"Весновка-свистунья" классный час ко дню птиц
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Звучит музыка.
Стихотворение. (читает ученица)
Пришел сегодня день чудес
Пришел он не напрасно.
В лесной глуши раздался треск,
И ожил день ненастный.
И лес проснулся на заре,
Очнулся от печали,
Прислушайтесь: в лесной тиши
Вдруг птицы зазвучали.
Они на сотни голосов
Поют лесные песни:
«Весна идет, весна идет.
И нет ее чудесней!»
У. -Сегодня, как вы уже догадались, мы отправляемся в гости к прекрасной…
Д. -Весне!
У. – А как же мы узнаём весну?
Д. - …
У. – Ярче всего признаки весны отображаются в народных приметах. Давайте прочитаем некоторые из них.
Ранний прилёт жаворонка – к ранней весне.
Весной паутины много – на жаркое лето.
Купаются воробьи ранней весной — к теплу.
Увидел скворца - знай: весна у порога.
Длинные сосульки к длинной весне.
У. –В народных приметах мы видим мудрость народа, его понимание природы и единение с ней. У наших бабушек и дедушек было много народных праздников, гуляний, обрядов, связанных с изменениями, происходящими в природе. И сегодня – самое время узнать, как встречали весну в старину.14 марта на Руси отмечали праздник Весновки –свистуньи. Именно в этот день детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название «Весновка-свистунья».
Исполнение песни «Весняночка».
-Ребята, а хотите, чтобы весна не просто в гости заглянула, а осталась на 3 месяца, да еще и лето за собой привела?
- А раз так, надо ее хорошенько встретить, да приветить. Кто из вас знает, как надо весну встречать? ( Наши прабабушки и прадедушки прихода весны долго ждали, радовались первому теплу, встречали весну настоящими праздниками. Весну зазывали, гукали, чтобы пришла она с теплом, богатым урожаем. Деревенская ребятня бегала по улицам и пела коротенькие песни – заклички, этими закличками они зазывали весну.)
У.- Друзья мои, мы с вами тоже знаем заклички, так давайте же весну закликать!
Заклички
1 Жучик, крючик, паучок
Прилети к нам куличок,
Виту, виту, виту, лай,
Принеси весну в наш край!
2 Идет матушка – весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел,
Белый снег сошел.
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним – и май
Выходи – гуляй!
3 Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоела, ой беда!
4 Ой весна ты моя, ты весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей
Приходи, приходи!
Солнцем, светом озари!
У. – Молодцы, ребята! Здорово у вас получается. А знаете ли вы, кто сообщает людям о приходе весны?
Д. – Птицы.
В. – Действительно, в народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну и верят в то, что в марте из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Слайд.
У. - Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Мы с вами тоже приготовили таких «птичек». Внимание на экран (пауза, слайды-фото)
и сегодня, в день Весновки-свистуньи, вы подарите их своим родным с самыми добрыми пожеланиями. Выходит повар-учащийся с подносом
Стихотворение на фоне музыки «Весенняя капель», слайды
Солнце, словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом.
Из –под снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.
У.- Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. И в эту пору наши прадедушки и прабабушки с удовольствием играли в «Ручеёк». Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… Сейчас мы с вами поиграем в эту игру.
Игра под музыку.
У. – Много игр, обрядов у русского народа.
В них и щедрость, и красота, и душа.
один из таких обрядов проводили в праздник Весновки-свистуньи.Выбирали деревце, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Дерево носили по селу, чтобы каждый мог его украсить, а потом дерево приносили туда, где весну кликали.
- Сейчас мы с вами, как когда-то наши предки, нарядим обрядовое дерево, а после, как и положено в этот праздник, устроим вокруг него свистопляски!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"
Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...
К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"
Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...