Проект "Литературный календарь" 105 лет со дня рождения Н.Н. Носова.
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Сценарий литературной линейки к 105-летию Н.Н.Носова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий литературной линейки к 105-летию Н.Н.Носова. | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная линейка
«105 лет со дня рождения Н. Н. Носова»
Учитель: Филимонова С.Ю.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Н.н. Носова.
Ход праздника.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Чтобы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?... (С.В.Михалков)
Учитель. Добрый день, уважаемые ребята, учителя и гости! Надеюсь, день будет не только добрым, но и весёлым, потому что мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя Н.Н. Носова. 23 ноября ему исполнилось 105 лет со дня рождения.
Звучит музыка, выходит Незнайка.
Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Как меня зовут?
Незнайка. Да, я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов
А вы знаете, кто меня придумал?
Ребята. Носов.
Незнайка. Правильно, Николай Николаевич Носов. Ведь известному детскому писателю исполняется 105 лет со дня рождения!
Я к вам пришел не один, а со своими друзьями, чтобы рассказать о человеке, благодаря которому мы появились.
Звучит музыка, выходят герои.
(Выходят Синеглазка, Знайка, Ромашка, Кнопочка, Пилюлькин, Тюбик, Шпунтик и Винтик, Цветик, Звездочка)
Незнайка представляет героев.
Синеглазка. Николай Николаевич Носов родился в Киеве, 23 ноября 1908 года, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром.
Знайка. В годы учебы в гимназии Николай Носов увлекался музыкой, пением, любительским театром, сочинял для рукописного журнала «Икс», а также химией, шахматами, фотографией.
Незнайка. Как же он стал писателем?
Кнопочка. Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.
Винтик. «Постепенно я понял: говорит Носов, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения».
Шпунтик. Его первый рассказ «Затейники» вышел в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» в 1938 году. В дальнейшем в «Мурзилке» публиковалось большинство его рассказов, среди которых «Живая шляпа», «Огурцы», и многие другие. Вскоре вышел сборник под названием «Тук-тук».
Тюбик. Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н. Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР.
Ромашка. Наибольшую известность получила трилогия о Незнайке, за которую Носов в 1969 году получил – Государственную премию РСФСР имени Крупской.
Пилюлькин. Также писатель награждён 2 орденами и медалями.
Кнопочка.По произведениям Носова были поставлены фильмы и мультфильмы.
Знайка. Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе.
Звездочка. Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно!
Ведущий 2. Известный писатель Сергей Владимирович Михалков сказал: «Все герои Носова ''как живые'', а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…».
2 ведущий. Весёлые рассказы вызывают у детей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком – либо забавном случае. Вот послушайте, как Мишутка и Стасик, герои рассказа «Фантазеры», придумывали забавные истории.
Инсценировка «Фантазеры» (2 человека)
-Я один раз купался в море и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову – и откусила.
-Врёшь!
-Нет, правда!
-Почему же ты не умер?
-А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
-Без головы?
-Конечно, без головы. Зачем мне голова?
-Как же ты шёл без головы?
-Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!
-Почему же ты теперь с головой?
-Другая выросла.
1 ведущий. В жизни каждого человека есть место подвигу. А что, скажете, не подвиг — справиться с разъярённой живой шляпой, или вернуть украденные огурцы, или… каждый день ходить в школу?! Так-то вот — в жизни каждого человека есть место подвигу!
(Дети разыгрывают сценку по рассказу «Живая шляпа»)
- Ай-ай-ай!
- Чего ты?
- Она жи- жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По- посмотри сам!
- Ой! Ай!
- Я у-у-хо-хожу!
- Куда?
- Пойду к себе домой.
- Почему?
- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
- А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
- Ну, пойди посмотри.
- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.
- Постой, я тоже кочергу возьму.
- Да у нас другой кочерги нет.
- Ну, я возьму лыжную палку.
- Где она?
- Вон, возле стола.
- Сейчас я её как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе.
- Ага, испугалась! Боится лезть к нам.
- Сейчас я её спугну. Эй ты, шляпа!
- Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять.
- Мяу!
- Васька!
- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала.
- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Ромашка. Ребята, как называется этот рассказ?
Незнайка. Да я и сам самый великий артист на свете! Я вам сейчас такое загадаю!
(Разыгрывается сценка «Как Незнайка сочинял стихи»)
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А у тебя способности есть?
- Конечно, есть. Я очень способный.
- Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет не знаю.
- Рифма – это когда два слова оканчивается одинаково. Например: утка- шутка, коржик-моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
- Селёдка.
- Какая же это рифма: палка- селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет. Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.
Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.
- Понял, понял! Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово!
Ха-ха-ха!
- Ну, придумай рифму на слово «пакля»
- Шмакля.
- Какая шмакля! Разве есть такое слово?
- А разве нету?
- Конечно, нет.
- Ну, тогда рвакля.
- Что это за рвакля такая?
- Ну, это когда рвут что- нибудь, вот и получается рвакля.
- Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
- А если я не могу подобрать другого слова?
- Значит, у тебя нет способности к поэзии.
Вот послушай, как наши ребята будут подбирать рифмы к словам.
Ребята, подберите рифму к слову: «речка», «дочка», «лягушка», «парта», «мошка», «дверь».
Незнайка. Братцы, да разве у меня нет способности? Послушайте какие я сочинил стихи.
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул чрез овечку.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный.
Кнопочка: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Садись рядом с нами, смотри внимательно и учись, чтобы с тобой не произошла вот такая история, которая случилась с Федей Рыбкиным героем рассказа Н.Носова «Федина задача»
(Дети разыгрывают сценку по рассказу «Федина задача»)
Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришёл с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.
Федя. Вот и хорошо! Моя младшая сестра Рина уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мама тоже куда-то ушла. По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.
(Достает из сумки задачник и ищет заданную на дом задачу.)
Диктор. Передаем концерт по заявкам.
Федя. Концерт — это хорошо. Веселей будет делать уроки.
(Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.)
Федя.Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…»
Звучит песня
Жил-был король когда-то,
При нём блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.
Федя. Вот какой противный король! Блоха ему, видите ли, милей родного брата! (Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала.)
«На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки…»
Звучит песня
Позвал король портного:
— Послушай, ты, чурбан!
Для друга дорогого
Сшей бархатный кафтан.
Федя. Ишь что ещё выдумал! Блохе — кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!
— Плохая песня. «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна…»
Звучит песня
Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь, –
Федя. Интересно, кто такой титулярный советник? (Он потёр обеими руками уши, словно они у него замёрзли, и принялся читать задачу дальше.)
— Так. «…Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Тьфу! — плюнул Федя. Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки…
Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу — и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.
(Взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошёл к своему другу Сорокину.)
Учитель. Сегодня мы прикоснулись к творчеству Н.Н.Носова – одного из самых любимых детских писателей. По его книгам ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы, в которых звучат всеми любимые песни. Давайте все дружно споем песню «В траве сидел кузнечик»
Объявление победителей конкурсов.
А теперь посмотрим мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».
Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».
Учитель. Наша встреча заканчивается, но не заканчивается дружба с Николаем Николаевичем Носовым, с его книгами, которые согреты добрым юмором. Читайте книги Н.Н.Носова и вам никогда не будет скучно в компании с его героями! Герои книг “ как живые” а их фантазия,их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству”.
Ведущий. Спасибо за внимание! Проходит время, однако, персонажи, придуманные Носовым, не стареют.
Знайка. Новых открытий вам ребята!
Ромашка: Оставайтесь всегда такими же весёлыми и красивыми!
Винтик: Пусть у вас ничего никогда не ломается!
Пилюлькин: Никогда не болейте!
Синеглазка: Слушайтесь старших!
Незнайка: Братцы! Хорошо учитесь, чтобы всё знать!!! До новых встреч, ребята!
Все хором. - Удачи вам! Успешного чтения!
Звучит музыка, герои уходят за кулисы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАТЕЙНИКИ И ФАНТАЗЕРЫ К 100-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова (23.11.1908–1976)
Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: "Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А ста...
Литературная линейка «105 лет со дня рождения Н.Н. Носова».
Сценарий праздника....
Внеклассное занятие ко дню рождения Н.Н.Носова
Презентация по произведениям Н.Н.Носова для 2-3 классов....
Тест по произведению Н.Носова "Мишкина каша"с презентацией по творчеству Н.Носова
Материал для урока по литературному чтению....
Воспитательный час, посвященный 110 -летию со дня рождения детского писателя Н. Н. Носова
Методическая разработка воспитательного часа, посвящённого юбилею детского писателя Н.Н. Носова....
Сценарий проведении районного конкурса «Умники и умницы» для учащихся 4 классов общеобразовательных организаций района, посвящённого 115-летию со дня рождения, детского писателя Николая Николаевича Носова.
Основная цель проведения конкурса "Умники и умницы" это приобщение к творческому наследию Н.Н. Носова и ценностям детской отечественной литературы.Основные задачи конкурса:Распространит...
Текст рассказа Н.Носова "Федина задача". Тест к тексту Н. Носова "Федина задача"
Методический материал для учителей начальной школы по подготовке и проведению урока литературное чтение 3 класс по программе "Школа России&quo...