Внеклассное мероприятие "Путешествие по играм разных народов" (2-4 классы)
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Внеклассное мероприятие способствует толерантному отношению к культуре разных народов, знакомит со старинными играми других народов и нацеливает на бесконфликтное межнациональное общение детей. Может проводиться в паралеллях, если классы небольшие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОЛОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 59
Внеклассное мероприятие
2 класс
Тема: «Путешествие по играм разных народов»
Учитель начальных классов,
первой категории
Пархоменко О.В.
Внеклассное мероприятие
«Путешествие по играм разных народов»
Цель: создание благоприятного микроклимата в классе и в школе, формирование представлений о бесконфликтном межнациональном общении.
Задачи:
- научить играть детей в старинные игры разных народов;
- помочь учащимся осознать ценность бесконфликтного общения;
- способствовать развитию толерантного отношения к культуре разных народов.
Используемое оборудование: карта России, маршрутные листы (2 шт.), конверты с карточками, картинки людей разных национальностей.
Инвентарь для игр: стулья, лента, платок, картофель (10 штук), мешочек (2 шт.), пакет с конфетами, обручи (10 шт.)
Ход мероприятия:
Организационный этап: вторые классы заранее собираются в кабинете.
Учитель: - Мои дорогие ученики, юные мулинцы! Сегодня у вас необычное мероприятие «Путешествие в мир». Что это за таинственный мир, вам поможет следующая иллюстрация.
- Чем занимаются дети?
Учащиеся: - Играют в игры.
Учитель: - А что такое игра? Как вы понимаете смысл этого слова?
Учащиеся: - Игра – зто действия группы детей по правилам.
Учитель: - Верно. А в какие игры вы любите играть? Какие виды игр знаете?
Учащиеся: - Бывают настольные игры, спортивные, подвижные.
Учитель: - Игры бывают без предметов и с предметами, для детей и взрослых. У вас в конвертах есть карточки с ситуациями. Вы должны выбрать только те действия, которые помогают при проведении любых игр и объяснить почему.
Учащиеся. Объясняют выбор ситуаций (играть всей командой, помогать друг другу и поддерживать, быть дружными, в хорошем настроении, не ругаться при проигрыше и т.д.)
Учитель: Теперь вы догадались, что отправляетесь в мир игр. Но путешествовать сегодня будут команды по играм разных народов.
Теоретический этап:
Учитель: - Наша страна многонациональная. А вы знаете, ребята, какие народы проживают в России? Представители каких народностей есть в нашей школе, в нашем поселке?
Учащиеся. – Украинцы, белорусы, армяне, чеченцы, татары, казахи, башкиры, чуваши, русские и другие.
Учитель. – Начнем все по-порядку. Как же появились люди на земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. В Библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за 6 дней, под самый конец сотворил человека по своему подобию на 7 день.
- А легенда североамериканских индейцев гласит, что однажды боги вылепили фигурки из глины и положили их обжигать в печь. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. (Приложение 2). В следующий раз боги заболтались и забыли вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, опасаясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
- Сколько сейчас на Земле народов? (Ответы детей). На земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно и 20 тысяч разных народов и языков.
- Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? (Ответы детей). В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи, пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. Но при этом мы всегда должны оставаться людьми и уважать друг друга несмотря на национальность.
Учитель. – Я предлагаю провести наше заочное путешествие по местам, где проживают разные народы и познакомиться с их национальными играми. На карте показан флажками ваш маршрут. А помогать вам так же будет маршрутный лист, на котором обязательно ставится пометка о вашем прибытии. Это флаг народа. (Приложение 3.) Счастливого пути!
Практический этап.
Учащиеся получают маршрутные листы и находят кабинет того народа, который указан на карте их пути. При проведении игр помогают родители в качестве сопровождения и старшеклассники.
Башкирия (кабинет № 33, 2 «А»)
- Здравствуйте, уважаемые гости! Вы прибыли в Башкирию. Она расположена на южном Урале. Столица Башкирии – Уфа. Коренное население – башкиры, но проживают так же русские, татары, чуваши и другие народы.
- 3 -
- Многие игры Башкирии исполнялись в прошлом на различных празднествах и во время обрядов. Такие как «Скачки», «Прутик», «Шар на земле», «Жмурки в кругах».
- Мы сыграем в старинную игру «Жмурки в кругах».
Правила: водящему завязывают глаза, играющие встают в начерченные круги. Водящий с завязанными глазами по сигналу идет к стоящим в кругах, а они меняются местами. Как только водящий подойдет к ним, все останавливаются. Водящий ищет, вытянув руки перед собой. Чтобы не попасть к нему в руки, стоящие в кругах могут наклоняться, приседать. Найдя кого-нибудь, водящий должен назвать имя. Потом они меняются ролями.
Игра «Медный пень» (Бакыр букэн)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки водящий останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
(Хозяин отвечает)
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Условия игры: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Казахстан (площадка спортзала)
Вы прибыли на юго-восток от России и попали в Центральную Евразию. Там находится страна Казахстан. Столица – Астана полна солнца, зелени и цветов. Коренные жители – казахи – издавна занимались разведением овец, лошадей и верблюдов.
Игра «Пеший кокпар».
Старинная игра джигитов – кокпар, без которой не обходится ни один казахский праздник. Кокпар – это наездник. В этой игре побеждали самые смелые, сильные, быстрые и ловкие наездники. В нашей игре кокпар пеший, но главными остаются те же качества: сила, ловкость и быстрота.
Правила: судья следит за соблюдением правил, он выстраивает участников игры в 1 шеренгу, а в 30,60 шагах располагается приз (игрушка или пакет со сладостями). Судья должен определить финиш. Итак, старт! Задача каждого игрока из шеренги, опередив остальных, добежать до приза, суметь захватить его и достичь с ним финиша. Приз достается победителю. Можно разделить участников игры на команды по 4-5 человек, если класс очень большой.
Игра «Платочек»
Количество игроков 5-6 человек. При хоровом счете 1-2-3 все разбегаются в разные стороны. Водящий должен догнать игрока, у которого находится платок в руках и отобрать его. Однако это сделать будет не так уж и легко – ведь участник, которого догонит водящий, может передать платок другому игроку, тот третьему и четвертому. Если водящий перехватит платок, то водить тому, кто платок упустит.
Белоруссия (1 этаж кабинет 2 «Б»)
- Здравствуйте, ребята! Вас приветствует белорусская земля. В Белоруссии белый аист считается птицей, приносящей счастье. За сказочной птицей люди оправлялись в дальний путь, а аист сам прилетал к добрым людям. В народе говорят: «Аист на крыше- радость в доме, мир на земле». Вот почему аистов весной с нетерпением ждут в каждой белорусской хате.
- Столица Белоруссии – город Минск. У белорусов издавна ценился труд земледельца и хлебороба. Недаром и гостей встречают хлебом-солью на вышитом рушнике и говорят «Добро пожаловать!», «Сардэчна запрашаем!» - гостеприимно приглашают белорусы. В Белоруссии даже детские игры связаны с трудом людей и именно такую игру мы проведем для вас.
Игра «Посадка бульбы»
Соревнуются две команды по 4 человека. Капитан стоит первым и держит в руках мешочек с 5 картофелинами. По сигналу капитаны бегут к нарисованным на полу 5 кружочкам (малым обручам) и «сажают» картошку по одной в каждый кружок. Затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который бежит собирать картошку.
Игра «У Мазаля»
Участники игры выбирают водящего – Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут вместе показывать или кого-то изображать. После чего идут к Мазалю и говорят: «Здравствуй, дедушка Мазаль, с длинной бородой, с карими глазами, с белыми усами!» дед им отвечает: «Здравствуйте, детки! Где вы были? Что делали?» ему отвечают: «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем!» все участники вместе показывают одно и тоже движение, о котором заранее договорились. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед их ловит.
Россия (1 этаж, кабинет 2 «Б»)
- Ребята, а как называется страна , в которой вы родились и сейчас учитесь? А какой город является сердцем России? Что вы знаете о своей Родине? Без каких русских народных игр не обходятся праздники на Руси? Пришло время познакомиться со старинной русской игрой.
Игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря, ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Кольца обвитые.
За водой пошла.
- 5 -
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей.
Условия игры: бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Рефлексивно-оценочный этап
Все участники собираются после прохождения маршрутов и делятся своими впечатлениями.
- Понравилось вам сегодня путешествовать?
- Игры каких народов вам понравились больше? Как они называются?
- Что необычное и особенное в играх запомнилось?
- Чем полезно такое путешествие?
- 6 –
Приложение
Маршрут 2 «А» класса
2) Башкирия 4) Казахстан
|
Маршрут 2 «Б» класса
2 ) Белоруссия 4) Россия
|
-7-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по теме "Люди разных народов"
Занятие способствует воспитанию толерантного отношения к людям разных национальностей....
Внеклассное мероприятие "Путешествие по играм разных народов" (2-4 классы)
Внеклассное мероприятие способствует толерантному отношению к культуре разных народов, знакомит со старинными играми других народов и нацеливает на бесконфликтное межнациональное общение детей. ...
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России"
Программа дополнительного образования детей и взрослых спортивно - оздоровительной направленности "Подвижные игры разных народов России" содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям ...
«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.
«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....
Рабочая программа дополнительного образования спортивно - оздоровительного направления «Подвижные игры разных народов»
В статье раскрываются особенности проведения внеклассной работы спортивно-оздоровительного направления учащихся 1-2 классов на основе разработки и апробации программ по народно - подвижным играм и рит...
Конспект внеклассного мероприятия - интеллектуальной игры "Знатоки окружающего мира" (2 класс).
Цели: формирование у обучающихся познавательного интереса к окружающему нас миру природы; проверка знаний обучающихся о животных и явлениях природы; формирование ответственного отношения к обучен...
Конспект внеклассного мероприятия «Своя игра по русскому языку» 4 класс
Класс: 4МТема: «Своя игра по русскому языку»Цели:привлечение внимания детей к изучению русского языка, дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развив...