Проблема лингвоэкологического воспитания младших школьников
материал по теме
Оберегать язык от негативного влияния, бороться за его самобытность, чистоту призвана такая наука ка лингвинистическая экология или лингвоэкология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы лингвоэкологического воспитания младших школьников
Выполнила Шкребец Т.Ю.
Многообразны экологические проблемы нашего времени : сохранение растительного и животного мира, водного и воздушного пространства, почвы и защита их от технического и человеческого влияния. На особом месте в этом списке- проблема сохранения и защиты русского языка, пострадавшего в результате больших изменений в обществе и впитавшего в себя продукты вульгаризации, криминализации, канцеляризации, американизации и прочих процессов, которые затронули язык и сознание его носителей. Оберегать язык от негативного влияния, бороться за его самобытность, чистоту призвана такая наука, как лингвинистическая ЭКОЛОГИЯ или лингвоэкология.
Лингвоэкология- это находящаяся в процессе становления лингвистическая дисциплина, тесно связанная с такими разделами лингвистики, как социолингвистика, этнолингвистика, теория культуры речи, история языка; взаимодействующая с рядом других гуманитарных дисциплин (этнопсихологией, социологией, историей данного народа, историей его культуры) и исследующая проблематику языковой и речевой деградации.
Большой лингвистический словарь В.Д. Стариченка содержит следующую трактовку этого понятия: лингвистическая экология- направление в лингвистике, исследующее различные вопросы, связанные с языковой ситуацией, языковой средой и языковой политикой, с культурой речи и речевым этикетом, с динамикой языковых норм и многое другое. К сфере лингвистической экологии относятся проблемы сохранения и бережного отношения к языку как важнейшему средству общения, как духовной среде обитания человека.
Воспитать-вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения.
Следовательно, линвоэкологическое воспитание-это воздействие на языковое и речевое воспитание ребенка, обучение его речевому поведению; это создание благоприятной языковой и речевой среды, влияющей на его духовное развитие и формирующей его речевую культуру.
Выявление проблем лингвоэкологического воспитания в начальной школе начали с анкетирования учителей и учеников в одной из школ г. Москвы; организовали наблюдение за речью младших школьников.
Анкета для учителя включала вопросы:
- Как вы оцениваете состояние речевой культуры учащихся вашего класса?
- Используют ли ученики ненормативную лексику?
- Что отрицательно, а что положительно влияет на речь детей?
- Кому, с вашей точки зрения, дети подражают в поведении и речи?
- Кто (что), по вашему мнению , должен (должно) стоять на первом (втором, третьем) месте в формировании у детей культуры речевого поведения, вкуса к хорошему слову?
- Достаточно ли, с вашей точки зрения, в начальной школе уроков русского языка и литературного чтения и можно ли с помощью
увеличения часов на эти предметы изменить речевую ситуацию в начальных классах?
Проанализировав ответы учителей, пришли к выводу: у младших школьников недостаточно сформирована речевая культура. Дети в общении между собой и взрослыми неоправданно используют иноязычную лексику, употребляют жаргонизмы, нецензурные слова. Часто речевое поведение школьников отражают манеры героев любимых американских мультфильмов и персонажей компьютерных игр. Но на первое место отрицательного влияния на речь младших школьников учителя ставят семью: дети говорят так, как говорят родители, а затем уже, по мнению педагогов, сказывается влияние современных кинофильмов и мультфильмов.
Учителя считают, что в начальной школе недостаточно уроков русского языка и литературного чтения; для повышения речевой культуры детей нужны специальные дисциплины.
Анкетирование учащихся включало элементы тестирования и выявляло представления младших школьников о грамотной речи, о лексических предпочтениях в различных ситуациях, о любимых учебных предметах и любимых занятиях.
Результаты опроса учеников свидетельствуют: второклассники считают, что самая грамотная речь-это речь учителя, и хотят , чтобы их речь была такой же. Из изучаемых предметов дети отдают предпочтение иностранному ( английскому) языку, уроки русского языка нравятся лишь четырём ученикам из двадцати одного.
Удивление, восторг второклассники привыкли выражать с помощью слов ИНТЕРЕСНО! СУПЕР! ПРИКОЛЬНО! ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ПОТРЯСАЮЩЕ! КЛАССНО! КЛЁВО! КАЙФОВО! ОФИГЕННО!
КРУТО!
Наблюдая за учащимися на уроках и переменах, учителя обратили внимание на особенность их речи. Первое, что режет слух,-это слова- паразиты (это самое, ну, как бы вообще, блин),употребление которых происходит машинально, незаметно для них: БУРАТИНО СДЕЛАН ИЗ ДЕРЕВА; ОН КАК БЫ НЕУЧЕНЫЙ. НЕ ВИЖУ , БЛИН, КАКАЯ ОШИБКА.
Второе, что портит речевой портрет учеников, -просторечные выражения, не различение оттенков значений слов: УТАЩИЛ ИХНЮЮ МАМУ. ИХНИИ ЦВЕТОК. ЗОЛУШКА ОДЕЛА ТУФЕЛЬКУ.
Присутствие грубой лексики- жаргона и сленга-также характерный признак речи младших школьников: Солнце круче ветра. Прикольно!
Клево! Мне по фигу все, что здесь рассказывают. На фига ты еду отдал за какой-то талисман.
Стремление использовать иноязычные «модные» слова 0,КЕЙ, ХАИ, БАЙ, СУПЕР, НОУ-ХАУ, ХАКЕР- тоже характерная черта речи учеников. Например: Он стал супергероем (про утенка, который потерял свою тень).
Часто оценочную лексику (красивая, великолепная, замечательная, удивительная, чудесная и т.д.) второклассники заменяют словом офигенная. Высшая похвала-это СУПЕР! И КЛАССНО! Например, при встречи подруг можно услышать такой диалог:
-ХАЙ, ПОДРУЖКА!
-ПРИВЕТ! КЛАССНО ВЫГЛЯДИШЬ!
А при встречи друзей:
-ЗДОРОВО, БРАТАН! У МЕНЯ ВСЕ СУПЕР!
Таким образом, исследование речи школьников открыло проблемы, напрямую связанные с лингвоэкологией.
Специалистами сделана попытка определить содержание и условия проведения работы по лингвистической экологии, создать программу.
При работе над программой возникли объективные трудности. Самая главная трудность связана с деликатностью вопросов лингвоэкологии: нельзя лишь отвергать нелитературное и навязывать нормативное; нельзя акцентировать внимание на грубой лексике, так как это может побудить детей к её использованию. В этой работе уместно чувство меры и такта.
Следующая трудность: по этому направлению недостаточно литературы. Эта программа предполагала, прежде Всего, создание в классе хорошей речевой среды с помощью образцовой речи учителя. Следующее направление- больше внимания уделять речевому этикету, обучение которому проходило на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассным занятиям « Очень нужные и важные слова».
На уроках русского языка работа должна проводиться в соответствии с материалом учебника, с добавлением дополнительных заданий. Например, дать задание: «Записать слова в алфавитном порядке. Подчеркнуть вежливые слова; составить предложения с этими словами».
На уроках литературного чтения в эпизодах знакомства, приветствия и прощания можно разыгрывать сценки, предварительно провести беседу о вежливых словах и о значимости их в нашей речи. После показа каждой сценки можно провести анализ, внимание учеников обратить на то, как стоит говорить, и как не уместно, какие этикетные формулы можно использовать в различных обстоятельствах.
В воспитательное мероприятие « Очень нужные и важные слова» можно провести беседу о языке и речевой культуре, проанализировать пословицы «Доброе слово что дождь в засуху», «Доброе слово дороже богатства», «На добрый привет- добрый ответ» и т.д., закончить мероприятие можно творческой работой- отразить в рисунках то, что дети узнали из беседы, показать и прокомментировать свои рисунки. При комментировании рисунков ученики должны использовать вежливые и добрые слова.
Конечно, такая работа не может решить всех проблем лингвистической экологии, так как затрагивает лишь одну её сторону- речевой этикет. Однако, можно надеяться на то, что даже такие робкие попытки пробудить в детях экологическое отношение к языку принесут свои плоды.
Литература: Начальная школа №10, 2003 год; №12, 2003год;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-120598-1350052298.jpg)
проблемы нравственного воспитания младших школьников
доклад по теме: " проблемы нравственного воспитания младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-282441-1377248361.jpg)
Проблемы нравственного воспитания младшего школьника
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-536049-1416697117.jpg)
Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников
В статье представлены следующие моменты: группы семей по типу родительского отношения к ребенку; термины благополучная и неблагополучная семья, четыре параметра родительского п...
Теоретический анализ проблемы экологического воспитания младших школьников
Теоретическая значимость данной статьи заключается в обобщении литературного материала по данной проблеме и изложении методических рекомендаций по воспитанию экологической культуры у детей младшего шк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-935470-1499847377.jpg)
Проблемы экологического воспитания младших школьников.
Презентация посвящена проблемам экологического воспитания детей. Автор представил направления работы, используемые для формирования экологической грамотности учащихся средством реализации взаимосвязи ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1165459-1572273473.jpg)
Проблема эстетического воспитания младших школьников
Проблема эстетического воспитания младших школьников через литературное чтение....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-179114-1360337829.jpg)
Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания младшего школьника
Младший школьный возраст – это возрастной период, согласно возрастной периодизации от 6–7 до 9–11 лет, его же называют высшей точкой развития детства [7]. В начальной школе у ребёнк...