Родительское собрание.
методическая разработка на тему
Рацион и режим питания младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рацион и режим питания младших школьников | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рацион и режим питания
младших школьников».
(Родительское собрание)
Задачи:
- показать родителям необходимость соблюдения режима питания школьника;
- убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима питания и правильно питаться;
Форма проведения:
- лекция.
На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших – питание. Еще в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные ученые выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. Можно, конечно, руководствоваться только своими вкусовыми пристрастиями, не заботясь о калорийности, составе, температуре и других параметров пищи. Понятно, что, если мы будем потреблять небольшое количество продуктов и их калорийность будет меньше, чем наши энерготраты, наступит истощение организма. Плохо, когда калорийность пищи намного превышает энерготраты. В этом случаи с большой нагрузкой работает печень, переводя белки и углеводы в жир.
Для растущего, постоянно изменяющегося организма чрезвычайно важно рациональное питание. Оно должно обеспечивать поступление в организм таких пищевых веществ, которые составляют основу формирования новых клеток, различных органов и тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию детей, повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшают работоспособность и выносливость.
Ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для развития пищевые ингредиенты: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду.
Белки – структурные элементы новых тканей и клеток. Они являются незаменимым ингредиентом, в то время как сами могут заменять жиры и углеводы. Белки входят в состав ферментов, гормонов, нуклеопротеидов.
При белковой недостаточности отмечаются серьезные нарушения высшей нервной деятельности, задержка роста, страдает образование новых условно-рефлекторных связей, развиваются малокровие и авитаминоз, снижается сопротивляемость инфекциям.
Жиры – входят в состав клеток организма, регулируют процессы роста и развития, принимают участие в обмене веществ, обеспечивают нормальное состояние иммунитета, играют роль запасного питательного, защитного и теплоизоляционного материала.
Углеводы – основной источник энергии. Они принимают участие в водном обмене, способствуют правильному использованию белка и жира, служат резервом питательных веществ в организме.
Минеральные вещества – необходимы для роста и развития скелета. Они входят в состав клеток нервной ткани, многих ферментов, секретов, гормонов, участвуют в процессах обмена, поддерживают неизменным состав крови и осмотическое давление, придают крепость костям.
Витамины – обязательная составная часть рациона. Они принимают активное участие во всех процессах жизнедеятельности организма.
Вода – входит в состав всех органов и тканей человеческого тела. Она составляет основную массу крови, лимфы, пищеварительных соков; без воды не могут происходить биохимические процессы в организме. Для удовлетворения потребностей детей в воде в рацион питания нужно вводить жидкие блюда, овощи, фрукты, ягоды, различные напитки: чай, молоко, соки и др.
По данным исследований эндоэкологического центра (г.Минск) содержание витаминов в организме школьников нормальное – у 10-12% детей; дефицит одного витамина – у каждого третьего; недостаток двух – у каждого второго;
Дефицит трех витаминов – у каждого десятого ребенка. Поэтому рекомендуется использование в профилактических дозах витаминно-микроэлементных комплексов, особенно в зимне-весеннее время.
Чтобы устранить нарушения режима питания (60% ребят не соблюдают его),
Взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. При этом распределение суточного рациона должно распределяться следующим образом: завтрак – 20%, второй завтрак – 15%,
обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 20% суточного рациона. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.
∙ Следует ли заставлять ребенка есть через силу или отказывать ему в приеме пищи перед сном? Заставлять нельзя.
Оценивая свое желание поесть, ребенок прислушивается к потребностям своего организма.
∙ Обязательно ли детям в возрасте 6-10 лет есть первые блюда? Да.
Употребление только второго блюда не вызывает «достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения». Кроме того, следует приучать ребенка есть не спеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами (чтением, просмотром телевизора и т.п.). Эстетический вид пищи, спокойная обстановка за столом, за которым собралась вся семья, соблюдение культуры питания помогут детям получать удовольствие от приема пищи и остаться здоровым.
Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками.
Установлено, что во время пребывания в школе суточные энергозатраты школьников младших классов в среднем составляют 2095-2510Дж (500-600ккал), среднего и старшего школьного возраста 2510-2929 Дж (600-700 ккал), что ровно примерно 1\4 суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах. Эти энерготраты необходимо восполнять горячими школьными завтраками.
При определенном распорядке дня учащихся рекомендуется соблюдать соответствующий режим питания.
Наименование рациона | Учащиеся 1 смены |
Домашний завтрак | 7.30 – 8.00 |
2-ой завтрак | 10.15 – 11.00 |
Обед | 13.30 – 14.30 15.00 |
Полдник | 16.30 17.00 |
Ужин | 19.00 – 19.30 20.00 – 20.30 |
Учащиеся образовательных школ обеспечиваются рациональным питанием, разнообразным на протяжении дня и учебной недели. При организации питания предпочтение отдается щадящему питанию. Такое питание предусматривает специальную кулинарно-технологическую обработку продуктов: мясо и рыбу отваривают или готовят в рубленном виде на пару; крупы разваривают до мягкости; допускается легкое запекание блюд, исключается жарение. Из рецептур блюд полностью исключается костный бульон, уксус заменяют лимонной кислотой, кулинарный жир и маргарин – сливочным маслом.
Памятка для родителей.
1. Быть для ребенка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения и правильного питания, так как одна из психологических особенностей младших школьников – склонность к подражанию.
2. Поощрять попытки ребенка придерживаться режима питания, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру поведения за столом.
3. Правильно организовать режим дня школьника: обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5-разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.
4. Не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое он делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь
5. Обращать внимание на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здравотворческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...