Проблема лингвоэкологического воспитания младших школьников
материал по теме
Оберегать язык от негативного влияния, бороться за его самобытность, чистоту призвана такая наука ка лингвинистическая экология или лингвоэкология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_lingvoekologicheskogo_vospitaniya_mladshikh_shkolnikov.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы лингвоэкологического воспитания младших школьников
Выполнила Шкребец Т.Ю.
Многообразны экологические проблемы нашего времени : сохранение растительного и животного мира, водного и воздушного пространства, почвы и защита их от технического и человеческого влияния. На особом месте в этом списке- проблема сохранения и защиты русского языка, пострадавшего в результате больших изменений в обществе и впитавшего в себя продукты вульгаризации, криминализации, канцеляризации, американизации и прочих процессов, которые затронули язык и сознание его носителей. Оберегать язык от негативного влияния, бороться за его самобытность, чистоту призвана такая наука, как лингвинистическая ЭКОЛОГИЯ или лингвоэкология.
Лингвоэкология- это находящаяся в процессе становления лингвистическая дисциплина, тесно связанная с такими разделами лингвистики, как социолингвистика, этнолингвистика, теория культуры речи, история языка; взаимодействующая с рядом других гуманитарных дисциплин (этнопсихологией, социологией, историей данного народа, историей его культуры) и исследующая проблематику языковой и речевой деградации.
Большой лингвистический словарь В.Д. Стариченка содержит следующую трактовку этого понятия: лингвистическая экология- направление в лингвистике, исследующее различные вопросы, связанные с языковой ситуацией, языковой средой и языковой политикой, с культурой речи и речевым этикетом, с динамикой языковых норм и многое другое. К сфере лингвистической экологии относятся проблемы сохранения и бережного отношения к языку как важнейшему средству общения, как духовной среде обитания человека.
Воспитать-вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения.
Следовательно, линвоэкологическое воспитание-это воздействие на языковое и речевое воспитание ребенка, обучение его речевому поведению; это создание благоприятной языковой и речевой среды, влияющей на его духовное развитие и формирующей его речевую культуру.
Выявление проблем лингвоэкологического воспитания в начальной школе начали с анкетирования учителей и учеников в одной из школ г. Москвы; организовали наблюдение за речью младших школьников.
Анкета для учителя включала вопросы:
- Как вы оцениваете состояние речевой культуры учащихся вашего класса?
- Используют ли ученики ненормативную лексику?
- Что отрицательно, а что положительно влияет на речь детей?
- Кому, с вашей точки зрения, дети подражают в поведении и речи?
- Кто (что), по вашему мнению , должен (должно) стоять на первом (втором, третьем) месте в формировании у детей культуры речевого поведения, вкуса к хорошему слову?
- Достаточно ли, с вашей точки зрения, в начальной школе уроков русского языка и литературного чтения и можно ли с помощью
увеличения часов на эти предметы изменить речевую ситуацию в начальных классах?
Проанализировав ответы учителей, пришли к выводу: у младших школьников недостаточно сформирована речевая культура. Дети в общении между собой и взрослыми неоправданно используют иноязычную лексику, употребляют жаргонизмы, нецензурные слова. Часто речевое поведение школьников отражают манеры героев любимых американских мультфильмов и персонажей компьютерных игр. Но на первое место отрицательного влияния на речь младших школьников учителя ставят семью: дети говорят так, как говорят родители, а затем уже, по мнению педагогов, сказывается влияние современных кинофильмов и мультфильмов.
Учителя считают, что в начальной школе недостаточно уроков русского языка и литературного чтения; для повышения речевой культуры детей нужны специальные дисциплины.
Анкетирование учащихся включало элементы тестирования и выявляло представления младших школьников о грамотной речи, о лексических предпочтениях в различных ситуациях, о любимых учебных предметах и любимых занятиях.
Результаты опроса учеников свидетельствуют: второклассники считают, что самая грамотная речь-это речь учителя, и хотят , чтобы их речь была такой же. Из изучаемых предметов дети отдают предпочтение иностранному ( английскому) языку, уроки русского языка нравятся лишь четырём ученикам из двадцати одного.
Удивление, восторг второклассники привыкли выражать с помощью слов ИНТЕРЕСНО! СУПЕР! ПРИКОЛЬНО! ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ПОТРЯСАЮЩЕ! КЛАССНО! КЛЁВО! КАЙФОВО! ОФИГЕННО!
КРУТО!
Наблюдая за учащимися на уроках и переменах, учителя обратили внимание на особенность их речи. Первое, что режет слух,-это слова- паразиты (это самое, ну, как бы вообще, блин),употребление которых происходит машинально, незаметно для них: БУРАТИНО СДЕЛАН ИЗ ДЕРЕВА; ОН КАК БЫ НЕУЧЕНЫЙ. НЕ ВИЖУ , БЛИН, КАКАЯ ОШИБКА.
Второе, что портит речевой портрет учеников, -просторечные выражения, не различение оттенков значений слов: УТАЩИЛ ИХНЮЮ МАМУ. ИХНИИ ЦВЕТОК. ЗОЛУШКА ОДЕЛА ТУФЕЛЬКУ.
Присутствие грубой лексики- жаргона и сленга-также характерный признак речи младших школьников: Солнце круче ветра. Прикольно!
Клево! Мне по фигу все, что здесь рассказывают. На фига ты еду отдал за какой-то талисман.
Стремление использовать иноязычные «модные» слова 0,КЕЙ, ХАИ, БАЙ, СУПЕР, НОУ-ХАУ, ХАКЕР- тоже характерная черта речи учеников. Например: Он стал супергероем (про утенка, который потерял свою тень).
Часто оценочную лексику (красивая, великолепная, замечательная, удивительная, чудесная и т.д.) второклассники заменяют словом офигенная. Высшая похвала-это СУПЕР! И КЛАССНО! Например, при встречи подруг можно услышать такой диалог:
-ХАЙ, ПОДРУЖКА!
-ПРИВЕТ! КЛАССНО ВЫГЛЯДИШЬ!
А при встречи друзей:
-ЗДОРОВО, БРАТАН! У МЕНЯ ВСЕ СУПЕР!
Таким образом, исследование речи школьников открыло проблемы, напрямую связанные с лингвоэкологией.
Специалистами сделана попытка определить содержание и условия проведения работы по лингвистической экологии, создать программу.
При работе над программой возникли объективные трудности. Самая главная трудность связана с деликатностью вопросов лингвоэкологии: нельзя лишь отвергать нелитературное и навязывать нормативное; нельзя акцентировать внимание на грубой лексике, так как это может побудить детей к её использованию. В этой работе уместно чувство меры и такта.
Следующая трудность: по этому направлению недостаточно литературы. Эта программа предполагала, прежде Всего, создание в классе хорошей речевой среды с помощью образцовой речи учителя. Следующее направление- больше внимания уделять речевому этикету, обучение которому проходило на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассным занятиям « Очень нужные и важные слова».
На уроках русского языка работа должна проводиться в соответствии с материалом учебника, с добавлением дополнительных заданий. Например, дать задание: «Записать слова в алфавитном порядке. Подчеркнуть вежливые слова; составить предложения с этими словами».
На уроках литературного чтения в эпизодах знакомства, приветствия и прощания можно разыгрывать сценки, предварительно провести беседу о вежливых словах и о значимости их в нашей речи. После показа каждой сценки можно провести анализ, внимание учеников обратить на то, как стоит говорить, и как не уместно, какие этикетные формулы можно использовать в различных обстоятельствах.
В воспитательное мероприятие « Очень нужные и важные слова» можно провести беседу о языке и речевой культуре, проанализировать пословицы «Доброе слово что дождь в засуху», «Доброе слово дороже богатства», «На добрый привет- добрый ответ» и т.д., закончить мероприятие можно творческой работой- отразить в рисунках то, что дети узнали из беседы, показать и прокомментировать свои рисунки. При комментировании рисунков ученики должны использовать вежливые и добрые слова.
Конечно, такая работа не может решить всех проблем лингвистической экологии, так как затрагивает лишь одну её сторону- речевой этикет. Однако, можно надеяться на то, что даже такие робкие попытки пробудить в детях экологическое отношение к языку принесут свои плоды.
Литература: Начальная школа №10, 2003 год; №12, 2003год;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проблемы нравственного воспитания младших школьников
доклад по теме: " проблемы нравственного воспитания младших школьников"...
Проблемы нравственного воспитания младшего школьника
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и...
Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского п...
Теоретический анализ проблемы экологического воспитания младших школьников
Теоретическая значимость данной статьи заключается в обобщении литературного материала по данной проблеме и изложении методических рекомендаций по воспитанию экологической культуры у детей младшего шк...
Проблемы экологического воспитания младших школьников.
Презентация посвящена проблемам экологического воспитания детей. Автор представил направления работы, используемые для формирования экологической грамотности учащихся средством реализации взаимосвязи ...
Проблема эстетического воспитания младших школьников
Проблема эстетического воспитания младших школьников через литературное чтение....
Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания младшего школьника
Младший школьный возраст – это возрастной период, согласно возрастной периодизации от 6–7 до 9–11 лет, его же называют высшей точкой развития детства [7]. В начальной школе у ребёнк...