д.;

• следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относится к ним;

• во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

• следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать внимание, создавать спокойную обстановку.

• не требовать от них немедленного включения в работу: его  активность в выполнении нового вида задания возрастает постепенно;

• следует помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

• не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизаций;

• поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует  проводить их опрос в начале урока;

• нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;

• в момент выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

• нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить опрос до следующего раза.

Стройте процесс обучения на положительных эмоциях, создавайте мотивацию успеха, повышайте самооценку ребенка. Медлительные дети, как правило, не уверены в себе, поэтому нуждаются в понимании, поддержке со стороны учителя. Помогите ребенку реализовать свои возможности и способности, которые могут быть довольно высокими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школьные трудности медлительных детей"

Данный материал предназначен для родителей и учителей. В нём рассматриваются трудности в обучении медлительных детей....

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

Особенности обучения ригидных (медлительных) детей в начальной школе

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.Младший школьный возраст – важный...

Трудности обучения письму и чтению медлительных детей

Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмеч...

Родительское собрание "Медлительный ребенок и трудности обучения"

Задачи собрания:Обсудить с родителями проблему обучения  - медлительных детей.Настроить родителей на преодоление трудностей связанных  с обучением медлительного ребенка....

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей обучения леворуких детей в образовательном учреждении

Данная статья содержит рекомендации родителям и учителям по оказанию помощи в преодолении трудностей  обучения леворуких детей в ОУ....

Статья "Как помочь гиперактивным и медлительным детям с обучением на дому?

Все дети разные: не каждого ребенка легко усадить.......