Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
статья на тему

Дегтярева Мария Игорьевна

Материал в статье о привлечении детей к духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno_nravst_vospit_statya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №159 «Бестужевская»

Статья « Духовно-нравственное воспитание

младших школьников»

Подготовила: Дегтярева М.И.,

воспитатель ГПД, стаж работы 11 лет

Санкт-Петербург

2014


«Духовно-нравственное воспитание младших школьников

"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"

Митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей, Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

      Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

1. Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей

Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе начального курса родной словесности направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.

1. Значение ознакомления младших школьников с предысторией православия состоит в раскрытии для них в древних верованиях,

в "нежном сочувствии к природе", в "дружестве к животным и предметам". (Ф.И.Буслаев);

  • в почитании рода ("дедины", "отчины") и лада ("дабы его помощью брак добрый и любовный был" — Ипатьевская летопись) как следствии их языческого обожествления;
  • в проявлении веры в "волшебную" силу слова как следствие не разделения "вещи" и "имени", "имени" и "свойства".

2. Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится нами в следующем:

  • в приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа: "у человека есть кровь, мышцы") и возвышении нравственных норм до "обожения" человека;
  • в раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства" в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности и вместе с тем духа русского народа (не зря "крестьянин" происходит от "христианин"): благочестия, мира, совестливости, милосердия;
  • в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;
  • в истолковании на доступном для младших школьников уровне библейского взгляда на Слово как источник и орудие творения, раскрытие христианской трактовки Слова как посредника между Богом и людьми для развития у детей ценностного отношения к "дару" слова, благоговейного отношения к "высокому" слову, несущему истину и добро ("Живи по Слову").

Возникающие на этом мути методические вопросы касаются того, как повести младших школьников (уровень религиозных представлений которых ограничивается Богом-"дедушкой", помогающим, "когда перекрестишься") от конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч к извлечению и последовательному обобщению заключенных в них понятий, идей. Не меньшая методическая проблема состоит в нахождении верной интонации чтения Библии как "величавого памятника" (К. Чуковский) культуры, ее ключевого текста.

3. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты (чтобы "ясен стал язык гугнивых" — "Повесть временных лет") формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на ее основе. Наши подходы к осуществлению в начальной школе элементарного церковнославянского чтения (библейских извлечений, отрывков из святоотеческого наследия) с представлением его ученикам как "ваятеля души славянской" (В. Иванов) заключаются в следующем: от предварительного обеспечения восприятия учащимися "плана содержания" на современном русском языке и чтения уставного письма "по заученному" до детских попыток самостоятельного, с применением догадки декодирования церковно-славянского текста с упрощенной транслитерацией, но сохранением букв, обозначающих специфические для старославянского языка звуки (Ь, Ъ, Ь, А).

4. Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у 89% детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:

  • показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как правоведничество, соборность, патриотизм;
  • проявить "добрые обычаи" (К.Д.Ушинский) в православных традициях и праздниках;
  • обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

Средством решения указанных задач выступает возвращение в построенный нами начальный курс чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц — таких, как "Бог правду любит", "Кто добро творит, того Бог благословит"), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, "слов"), несущих, по выражению Д.С. Лихачева, "этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный", и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных "светлым" мироотношением.

5. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий" (Т.И. Петракова. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. с. 82). В этой связи мы привлекаем внимание к проблеме расхождения социально-этических понятий и духовных и "светских" смыслах и все большего размывания последних, что нравственно дезориентирует детей.

Каждый десятый из опрошенных нами выпускников начальной школы отнес к антиценностям любовь (ограничив содержание этого понятия смыслами слова, "которое говорят в барах, в ресторанах и всяких заведениях"), каждый пятый дал отрицательную опенку скромности и кротости ("кого бьют"). В этой связи мы рекомендуем проведение углубленного семантического анализа "лексического собора духовности", содержащегося в святоотеческих "беседах", наставлениях ("О зависти" святого отца Василия Великого. "О трех видах лжи" Аввы Дорофея), обеспечивающего собой "свод" нравственных понятий.

Чтения, конференции, круглые столы проходят, это отрадный факт. Он свидетельствует о том, что сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне.

В чем же дело? Этот вопрос многих волнует, и мы ищем пути выхода из кризиса. Можно приводить множество причин — социальных, исторических, экономических, но есть одна фундаментальная причина, из-за которой возникли эти негативные последствия по всем направлениям жизни.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Как это делать?

Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть”. Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.

2. Духовно-нравственное состояние души человека

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Примеры доброты и милосердия мы видели во время трагических событий в нашей стране и радовались тому, как много в мире хороших людей.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

3. Воспитательная работа по нравственному воспитанию

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”,  «Недели Православной культуры» предполагают встречи с интересными людьми.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание.

4. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”. Здесь необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.

5. Работа с родителями

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

 Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...